Минск-Владивосток-Минск. Июнь-Июль 2009

 

Часть первая:

 

 Идея



Глава 1. Прибор



 Да, так странно называется живописное место в Осиповичском районе на берегу реки Птичь.
С этого места все и началось. Было это 2006 году. На нашей станции случилась авария. В первый день лета у турбины на последней ступени отлетели лопатки, и в силу того, что ремонт предстоял продолжительный, нас - оперативный персонал - отпустили в длительные отгулы.
 Этим моментом нельзя было не воспользоваться, и я со своим другом Мишкой Артамоновым, собрав байдарку, решили за недельку сплавиться по Птичи аж до самой Припяти. Птичь в верхнем течении - река весьма "жесткая". Петляя по болотам среди камышей, она не имеет сухих мест по 20-30 километров, бывает настолько узкой, что приходится продираться сквозь заросли камыша и имеет очень слабое течение.

Так вот, проходя окрестности Дараганово, нами было замечено прекрасное место для стоянки. Река в этом месте делала крутой правый поворот, подмывая левый берег, на котором находилась обширная поляна, обрамленная хорошим хвойным лесом. Стоянка была ухожена и не загажена. Кто-то даже сделал лавочки и импровизированный стол-пень. Подходящая лесная дорога говорила о том, что сюда можно подъехать на машине. Существование такого живописного уголка я взял на примету и собирался туда приехать при первой же возможности.
И такая возможность представилась в мае 2007 года. В те дни Минск просто "дурел" от жары. Всех тянуло на природу, поближе к воде. Мне позвонил армейский друг и предложил выехать куда-нибудь на пару деньков отдохнуть от городской суеты. В Минске все озера и водохранилища были сразу отменены, так как огромное количество пьяных подростков, целлюлитных женщин и просто отдыхающих омрачили бы мне настроение и отдых. Хотелось побыть одному. Вот тут-то и пригодилось место, которое я нашел с Мишкой Артамоновым летом 2006 года. Приехали затемно. В силу того, что это была пятница и ближайшие пару дней на работу идти не надо, мы сидели у костра и пили. Наступил тот исторический день 26.05.07. Начался он как обычный субботний день, но к обеду на нашу поляну приехал микроавтобус, из которого высыпало целое семейство: два взрослых мужика, две женщины, разнокалиберные детишки и очаровательное создание лет 18-19. Сопоставив схожесть двухгодовалого ребенка с этим созданием я даже расстроился: "Такая молодая, а уже мамаша. Блин! Такую девушку окольцевали!"
Наши соседи ловили руками рыбу и ничем нас не напрягали. Когда мы с толстопопым Пашкой разожгли костер и, разогрев вчерашний шашлык, принялись мелкими порциями вводить в наши организмы различные виды алкогольной продукции. К нам подошла женщина:
- Ребята! А можно мы вашим костром воспользуемся. Мы хотим уху сварить.
- Да, пожалуйста. А что уха, без 100 грамм? Ведь без водки это просто рыбный суп!- сказал я и протянул женщине уже почти допитую бутылку водки.
В силу того, что процесс готовки на костре очень долгий, мы с женщиной разговорились. Она рассказала, что живут они неподалеку в деревне и приехали отдохнуть, что ее муж сделал лавочки на этой поляне, а какие-то вандалы их сожгли. И, самое главное, мне рассказали о том, что в свои 36 лет она решилась родить третьего ребенка. Вот тут-то, читатель, мне масть и поперла! Мобилизовав все свои духовные силы, все красноречие, я ненавязчиво решил познакомиться с девушкой, которая стояла неподалеку и поддерживала горение костра.
Девушку звали Таня. На мои вопросы она отвечала охотно, и как-то незаметно для нас обоих мы разговорились. Когда же родители девушки попросили приготовить ее шашлык, то я вызвался ей помочь и ни на секунду не замолкал. В момент готовки шашлыка я, не жалея красок, рассказывал Тане о приключениях, которые случились со мной и моим бравым напарником Костей во время путешествия на озеро Байкал.
- Вот, собираюсь поехать во Владивосток, только не знаю когда и с кем, - закончил я изливать свою душу.
- А я сама из Владивостока, я там родилась,- вдруг ошарашила меня моя очаровательная собеседница.
- В смысле???
- У меня папа моряк, мы до середины 90-х жили во Владике, а потом вернулись на Родину родителей, в Белоруссию,- продолжала она.
- А еще у меня есть мечта: хочу съездить во Владивосток, туда, где прошло мое детство,- поделилась со мной Танюша.
К этому моменту в моей голове созрел грандиозный план, появились новые идеи и радужные перспективы. А конкретно: Поехать с Таней на Дальний Восток, сделать ей предложение, жениться, нарожать детей и спокойно жить. Я встретил будущую жену, напарника для поездок, второго водителя и смысл жизни в одном лице.
В этот день был заложен первый кирпич грандиозной авантюры и нашей семейной жизни.
Замечу… Что каждый из нас настолько увлекся мыслями о Владивостоке, что шашлыки, которые мы жарили, приобрели черноватый оттенок.

