Минск-Байкал-Минск, 2004 - Глава двадцать вторая «Дорога в Братск»

Страница 23 из 29
Глава двадцать вторая «Дорога в Братск»

Не успел наш ржавый друг как следует прогреться, а мы уже дали ему нагрузку. Теперь предстояло опять же преодолеть серьезный подъем и как ни странно Москвич залетел на вершину как на крыльях. Потом предстоял спуск. В силу того, что тормоза были совсем хреновые, я, упершись спиной в сидение, давил на них изо всех сил. Костя тоже помогал тормозить, изо всех сил давя мне на колено. Спустились мы раньше, чем успела от недетских усилий сломаться педаль тормоза, либо сидение, либо я получил вывих колена. Оказавшись на гравейке, мы со скоростью 20 км/ч взяли курс на Иркутск.
Так как в тот день было отнюдь не пасмурно, то через десять минут стрелка указателя температуры предательски поползла к 100 градусам. На такой скорости двигатель не охлаждался и поэтому было два выхода из создавшейся ситуации. Либо увеличить скорость, либо остановиться и остывать. Увеличению скорости мешала гравейка, на которой и так дюже колбасило, но, вспомнив слова моего лучшего друга Antonio Banderasa – «Больше скорость - меньше ям!», я врубил третью передачу и поехал уже 40-50 км/ч. Ям меньше не стало, но вибрация хоть и стала более высокочастотной, но уменьшилась. Минут через 15 температура вернулась на свое место. Не знаю может чистейшая Байкальская вода, залитая в наш радиатор имеет другую теплоемкость, что машина так себя повела.
Очень много на дороге было и таких животных как сусликов. Суслик – самое любопытное животное. Тусуясь по степям, он постоянно поднимается на задние лапки и смотрит по сторонам не приближаеться ли опасность. А самое любопытное получают передним бампером в лоб. Несколько раз нам перебегали дорогу эти зверки и очень много попадалось сбитых. Мы же слава богу вовремя притормаживали.

В скором времени мы уже заехали в поселок Еланцы. Так как там была заправка, то мы конечно же на нее свернули. Бензин был дюже дорог и поэтому я залил всего 10 литров. Заправляя машину, я обратил внимание на колеса нашего Москвича. Прыжки по камням не прошли бесследно и на переднем правом колесе образовалась груша, на заднем правом этот процесс только начинался, а по левой стороне пока все было отлично. Сообщив эту информацию Косте, мы оба сошлись на мнении, что будем ехать пока не выстрелит. До дома оставалось семь с небольшим тысяч и такие рассуждения были верхом легкомыслия, но нам было уже все по барабану.
Ближайшие пятьдесят километров представляли собой гравейку, которая в конце концов перешла в асфальт. Проезжая поле жарков, мы остановились и сфотографировались среди этих оранжевых цветков, один все-таки выкопали. Выкопали грамотно, вместе с куском земли. Мы его посадили в горшок, которым послужила обрезанная пяти литровая бутылка. Воткнув рядом шампур и привязав стебель, мы поставили это добро в салон. По словам моего напарника, ехать стало приятнее. Приехав в Баяндай, я опять же свернул на заправку, где бензин был уже подешевле. Капнув в брюхо Москвича 20 литров, мы поехали дальше. Не буду описывать дорогу до Иркутска ибо она уже освещена выше. Расскажу только, что на въезде в город нас тормознули менты и, проверив документы, отпустили.

Проехав основные улицы и мост через Ангару, мы свернули в микрорайон Новоленино, что на самой окраине города, за продуктами. Забыл читатель рассказать, что мой пра, пра и т.д. прадед основал в Иркутске улицу. Она так и называется – улица Глазкова. По словам моего деда, корни нашей фамилии сосредоточены на Урале, но то ли во время переселения, то ли по своей воле этот дальний родственник поселился в Иркутске и развил там бурную деятельность. Во время общения с ребятами на Байкале, я поднимал этот вопрос и они сказали, что улица такая есть и даже от нее получил название микрорайон Глазково. К сожалению, мне было не до поиска улицы.