Глава 2. Только Москвич


В силу того, что во Владивосток мы решили ехать на автомобиле, то вставал вопрос о его выборе. Опираясь на предыдущий опыт походов, я предложил Тане поехать на Москвиче. Да и другие машины, в принципе, даже не рассматривались. Особым положительным фактором являлось то обстоятельство, что, как у меня, так и у моей невесты, продукция Ижевского и Московского автозавода была первой машиной в водительском опыте и вызывала только положительные эмоции, особенно если речь заходила о прочности кузова, подвески и надежности двигателя. Итак, решено! Только Москвич! Оставалось найти подходящий еще живой аппарат. Ясное дело, что обычный седан типа М-2140 или М-412 для таких поездок малопригоден. Хотелось найти ИЖ-Комби или вообще супер вариант - Москвич 426/427, 2136/2137 в кузове универсал. Мимо такой машины ни один человек не пройдет равнодушным. Задняя дверь с "галимой" ручкой, торчащая из задницы горловина бензобака и узенькие, аляповатые задние фонари вызывают к этой машине особые чувства.
Зимой 2008 года я начал первые ненавязчивые поиски по своему особому методу. Суть метода заключалась в следующем. Кроме интернета и газет я искал машину по дворам. Идешь и смотришь, может где стоит на приколе и ржавеет нужный тебе Москвич, давно позабытый хозяином. Если такой вариант попался, то остается только положить под дворник записку, и есть вероятность, что хозяин ответит. Не исключен также опрос друзей, знакомых и малознакомых. Может, где кто видел или слышал о такой машине. Итак, поиск начался. За зиму я посмотрел только одну машину - бежевый ИЖ-Комби 1988 года. Нашел мне его в Осиповичах мой двоюродный брат. За исключением замасленного движка все у этого ИЖика было крепкое и исправное. Цена в 300$ меня смущала, и этот вариант я отбросил. Увидав однажды живой 37ой Москвич, я просто влюбился в эту машину и понял, что искать нужно именно такой. Выбор был небогат. За полгода встретились такие варианты:
М-2136 150$ по объявлению в газете. Когда позвонил, его уже продали.
М-2137 180$ гламурно розовый. Нашел в нете. Тоже продан.
М-427 Увидел с электрички в районе Мачулищ. Без документов и напрочь гнилой.
М-2137 Красный. Ездит в Дружном. Продать отказались.
М-427 В Минске на улице Аэродромной. Пацан зарядил 700$. Говорил, что ждет передний мост от М-410 и сделает внедорожник. Удачи! До сих пор гниет.
М-2137 83г.в. Синий. Стоял на улице Чкалова. Зарядили 300$. Гнилой.
М-2137 в районе Несвижа. Разукомплектован. Сгнил напрочь.
И наконец-то мои поиски увенчались успехом. Было это 19.06.08. Чтоб как-то веселее работалось перед ночной сменой я купил наисвежайший номер газеты Автобизнес. В ней попалось объявление, что продается М-2140 Универсал 1976 г.в, 150$. Я тут же позвонил.
 - Алло, скажите, а Москвич точно в кузове универсал?
 - Да.
 - Забираю, не глядя!
Со слов продавца машинка была живой, но только у нее сгнили передние крылья. Договорились мы встретиться на следующий день в Минске, посмотреть Москвич, обговорить все нюансы и, если возникнут какие-то трудности, их решить. Через час мне перезвонили:
- Извините, наверное, завтра встретиться не получится. Я сильно газанул с места и у меня сломалось сцепление.
- Ерунда! Я затяну машину на буксире, только продайте.
Наступил тот долгожданный день. Я приехал в Минск и встретился с продавцом. Им оказался 18 летний пацан, который только-только получил права, купил у друга эту машину, а его уже забирают в армию. К 37ому ехали на автобусе.
Он стоял, уютно примостившись к бордюру на парковке. Ухоженный, ярко красного цвета, поблескивая хромированными детальками, он сразу вызвал к себе симпатию. Сразу бросилось в глаза, что машина крепкая и ездила мало, ибо обута была еще в древние диагональные шины. Салон был ухожен, обивка целая, панель не потрескавшаяся и, что самое главное: не битый и не коцанный кузов. Единственным слабым местом были подгнившие задние арки и дырявые передние крылья. С документами было почти все в порядке: отсутствовала страховка и доверенность. Особый шарм придавали древние черные номера. Парень, который продавал машину, приложил к ней руки и под капотом стояли новые цилиндры сцепления и тормозов, блестели новенькие хомуты и ничего не болталось на соплях. Стоял даже новый аккумулятор. Двигатель заводился с полоборота, передачи включались, но машина не ехала. Договорившись, что завтра я приеду на машине и отбуксирую "Космич" на дачу, а продавец застрахует машину и отыщет хозяина, мы разъехались.
Для буксировки машины я взял в напарники, опытного в этих делах , коллегу по работе и друга- Теханыча. Ему, правда, некуда было деть шестилетних близнецов-сыновей и поэтому мы поехали в вчетвером. Будущий солдат сдержал свое слово, то есть застраховал машину, но хозяина не нашел. Но это меня не расстроило, ведь в век интернета найти любого человека не проблема. Скинув 50$ за аккумулятор и отдав его прежнему владельцу, мы прицепили к отцовской Volvo теперь уже мой Москвич и направились в Руденск. Получилось неплохо: пусть без аккумулятора, но за 100$ я приобрел то, о чем мечтал долгое время.
По приезду мы первым делом устроили машине детальный осмотр. Теханыч очень бурно восторгался "легким" рулем и мягкостью подвески. Я снял со своей машины батарею и пробовал заводить.
Двигатель схватывал сразу, ровно урчал на всех оборотах, громко "попердывая" в прогоревший глушитель. На осмотр приобретения приехал и мой давний друг Андрос Лупачев, который тут же устроил фотосессию.


 (((((((((((((((Вставишь фото с Техановым)))))))))))))))))))

Он-то и обратил внимание, что, когда газуешь, то начинает показывать спидометр. "Ага! - Подумал я.- Значит, сцепление здесь не при чем.". Мы завели машину, включили 4 передачу, а Теханыч наблюдал за происходящим, особенно за карданом, который вращался.


 После недолгого совещания наша компания пришла к выводу, что в заднем мосту обрезало полуось, и больших проблем по ее замене нет, так как у меня в запасах был целый мост в сборе. Окончив дискуссию, Теханыч загадочно улыбнулся и сказал:
- Глаз! Ты что себе думаешь? У меня с утра, как я увидел этот Москвич, "колосники горят".
В процессе тушения колосников мы еще не раз подходили к Москвичу, спорили, заводили, слушали, смотрели, нюхали и развивали неслабые дискуссии. План работ был огромен: полностью перебрать автомобиль.
До отъезда оставался ровно один год...



Глава 3. Реанимация (в переводе с Лат. - "оживляю")



Опыт предыдущих поездок показал, что обычно ломается то, что ты плохо собрал, сделал или вообще не трогал. А так как времени у меня было много, то хотелось полностью перетряхнуть Москвич. Начать я решил с заднего моста. В один прекрасный день я поддомкратил машину, извлек полуоси и обнаружил, что они целые.
- Значит, хана редуктору, - подумал я и принялся его снимать. Спустя десять минут моему взору предстало зрелище беззубых сателлитов и полный картер моста металлических ошметков. Это ж как нужно ездить, чтоб порвать задний мост!
Спустя какой-то час Москвич уже с новым редуктором, снятым с его сгоревшего собрата, уверенно ехал в сторону Дружного. Пробная поездка выявила следующее: карбюратор(К-126) разрегулирован, коробка передач - хлам, который забыл что такое синхронизаторы и требовал либо огромных усилий, либо шаманских обрядов для включения передач. Что касается моста, то он выл, как голодная волчица в 40-градусный мороз. Зато "Космич" уверенно держал дорогу и управлялся буквально одним пальчиком, будто у него стоял гидроусилитель. Не обрадовал и двигатель: уж как-то сильно он дымил в сапун. Сцепление тоже было не первой свежести. Попытавшись забраться на горку, Москвич встал, а из-под него повалил едкий, вонючий, специфический дым паленого "феррадо".
Глобальной разборкой я занялся спустя пару дней. Сразу демонтировал двигатель, коробку, кардан и некоторые мелочи. По мере работы находились все новые и новые дефекты, такие, как оторванная подушка двигателя, трещина в балке, некоторые прогнившие полости и элементы кузова и.т.д. Спустя пару недель в дальнем конце дачного участка стоял просто голый остов на колесах. Работы с машиной было много и, чтоб обеспечить себя запчастями и прочей мелочевкой, я решил приобрести донора. Им явился яично-желтый Москвич 2140 76 г.в., стоявший на приколе без движка и коробки неподалеку, в начале Руденска. Найти хозяина не составило труда и через пару дней, выкупив машину за литр всеми ценимой жидкости, мы с младшим братом притянули ее на дачу.
      Целую неделю мы потрошили этот желтый "Маскарад". Если что-то не откручивалось, в ход шла болгарка. Где не помогала болгарка - за дело брался газовый резак. В результате от кузова осталось нечто.
((((((((((((((((((((((((((Тут фото остова)))))))))))))))))))))))))))))))))))
А у меня в распоряжении появилось множество донорских органов. "Возвращение к жизни" я начал с кузова. В силу того, что я не располагаю сваркой полуавтоматом, то ремонтировал самую дорогую деталь машины с помощью заклепок. Правда, я очень сильно переживал, что мой кузовной ремонт не будет вписываться в эстетические автомобильные нормы, но меня успокоила Танюша весьма веским аргументом. Чтобы внести разнообразие в нашу жизнь, мы решили хмурым дождливым днем полетать на самолете. Полетели в Гомель. Когда наш АН-24 поднялся выше облаков и его щедро озарило солнце, моя неунывающая боевая подруга сказала:
- Видишь, Паша: настоящая машина, как эта, - должна быть вся в заклепках.
Тут уже не поспоришь.
((((((((((((((((((((((((((((((((Фото ан-24)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Наступила осень и уже приближалась зима. Я делал то, что можно было сделать снаружи. Переклепал и зашпатлевал арки, задние крылья, пороги. Переделал заднюю дверь, залатал дыры в днище и даже таскал Москвич на буксире на переварку порога. Так как передвигать машину больше никто не собирался, то она заняла свое постоянное место на стапеле, представляющий собой газосиликатные блоки. Москвич тут же освободился от колес, заднего моста, рессор и передней подвески.
Переборку агрегатов мы с Таней отложили на долгие зимние вечера, а пока решили заняться подвеской. Не буду описывать, как происходил ремонт, но замечу, что Москвич начал показывать свой старческий консервативный характер. Он в упор не хотел расставаться с родными деталями. Например, с передней балкой. Болты крепления не откручивались, и были срезаны резаком. Балка стояла, как влитая. Вот уже сверху стоит Танюша и прыгает на ней. Балка ни с места. Отделилась она только тогда, когда на нее несколько раз обрушила запас кинетической энергии мощнейшая кувалда.
Наступил новый год. Отшумели праздники. Остов Москвича сиротливо стоял на отшибе, покрытый толстым слоем снега и наледи. Не догадывался тогда 37ой, что там, неподалеку, в подвале, около дышащего жаром котла два "кардиолога" начинают вскрывать его алюминиевое сердце. Кардиологи - это мы с Таней. Никто не понимает, как можно с девушкой пол ночи разбирать мотор. Ведь для этого времени суток есть занятия поинтереснее. Но такие вот мы странные. Не относитесь скептически, ибо мой очаровательный идейный вдохновитель знает, что такое цилиндры, поршни, клапана, коленвал и т.д.
Вскрытие мотора показало, что кто-то здорово сократил ему жизнь. Налет на клапанной крышке напоминал асфальт,а гильзы были покрыты огромным слоем твердой коричниевой накипи.
Цилиндры были изношены, но не ужасно, а коленвал был как ни странно на твердую пятерку. Случился также и весьма неприятный случай. Уже когда разборка мотора была в самом разгаре, я вспомнил, что забыл слить масло с поддона. Вывесив мотор, я начал откручивать маслосливную пробку, которая закорела и не шла. Любой опытный ремонтник попытается удлинить ключ какой-нибудь трубой. Вот тут-то мне и попался под руку металлический совок для сбора золы. У него как раз была трубчатая ручка. Не понятно почему, но усилие я прикладывал "на себя" и, как вы догадались, в самый ответственный момент ключ сорвался. Вы хоть раз получали металлическим совком по лицу? Больно и обидно. Но самое обидное то, что глядя на разбитую губу, никто не верит, что я со своей девушкой ремонтирую движок. Ремонт мотора был необременительный. Поменял вкладыши коленвала, гильзы с поршнями и кольцами, все резинки, прокладки и прочие мелочи. За коробку передач я даже не брался, а решил "имплантировать" жигулевскую. Для этого была заказана переходная плита. Имея за спиной инженерное образование, изготовить чертежи мне не составило труда.
      Время текло, движок собирался. Забыл сказать, что у мотора тоже был донор от более младшего собрата. Купил я этот агрегат по бросовой цене (около 10$). Движок этот был с 41-го Москвича, проехал 30 тысяч и показал "кулак дружбы". Жалко. Редкий мотор был (1600 "кубиков" . С него я взял некоторые оригинальные детали по системе охлаждения, розетку под масляный фильтр, ну и, конечно, прочую мелочевку и не мелочевку, которая стоит внутри. К сборке двигателя я подходил с особой тщательностью. Прежде всего для меня была важна надежность и ремонтопригодность. По этой причине я не стал делать всякие навороты. Единственной переделкой была установка вентилятора охлаждения перед радиатором.
Каждая деталь отмывалась, внимательно осматривалась, красилась и устанавливалась. В результате получился веселый, разноцветный и стильный агрегат
 К этому моменту мне изготовили переходную плиту под коробку. И тут-то оказалось, что я капитально лажанулся, так как спроецировал чертеж в зеркальном отражении. Одна плоскость плиты подходила как к движку, так и к коробке. Еще 2 недели ожиданий, а пока я занялся мостом. С водителем автобуса, который меня возит на работу и который зубы съел на Москвичах, мы прокатывали бумагу через зубья редуктора, регулировали и снова прокатывали. Подверглись ревизии и передние ступицы с заменой всех подшипников, тормоза с заменой всех шлангов и расхаживанию суппортов. Подвеска и рулевое тоже были проверены. Расходники менялись комплектами. Амортизаторы, шаровые опоры, наконечники и всевозможные резинки покупались новые. Особое внимание я уделил рессорам, решив их отбухтовать. Вместо десяти я оставил семь листов, которые мы с Теханычем безбожно отмолотили кувалдой так, что они выгнулись в дугу. Наступил март. Снег понемногу начал таять и сходить на нет. Под машину ложиться было еще нельзя, а вот "колупаться" рядом вполне выходило. Москвич стал каждый день обрастать железом. Вот уже появилась передняя балка, через неделю стояла подвеска, появились передние крылья, и машина стала приобретать «человеческий» вид
 Гуляя с собакой мимо свалки, я обнаружил там вандально разобранный Москвич. Что не смогли снять, порезали или попортили. Единственное, что осталось целое из навесного, так это фаркоп без шарика. Глядя на него, мне в голову пришла мысль, что неплохо было бы приварить к нему кронштейн, а на него цеплять запаску, как это реализовано у любого джипа. В тот же день фаркоп был демонтирован.
И вот наступил тот день, когда разрисованное и омоложенное сердце заняло свое место под капотом Москвича.
Как хотелось поскорее услышать его ровный рокот, почувствовать его тепло и порадоваться его оживлению! Этот процесс офигенно помог ускорить Теханыч. Он безвозмездно подогнал мне карбюратор, потому что старый был совсем никакой. Осталось залить масло, настроить зажигание и заполнить систему охлаждения. Итак, ключ на старт и машина ожила. Пусть торпедо просто накинута и подсоединены только важные приборы, пусть нет колес, фар и прочего обвеса, но машина живет, ибо в ней бьется сердце, которое всегда отвечает взаимностью тем, кто его любит.