Остановившись у магазина, мы разделились. Я пошел искать почту, чтобы отправить письмо любимой, написанное в одно прекрасное утро на Байкале, а Костя пошел ознакамливаться с ассортиментом в продуктовых магазинах. Покончив с делами на почте, я составил Костику компанию в хождении по магазинам. Закупились мы конкретно. Потом я еще сбегал в виноводочный отдел, где приобрел четыре бутылки Байкальской водки. Идея заключалась в том, чтобы привезти ее в Минск и там распить с друзьями. Подкрепившись мороженным и купив в нагрузку минералки, мы поехали. Выехав из Иркутска, наш стальной конь поехал на запад, оставляя каждую секунду по двадцать с лишним метров за кормой. Ехалось неинтересно. Эту дорогу мы уже раз проехали и поэтому нового ничего не было.

Обогнув Ангарск и немного поплутав в Усолье-Сибирском, наш экипаж уже было обрадовался, завидев указатель с дешевым бензином. Но только потом мы увидели табличку, на которой мелко было написано «наливом в бензовозы». Ругнувшись матом, мы свернули на другую заправку, где влили в утробу Москвича 20 литров по 11.6 рублей.

Съеденного в Иркутске мороженного оказалось явно недостаточно для наших молодых организмов и буквально через двадцать километров мы съехали с дороги, чтобы подзаправиться самим. Накатив по литру кефира и плотно покушав сухим пайком, я отдал руль Косте, а сам развалился на переднем сидении. Так как двигатель нашей машины потреблял масло, где-то по литру на каждую тысячу пути, и в запасах его не осталось, мы ехали в поисках заправок, где можно было бы его купить. Поиски длились недолго и вскоре я уже заливал самую дешевую минералку из синей канистры «ТНК» в двигатель. Четыре литра масла стали нам в 171 рубль.
Развалившись на переднем сидении, я пытался хоть как-то занять себя. Пытался поспать, но в силу очень жаркой погоды залезать под одеяло не хотелось, а валяться просто так не моглось. Плохо, что могу я уснуть (если не уставший) если не накроюсь хоть каким-нибудь покрывалом. Пытаясь наладить контакт с домом посредством сотовой связи, я каждые 5 минут доставал из бардачка телефон, но сети не было. Сидеть и смотреть в окошко на проплывающие мимо пейзажи уже приелось, но все равно мимо моего внимания не ускользнул тот момент, что вдоль дороги тусовалось очень много коров. За восемнадцать дней похода мы рассказали друг другу все байки и поэтому ехали молча. Костику тоже было довольно таки не холодно и поэтому проезжая мимо какого-то болота с участками открытой воды, он остановил машину и шел купаться. Как и следовало ожидать, вернулся он грязный и еще пару минут я поливал на него водой из бутылки, смывая коричневый торф. Замечу, что из всех членов экипажа от жары не страдал только Москвич, который держал стабильные 80 градусов.

Времени уже было за семь часов вечера и жара стала понемногу спадать, но это не помешало Костику сбегать искупаться уже вторично и на сей раз в реке. Я же к этому времени нащупал сеть и отправлял SMSки. Одну ребятам на работу, а вторую своей ненаглядной. По предложению своего напарника я написал коллегам, что мы едем к океану. К какому – пускай сами думают. Пока Костя купался мне пришли ответы, содержание которых было банальным: все хорошо, возвращайтесь, ждем. Через какое-то время вернулся Костик и мы поехали дальше. На пути нам частенько попадались валяющиеся доски, которые приходилось объезжать. А спустя пару километров мы увидели МАЗ груженный этими самыми досками, который стоял на обочине и в кузове два чувака перекладывали и укрепляли пиломатериалы.

Рассекая воздух на скорости, наш железный конь собирал на лобовое стекло различных его обитателей, а точнее насекомых. К девяти часам вечера на Лобовике образовалась корка из спрессованных комаров, мух и их частей. Видимо моему напарнику этот факт не мешал видеть дорогу и он отверг предложение остановиться и привести прозрачность в норму. Намотав на колеса еще двадцать километров, мы оказались в уже вышеописанной деревне Тулюшка, где малышня поставила на поток сбор милостыни с проезжающих машин. Как и следовало ожидать переезд был закрыт и малыши не заставили себя долго ждать. Один проводил опрос по одну сторону, а второй соответственно по другую. Видать не от хорошей жизни. Ладно это пацаны, а девочки. Я как-то мало обращал внимание на наличие таковых на обочинах, но наслышан от местного населения был богато. Цены смешные – варьируют около стоимости бутылки.