Глава 4. Старый педант
Как собирать будем? По чертежу или чтоб поехал?
(Рабочий юмор автосборщиов)

Есть ли у машины душа и характер? Не знаю как у кого, а у Москвича все это было. В силу того, что машине было уже за 30, что по автомобильным меркам считается преклонным возрастом, то и характер у него был, как у дряхлого деда. Занудный и педантичный. Слава богу, Москвич был в светлом уме и не впадал в маразм.
"В чем же это проявлялось?"- спросите вы. Да во всем. При сборке машина требовала к себе повышенного внимания, каждую деталь нужно было 100 раз посмотреть, почистить и поставить. Некоторые элементы или разбирались совсем легко или стали совеем неразборные, хоть и были работоспособными. Гайки, если не откручивались, приходилось резать резаком или болгаркой. Этим "старик" давал понять, что в походе, если что-то случится, я буду чесать репу в мыслях как это открутить, и требовал замены их на новые. Если касалось дело электрики, то машина отказывалась сотрудничать с тобой, пока не зачистишь контакты и не сделаешь все по правилам. Все, что могло сломаться, ломалось именно сейчас: во время сборки, будто Москвич не хотел принимать больные органы и их отторгал. В чем-то я его поддерживал. Пусть все неполадки вылезут именно сейчас, чем потом в дороге. Не простил мне Москвич и маленькую ошибку, которую я допустил при ремонте движка.
Как я уже писал, сердце нашего автомобиля билось ровно, как часики. Я лазил под машиной с деревянной палкой и прослушивал его, ища к чему доколупаться. И нашел. Спереди, со стороны маслонасоса прослушивался легкий звенящий звук. Я перебрал все возможные причины его возникновения, но после того, как звон стал слышен невооруженным ухом, стало понятно: шум не рабочий, а где-то что-то не так. Ко мне на дачу экстренно был вызван Теханыч, и мы начали диагностировать неисправность.
Вынули маслонасос, завели - звенит. Меняли привод трамблера, а, точнее, бронзовую шестеренку - звенит. Исключили все возможные источники звона - все равно звенит. Ничего не оставалось делать, как снимать переднюю крышку двигателя. На следующий день, с утра пораньше я с самыми мрачными мыслями принялся за работу. Снял радиатор, шкив, помпу и приступил к демонтажу передней крышки, которая не хотела сниматься ни под какими предлогами. Виной тому классный герметик, который прихватил ее на совесть. После долгих уговоров деревянной кияночкой, крышка поддалась. Моему взору открылась весьма интересная картина. Все было цело: блестела промасленная цепь и только маленькая маслоотбойная шайба из круглой стала шестигранной. Оказывается, я ее неправильно поставил, и привод трамблера хорошо погрыз и замял ее края. Когда все было собранно и восстановлено, я принялся заводить. Движок шептал. Имеющий слабость к моторам Теханыч, тут же обвесил сердце моего москвича различными приборами, разъемами и шнурами. Принялись диагностировать. Создавалось впечатление, что, глядя на показания, он хоть сейчас нарисует эпюру масляного клина в каком-нибудь подшипнике или изобразит фронт распространения пламени в цилиндрах. Такое загадочное было у него лицо.
Через пару дней отец укоротил жигулевский кардан и принес от токаря выточенный по моему заказу переходной фланчик на хвостовик заднего моста. Дело осталось за малым: поставить. Все выходные я пролежал под машиной. Установка инородного кардана дело весьма ответственное. Если не удастся поймать угол и получится перекос, то будут лететь крестовины, а от вибрации не будет спасения. Но, дорогой читатель, стоит потратить день, чтоб потом забыть про этот узел. К вечеру Москвич торжественно был спущен со стапеля на колеса. Задранная в небо жопа гласила о том, что мы с Теханычем чересчур переусердствовали с бухтовкой рессор, которые уперлись серьгами в лонжероны.

Шесть мешков песка вернули машине былую осанку.
Итак, первый выезд. Без глушака, с непрокачанными тормозами, баз фар, но с вентилятором охлаждения, который приютился перед радиатором. Создавалось впечатление, что именно вентилятор тянет за собой машину, как это делает винт у самолета. Все это выглядело очень зловеще, как сказал мой старший брат, который повстречал Москвич, возвращаясь с рыбалки. «А я думал, что самолет без крыльев пустили», – сказал его друг Сипачев. С этого момента машина начала активный период жизни.
Первая поездка выявила некоторые дефекты. Самым неприятным был гул заднего моста, неуверенное включение первой передачи и легкий цокающий звук при выключении сцепления. Так же оказалось, что москвичевский спидометр абсолютно не дружит с жигулевской коробкой, ибо показывал он неизвестно что. Например, на второй передаче стрелка его была около 100, а реально машина ехала не более 60.
Пришлось загнать Москвич на лаги и опять полежать под ним. Снял коробку, поменял корзину сцепления. В панель приборов врезал "шестерочный" спидометр.
Мой армейский друг отдал мне два москвичевских редуктора, которые были незамедлительно обкатаны. Один гудел еще более назойливо, а второй вибрировал. У меня уже получился целый склад редукторов (4 шт), но ни один меня не удовлетворял акустическими показателями. Неприятный сюрприз преподнесла и выпускная система. Новые штаны достались вместе с машиной, а резонатор и глушитель сгнили. И пришлось бы покупать новые за 50$, если бы не помощь друзей. Господин Лупачев притянул мне абсолютно новый резонатор от VW Passat, а глушак подогнал от Жигулей Теханыч. С помощью болгарки, резака, сварки и ненормативной лексики вся эта конструкция была смонтирована на автомобиль. Пробная поездка выявила реальное уменьшение шума и отравила воздух огромной, нерассеивающейся, плотной, белой, дымовой завесой. Москвич дымил так, как будто в одну трубу завели выхлоп нескольких мопедов. Специфический едкий дым проникал в салон, чем вызывал риск отравления угарным газом. Внутри меня что-то оборвалось: глядя на отчаянно дымившую машину, я уже начал подумывать о поиске другого двигателя.
Срочно созванный консилиум определил весьма странный характер появления дыма. На холодную и на холостых выхлоп был чист, как воздух, но стоило проехать полкилометра, как начинался ужас с запахом паленого масла и какой-то резины. То же было и на горячую. Стоило заглушить и подождать минуту, а потом завести, как дымом и не пахло. Нельзя было определить точно характер появления. Исследования мотора ничего не дали. Движок работал ровно, не газил и не вызывал никаких подозрений, масло не уходило, вода тоже была на месте. Разгадку нашли случайно: просто заметили странную тенденцию его появления. Чем больше нагрузка, тем быстрее он появляется. "Наверное, что-то выгорает в глушаке" - подумали мы и решили, сняв его, прожечь газовым резаком. Так и сделали. Не знаю, что там было, но это что-то так угорелось, что полчаса из трубы валил едкий, вонючий дым, отравляя всех вокруг
Время шло, а старенький педант подкидывал новые сюрпризы. На сей раз с коробкой. Мало того, что ужасно включалась первая, так стала заедать четвертая. В итоге в очередной раз пришлось снимать коробку и полностью ее разбирать. Параллельно с этим машина вовсю шпатлевалась и матовалось, готовясь к покраске. Причину невключения первой я нашел быстро. Виноват был синхрон, который был купен и заменен. До этого правда сотрудник с работы отдал почти новую коробку, которая, как оказалось, выбивала первую передачу. Непонятным осталось появление заедания четвертой передачи. Что касается покраски, то я не заморачивался кузовом с его вмятинами и царапинами. Что получилось, зашпатлевал и облил у своего друга двумя банками красками. Цвет машины, как по техпаспорту - красный.
До отъезда оставалось две недели, а времени катастрофически не хватало. Машина готовилась к техосмотру, и с зарплаты я обул ее в новую резину, прикупил мелочевки, застраховал и решил прочие мелочные вопросы. Что касается хозяина машины, то я его нашел еще в марте и оформил доверенность с правом выезда за границу. День отъезда приблизился еще на 10 дней, благодаря косякам с отпусками в медучреждении, где работает моя вторая половинка, поэтому выезд был назначен на 22июня.
Начался бешеный ритм жизни. Теперь Москвич ремонтировался и ночью, но времени все равно не хватало. Видно, осознав, куда предстоит ехать, старик 37ой упирался всеми четырьмя колесами и выдавал новую порцию дефектов. Некоторые становились врожденными. Пытаясь побороть один из них - тугое включение четвертой - я еще два раза снимал коробку. В результате получился вполне сносный агрегат из двух инвалидов, но с той же болезнью. Теперь, чтоб включить четвертую требовалось небольшая задержка и плавность нажима на рычаг. Что касается редуктора заднего моста, то последний, пятый уже по счету, я снял с донорского желтого москвича. На вид он был весьма сомнительный, но гудел намного тише своих товарищей и не вибрировал. Следующий сюрприз преподнесла система охлаждения. После замены всех шлангов Москвич стал кипеть, выбрасывая воду из радиатора. Проверка термостата эффекта не дала и ясности в проблему не внесла. По этой причине сорвалась поездка на техосмотр и на презентацию машины автоклубу "Москвич-Ретро", с которым я успел подружиться. Виной перегрева стала воздушная пробка, которая локализовалась где-то в печке и нарушала циркуляцию. Теперь заполнение системы охлаждения из простейшей операции превратилось в какой то обряд с откручиванием различных шлангов и краников. В конце концов Москвич выехал на техосмотр. Давно я не ездил на этой машине по городу. Создавалось впечатление, что я вернулся на 10 лет назад, когда иногда ездил в институт на своем ИЖ-412. Те же впечатления, та же реакция руля, те же звуки и запахи и то же восприятие соседей по потоку.
Москвич - машина времени, которая с первого раза техосмотр не прошла по причине большого содержания СН в выхлопных газах. Скорее всего, это отголоски той еще до конца не выгоревшей гадости в глушаке или подпортило всю картину ранее зажигание. Вторая попытка была удачной, хотя я забил на машину и ничего не делал. Была замечена еще одна особенность автомобиля, которая заключалась в привлечении внимания окружающих. Частенько можно было услышать: "О! Смотри какой Москвич старый!" С каждым днем я все больше и больше проникался симпатиями к этому "железному старику", и появилась какая-то твердая уверенность в успехе мероприятия.
До отъезда оставалось пару дней, и мы с моей очаровательной половиной вовсю занимались подготовкой: покупали продукты, некоторые запчасти. Друзья подсуетили мне два колеса на запаску, и одно неновое колесо я купил на шиномонтаже за 2$. Также я поставил фаркоп, а мой отец приварил кронштейн под запаску.
Оставалось только нанести аэрографию, которая для моих автопробегов стала стандартной: на капоте карта СССР, по бокам название похода и маршрут, а сзади девиз "VIA EST VITA"- "дорога- это жизнь". На бока Москвича решено было нанести изображение стремительно летящего кондора (орла). Чтоб добавить пущей солидарности кондор был изображен в синем цвете и автоматически дал название автопробегу и машине. "THE BIRD OF FORTUNE" переводится как "птица удачи", которая имеет синий цвет, покровительствует смелым и исполняет самые заветные желания и мечты. В легенде о синей птице присутствует еще и романтический подтекст, который тоже был в тему, ибо мы с Татьяной недавно соединили наши сердца в брачный союз. В те дни периодически шли дожди, и нарисовать птицу удалось только ночью. Работы было еще очень много, и я реально не успевал. По этой причине мы 22 июня провозились с Москвичем, где-то что-то доделывая, докрашивая, упаковывая и размещая. В последний день поставили магнитолу, врезали колонки и присоединили преобразователь 12/220 вольт.
Выезд перенесли на 23 июня. С утра обстановка была слегка нервозная, но потом вошла в свое русло. Москвич выглядел весьма внушительно. Демонтировав задние сидения, мы в образовавшуюся нишу положили запасной стартер, генератор, редуктор заднего моста, мелкие детали с коробки передач, консервы, крупы, макароны и прочую мелочь. Сверху легли два запасных колеса и поверх них листы ДСП, которые сошлись вровень с багажником. В багажнике разместились инструменты, канистра, полуось, два трамблера, валы КПП и другие мелкие запчасти типа бензонасоса, шлангов различного калибра, проводов и т.д. Сзади на кронштейне висела запаска. В багажном отделении универсалов и комбиков есть боковые ниши, которые тоже не пустовали, поглотив в свое нутро жидкости в канистрах и прочие запчасти, которых хватило б еще на один Москвич. Вещам места не хватило, и они соседствовали в салоне со спальным местом. Как раз перед самым отъездом я решил поменять очередной шланг охлаждения для чего пришлось слить всю воду, а потом загнав Москвич мордой на гору, заполнять, совершая шаманский обряд по удалению воздушных пробок. Готова была машина, готовы были и мы, поэтому, не задерживаясь, решили выезжать.


 ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

 "Гвоздь программы - марафон"

 

 Глава 5 "По накатанной дорожке"

 
 Уф! Наконец-то выехали. Выехали спокойно, без провожающих, слез и оваций. Единственный человек, который присутствовал при этом мероприятии, был тесть старшего брата. Он приехал чинить "Батон" (УАЗ 3962) и по его возбужденному поведению было видно, что отбрось ему лет 20-30 назад, он не задумываясь поехал бы с нами.
Москвич, тихо шурша колесами, наматывал свои первые километры "адского марафона", а мы в свою очередь были как-то торжественны. Началось!
Вообще-то, дорогой читатель, я не сильно люблю первые сотни. Едешь и вслушиваешься в машину: вдруг где-нибудь застучит, засвистит, завоняет или закапает. Мозги в упор не хотят осознавать, что ты едешь не в какие-нибудь соседние Забичаны, а на край света. Но одна сотня сменяется другой, третьей, ты входишь в рабочий ритм и просто едешь, ни о чем не думая кроме извечного вопроса: "Что там впереди?".
А пока наш москвич, ошарашивая всех своим внешним видом, проехал Свислочь, Дукору и взял курс на Смиловичи, где мы собирались заправиться до полного бака. 50000 бел рублей нам на это мероприятие не хватило, а точнее 2-3 литров, ибо последние капли бенза, вливаясь в горловину, вызывали отсечку почти извлеченного из бака пистолета. А вот и первый огрех сборки. При полном баке датчик топлива на панели приборов показывал положение, едва превышающее половину. Не было у меня возможности проверить, придется мириться.
Спустя 20-30 минут наша "Птица удачи" по широкому виадуку спускалась на главную автомобильную артеррию страны- трассу М1. Стоявшие у обочины знаки ограничения скорости в 120 км/час, выглядели для нашего экипажа не более чем издевательски. Мы держали крейсерские 80-90 и наблюдали за поведением машины на
 дороге.
 По договоренности до границы должна была ехать Таня, а я готовиться к "ночному перелету" до самой Москвы. Однако отдохнуть не получалось и я читал жене нравоучения по поводу рыскания машинки по дороге и опасного приближения к обочине. Недолго правда. Послали.
Если вам доводилось видеть фильм U-96 Вольфгана Петерсона, про немецкую подводную лодку, то там есть момент как субмарина уходила в поход. Внутри теснота, везде ящики с провиантом и между переборок гроздьями свисают бананы и сетки с апельсинами. Салон нашей машины имел с вышеописанным некоторое сходство. Только вместо бананов поперек салона висела веревка, которая бешено вибрировала. Веревку повесила Таня, чтобы сушить белье.
Километры сменяли друг друга, наш железный старик вел себя превосходно, только иногда получал от разгулявшихся на полях порывов ветра в правую сторону, что вызывало некоторое изменение траектории и заставляло подруливать.
Так незаметно мы проехали поворот на Оршу и уже приближались к границе. А граница чувствовалась. Все чаще и чаще попадались вагончики с надписью "Страховка", машины на Российских номерах и на горизонте замаячили постройки погранперехода. Остановились мы у какой-то стояночки, на углу которой разминались, растягивались и отжимались какие-то странные спортсмены в красных костюмах. Вскоре они гуськом побежали в сторону Минска. А мы перекусили, переоделись и поменялись. Я сел за руль и, лавируя между стоящими фурами, направил москвич в самую гущу погранперехода.
Граница напоминала пункт оформления автомобилей: все куда-то бегают с бумажками, занимают очереди и тусуются люди в форме, которые досматривают машины. Наш москвич тормознул таможенник в очках, который год назад пропускал нас с Таней через границу, но уже на Вольве.
 -Документы, пожалуйста!
 -Пожалуйста!
 -Куда едете?
 -Во Владивосток.
 -Во Владивосток?- Спокойно сказал человек в форме, как будто он каждый день пропускает дряхлые разрисованные москвичи, едущие к Тихому океану, сотнями.
 -Тогда тебе нужно будет оформить временный ввоз, иначе где-нибудь в глубинке машину арестуют,- обрадовал он меня.
Ничего не поделаешь нужно идти и оформлять. Поставив машину у какого-то забора, я окунулся в поток снующих от вагончика к вагончику людей. От них же и узнал откуда нужно стартовать - от заполнения декларации. И первая загвоздка вышла при проведении этой процедуры. Просто женщина не знала, как набрать на компе номер моей машины «45-01 мич». Однако, после долгих мытарств ей это удалось и, расставшись с парой десятков Россрублей за ксерокопии, я подался в следующий вагончик на оформление. Очередь была небольшая, но двигалась ужасно медленно, а вскоре и вовсе стала.
-Блин! Пересменка!- зароптали в рядах.
Действительно, в подтверждение этому к вагончику подкатила глухотонированная "двенадцатка" из которой вышел молодой, белобрысый, розоватый таможенник. Закрыв машину, он медленно, всем видом показывая свою значимость, вальяжно пошел к киоску пить кофе. С другой стороны к киоску так же неторопливо подходил его коллега, тоже пить кофе.