Через переезд проехал товорняк и открывшись шлагбаум освободил нам путь дальше. Мы ехали параллельно железной дороге и почти синхронно с товарняком, который изредка мелькал среди березовых рощ.
Вечерело. Подъехав почти к началу Тулуна, мы свернули с дороги и остановились перекусить. Дальше за руль садился я, и поэтому Костик перебрасывал вещи, готовя лежак. Побыструхе перекусив и вымыв от слоя насекомых стекло, я сел за руль. Костя уже был в машине и давал на массу. Чтобы перелет до Братска был спокойным, мне пришлось в Тулуне заехать на АЗС, где, капнув 20 литров в брюхо нашего автомобиля, я поехал по городу в поисках выезда на Братск. Следуя по указателю установленному в центре города, я выехал на какую-то дорогу. Километров 15 меня брали сомнения правильно ли я еду, но потом увидев километровый указатель и вспомнив, что других дорог с Тулуна нет, успокоился. Дорога была без ям, но с легкими дефектами, неширокая, всего в две полосы и наверное как и все неинтересная. Ночь уже во всю вступила в свои права и разглядеть, что-либо в округе не представлялось возможным. Встречных машин было немного, но все равно они вызывали неприятные ощущения. У правосторонних машин ближний свет смещен влево (у наших к правой обочине) в результате чего они нещадно слепили. Я никуда не спешил и держал 70-80 километров в час. Ехалось спокойно. Привычно шелестел растянутой цепью мотор.

Во время сборки движка я решил заменить и цепь ГРМ. Старую расшплинтовать мне не удалось и поэтому, прибегнув к помощи «болгарки» я ее распилил. Поставив новую, у меня возникли трудности с ее зачеканиванием и я не мог дать стопроцентной гарантии, что в один прекрасный момент цепочка не расшплинтуется и поршня не звезданут по клапанам. Подтягивать цепь было впадлу. С момента старта от Байкала мы проехали почти 700 километров и к счастью, проблем с глушителем не возникло. Мотор приглушенно рассказывал свои четырехтактные истории машине, которая в свою очередь иногда поддакивала ему скрипом рессор или незначительными стуками подвески. Нового я ничего не слышал и поэтому под фонограмму «Чайфа» я размышлял о различных вещах.

Населенных пунктов по дороге встречалось мало, указателей вообще не было и поэтому ориентироваться приходилось по спидометру. Где-то во второй половине пути асфальт закончился и дорога пошла по бетонным плитам. Стыки были хорошо заделаны и поэтому, проезжая их, я не особо чувствовал неровности. Теперь, Москвич стал походить на железнодорожный состав. В силу того, что бетон имел рисунок ромбиком (по крайней мере, гладким он не был) к шлепкам проезжающих стыки колес добавился какой-то непонятный визжащий негромкий звук. Догадаться было нетрудно, что исходит он от колес.

Буквально через 30 километров вновь начался асфальт, но дорога как-то странно разделилась и стала четырехполосной. Странность заключалось в том, что разделительная полоса была метров 30-40 в ширину. Иногда даже встречная полоса шла по верху обрыва, а моя по низу. Наблюдался так называемый перепад по высотам. Огромное преимущество этой дороги в том, что, разъезжаясь с встречной машиной, не нужно переключаться с дальнего.

Через полчаса езды дорога опять пришла к своему первоначальному состоянию и показавшиеся на горизонте огни выдавали близость Братска. Но прежде чем попасть в город мне пришлось слегка поплутать. Из-за того, что указатели напрочь отсутствовали, я полагаясь на интуицию на круговом движении не туда свернул. Покрутившись, я все же нашел дорогу и часам к трем ночи уже въехал в город. Теперь оставалось найти плотину Братской ГЭС, но что-то я начал тормозить и накатал по городу лишних 40 километров.
Сам Братск очень небольшой городишко, где-то как наша Малиновка или Лошица, но его отдаленные части разбросаны по большой территории и на немалом удалении от центра. Найдя дорогу на Усть-Кут, я в 4 утра уже был на плотине. Проехав по ее гребню на другой берег, я стал неподалеку от дороги и дал на массу.
Проснулись мы в районе 8 часов. По словам Костика заночевали мы на помойке. Да действительно, читатель, вокруг валялось очень много мусора. Закрыв машину, наш экипаж поднялся к правому крылу плотины. Приблизительно в то же место, где стоял фотограф который фотографировал эту панораму. Мы тоже сделали несколько снимков и пошли на гребень.