Очередь прибывала. Параллельно с ней образовывалась еще одна, состоящая из каких-то громкоговорящих людей. Особо из нее выделялся молодой пацан, который нес какую-то чушь с явно выраженным колхозным акцентом. То ли его тупые изречения, то ли поведение, то ли волосы торчащие из подмышек в разные стороны сразу завоевали у меня в его сторону антипатии. Другое дело пара подкачанных дальнобойщиков, что стояли позади меня: чистые, аккуратные и малоразговорчивые.
Попив кофейку, так же меланхолично таможенники удалились на развод. Вернулись они спустя минут пятнадцать и скрылись в недрах вагончика. Пять минут, десять- очередь начала волноваться. Лишь только через двадцать минут люди в форме начали прием. Тут же началось невообразимое. Люди потоком хлынули в помещение, но спрессовавшись в тамбуре, застряли.
-Мы автобусники! Нам без можно!- вопела параллельная очередь во главе с пацаном-колхозником.
-А у нас скоропортящийся груз!
-А нам по барабану,- отвечали подкачанные дальнобойщики. "Мы свиней везем,
Представляете, как хрюшки расстроятся",- продолжали качки на уже слабые доводы наглецов, быстро наведя порядок.   И все равно, читатель, находился кто-нибудь хитрооттраханный, кто пытался шмыгнуть за двери, найдя какой-нибудь левый повод. Некоторым это удавалось.
Оказавшись заплющенным в тамбуре, я понял, как тяжело служится на подводных лодках и как ценен свежий воздух. Прошел где-то час, когда очередь дошла и до меня.
Принимал меня таможенник чем-то похожий на профсоюзного лидера нашей ТЭЦ-5.
-Что везете?- поинтересовался он.
-Да так, походный скарб: палатка, котелок, спальники.
-А куда едете?
-Недалеко, на Урал- не моргнув и глазом соврал я. Сделано это было специально, дабы не нарваться досмотр машины.
-На москвиче? А доедет?
-Конечно! - ожидая уже этого вопроса, ответил я.
-А зачем тогда временный ввоз на 2 месяца просите?
-Ну как, неделю там, неделю там, да и сами понимаете - машина то в годах.
Быстро оформив заветную красную бумажку и, пожелав счастливого пути, он меня отпустил.
Таню я застал за решением кроссвордов. Быстро рассказав ей о всей этой катавасии, я завел мотор и направил нашу "Птицу удачи" на восток.  Привет! Россия!
Смеркалось. Из за этого оформления мы потеряли 2 часа времени и поэтому ехали по уже давно известной дороге и немного негодовали. Еще большую волну негодования вызвал тот факт, что на протяжении 15 километров от границы на заправках не было 80 бензина. Но, слава богу, вскоре мы увидели заветную бензоколонку куда незамедлительно свернули. К сожалению, мой дорогой читатель, бортовой журнал этого автопутешествия не сохранился и я не смогу привести вам цифры, сколько и по какой цене мы заправлялись. Могу сказать только одно, что покинул заправку
 наш "железный старик" с полным баком.
Мы ехали, скупо переговаривались, читали названия рек и населенных пунктов. Каждый думал о своем. Вскоре я выдвинул теорию, что наш пробег просто обязан быть успешным. Почему? А потому, что на ВАЗ 2105, на которой я успешно 3 раза ездил в Карелию стоят номера 2971 МАВ. Москвич, на котором мы с корефаном Костей покоряли Байкал гордо нес номера 8681 ААХ. Да и на моей Вольво 850, которая уже успела засветиться на Урале, номер 8331 IB-7. Поэтому машина, у которой спереди и сзади присвоены цифры 4501, просто обязана не опозорить крайнюю справа единичку.
Когда стемнело, моя ненаглядная жена, укрывшись синим спальником, под которым угадывался ее миниатюрный силует, улеглась спать в лежбище. "Птица удачи», распластав свои крылья, неслась по ночному шоссе в сторону Москвы, оставляя ежесекундно за кормой двадцать с лишним метров. Все было как-то меланхолично и спокойно. Бодро урчал мотор, породнившийся с чужой коробкой передач, абсолютно не вибрировал укороченный кардан, и лишь натужно, (как Ксения Ситник), подвывал задний мост, к которому я так и не нашел нормальный редуктор. Каждый пройденный километр вносил в душу спокойствие, да и показания приборов этому способствовали. Если не случилось казусов во время обкатки и за эти 300 км, то значит можно смело оставить все опасения. Компрессионное кольцо, которое стало во второй цилиндр, почти без теплового зазора уже давно бы себя проявило. Стук, который услышал Маск на крайней встрече Москвич-клуба тоже б вылез наружу. Этот вечно врущий манометр, который лечится увесистым щелчком по нему, тоже не повод для страха. Ночь. Только мы, шоссе, фары встречных машин и красные фонари попутных.
До Москвы оставалось 350 километров и я собрался покрыть это расстояние к утру. Мало того в мои планы входило покрыть расстояние до Рязани, а это в сумме 600 километров. Чувствовал я себя превосходно и поэтому проехать такой кусок дороги не являлось проблемой, да и это было для меня не ново.
Проезжая Ярцево, я узрел на обочине одинокую проститутку. Интересно: или врем для съема мертвое или она была такая страшная, что до сих пор не сняли? Вообще-то моя супруга питает огромный интерес к работницам этого древнейшего ремесла, мотивируя это тем, что ни разу их не видела. Но ради какой-то плечевой будить жену? Не рискнул.  Настроение было превосходное. А что, читатель, еще нужно человеку для счастья? Есть машина, компаньон в лице жены, общая идея и деньги в кармане. А дальше-
 абсолютная свобода.
 
 "О это сладкое слово- "Свобода"
 Нам на двоих с тобою 32 года.
 В кафе на Невском ждут лихие друзья.
 Вермут в стакане
 И в заднем кармане,
 На черный день полтора рубля."    
                                                       Чиж и Со "Свобода"

С каждым часом наш "железный старик" приближался к Москве все ближе и ближе. Давно уже за кормой остались Сафоново и Вязьма, многочисленные мелкие поселки, да и указатели километража до столицы радовали своими двухзначными цифрами. В предрассветных сумерках мы въезжали в агломерацию "Главного города России".   Все чаще и чаще приходилось останавливаться насветофорах и я уже с нетерпением ждал появления МКАД, до которой было еще ох как прилично. Вскоре я заметил в зеркало заднего вида, что синий спальник пришел в движение, и оттуда вынырнула, хоть и растрепанная, но очаровательная Танюша, которая, окинув взглядом красивые новостройки лесного городка, перевернулась на спину и начала разглагольствовать о жизни в Москве.  
- Паш! А ты хотел бы здесь жить?  
- Нет! Не вставляет мне этот город.  
Ну, наконец-то. Включив правый поворот, наш ярко-красный москвич выехал на МКАД и тут же очутился в жиденьком, но довольно таки резвом потоке.. Город просыпался.
Кто-то вставлял жене или подруге утренний пистон, кто-то запаривал свой утренний кофе, кто-то прогревал машину, а кто-то уже ехал по делам. Видимо последних становилось все больше и больше, ибо поток с каждой минутой уплотнялся. Весной
2008 года мы с Танюшей вдоволь насмотрелись на кольцевую и окружающие ее пейзажи, потому что торчали в пробках и поэтому проплывающие за окошком виды не вызывали у нас никаких эмоций.   Где-то через полчаса, наша "Птица удачи" съехала на Рязанское шоссе и устремилась на юго-восток.  
Как хорошо, читатель, что мы въехали в Москву пораньше. А то опять бы толкались в пробках, которые собирались в эти утренние часы на въезде в город. Две полосы машин, ползущих с черепашьей скоростью, вызывали в моей душе сочувствие. Слава Богу в нашем направлении скоплений не было и поэтому мы очень быстро проскочили Люберцы и оказались на трассе.
Ехали спокойно, держа крейсерские 80 км\час. Частенько нас обгоняли машины: джипы с солидными дядьками, глухотонированные, пердящие прямотоком лады, блестящие иномарки с женщинами и прочие автомобили. И никому до нас не было дела.  
Не знали мы тогда, что наш поход мог закончиться прямо здесь и сейчас. А случилось вот что: Нас обгоняла Ваз 2115, груженая дачным скарбом. На крыше у нее лежала межкомнатная дверь, которую везли куда-нибудь на усадьбу. Не успела пятнашка отдалиться от нас и пятидесяти метров как порывом ветра у нее с крыши сорвало эту злосчастную дверь. А дальше все происходило как в замедленном кино. Видя, что наши курсы пересекаются, я инстинктивно начал принимать левее, а дверь в свою очередь, закручиваясь штопором, буквально в сантиметрах просвистела вдоль нашей бочины. В зеркало заднего вида я увидел как она ударившись об асфальт, рассыпалась на составляющие.
- Ох, ни хрена себе!- только и успел сказать я. А спустя пару секунд мое сердце готово было выскочить наружу, ибо в кровь поступило огромное количество
 адреналина. Самое интересное, что водитель даже не заметил потери двери и спокойно ехал дальше. Успокоившись, мы с супругой сошлись на мысли, что есть Бог на свете.  
Где-то за Бронницами мы решили заправиться и наш Москвич, сверкнув разрисованным под летящего кондора боком, свернул к красивой элитной заправке. С усердным и жадным хлюпанием бензобак принимал в свои недра чистейший 80 бензин.. Возвращаясь со сдачей от кассы к машине, я обомлел. Внизу под коробкой, в месте ее сочленения с двигателем, на девственном асфальте наплыла небольшая щенячья лужица масла, которая среди всей цивилизации смотрелась сверхколоритно. В том, что недержанием страдал именно наш