Братская ГЭС. Дивным давно, более полувека назад на этом месте находился страшнейший непроходимый порог «Падун», унесший много жизней смельчаков, пытавшихся его покорить. Были, конечно, люди, которые его одолевали, но сейчас их имена давно позабыты. «Падун» давно интересовал гидростроителей. Больно уж удобное место для постройки станции. Здесь, в эпоху формирования земной коры, под действием тектонических сил огромные массы расплавленной магмы, изливаясь из земных недр, образовали мощную гряду траппов в виде темно-серых диабазов, которые преградили путь многоводной реке. Миллионы лет понадобилось Ангаре, чтобы пробить в этой гранитной преграде русло шириной километр. Возможно, в те доисторические времена, Ангара низвергалась здесь водопадом, который постепенно разрушая сброс и отступая вверх по реке, прибил этот протяженный каньон, примерно так же как Ниагарский водопад на р.Ниагаре постепенно отступает к озеру Эрн. Оперев плотину на мощные скалы «Пурсей» и «Журавлиную грудь» люди собрали перед плотиной глубокое водохранилище и направили воды Ангары в турбины. По самому гребню плотины проложены рельсы, а чуть ниже – автодорога, по которой мы дошли до середины и смотрели вниз на расположенный в нижнем бьефе машзал. Судя по бурунам станция несла далеко не полную нагрузку. Из двадцати агрегатов работало всего четыре или пять. В завершение осмотра, мы, перейдя железную дорогу, оказались со стороны верхнего бьефа. До самого горизонта простирались темно-синие даже черные воды Братского водохранилища.

Байкальские воды неуспехи замутиться и были такие же прозрачные. Смотреть в черную, безграничную бездну страшно и интересно. Но, как ни смотри, ничего кроме темноты там не видно. Закончив с осмотром плотины, мы пошли к машине, где, достав атлас, стали напряженно искать место стоянки. Разрабатывалось два варианта: либо ехать на водохранилище, либо спускаться вниз по течению и искать место на Ангаре. Я больше склонялся ко второму варианту и поэтому, пригласив Костика в машину, я поехал в нужном направлении.



Губко Владимир
Усовершенствованные походы выходного дня (Гайнаиад...

Читайте также:

  1. Комментарии (12)

  2. Добавить свои

Комментарии (12)

This comment was minimized by the moderator on the site

Спасибо за рассказ! Очень интересно! Любителей Москвича приглашаю к себе - http://zanuda.offtopic.su Если там выскочит сначала реклама , то просто обновите страницу.

Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

Браво!!! :-) Очень понравилась Ваша история. У меня тоже возникла идея по поводу поездки на своём Москвиче на Байкал. Я всегда знал, что Москвич - хорошая машина и Вы это ещё раз доказали!

Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

О-о-оо-о. Мне понравилась Ваша история. Один удачный случай из ста, или тысячи.Потенциально ваша поездка была обречена. Я даже немного завидую. Но и сочувствую. Много какой то что ли одержимости, максимализма. И все таки вы молодцы.

Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

В этом году я просто так плюнул и поехал за 2000 км,в Таганрог.Посмотрел на Азов. После этого расказа ,будущим летом поеду на Байкал,тем более там одноклассник живет. А потом,потом куда фишка ляжет...

Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

Ну что я могу сказать... ТААК ДЕРЖАТЬ. У меня тоже сколько раз было таких путешествий, только правда самые далекие это был Крым. Но проехать весь в крым вдоль поюережья тоже интересно. Также с корешем всю Беларусь объездили, и на детских надувных...

Ну что я могу сказать... ТААК ДЕРЖАТЬ. У меня тоже сколько раз было таких путешествий, только правда самые далекие это был Крым. Но проехать весь в крым вдоль поюережья тоже интересно. Также с корешем всю Беларусь объездили, и на детских надувных лодках по свислочи сплавлялись.. Всяко было.. Я тут прочитал про Владивосток... Тоже была такая идея, только правда на поезде =)

Подробнее
Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

Уже вовсю печатается отчет.

Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

Привет из Болгарии! Впечатляющий рассказ, прошу разрешения переводить на болгарски и скачать на сайте болгарских москвичеводов, как мануал... (Подробней описался в личку)

Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

Ребята, Вы молодцы! Такое осуществили! В Вас живёт писательский талант, а также вызывает уважение умение чинить автомобиль!

Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

Хороший рассказ, читал всю ночь а на утро завалил всю работу.

Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

Молодцы! Неоднократно ездил до Сургута на всяком автохламе в веселые 90-е по этим же направлениям... Тогда ночевать где попало- было большим шансом не дожить до рассвета... и дороги были платные... Вам уже было легче.

Guest
Здесь не опубликовано еще ни одного комментария
Загрузить еще

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением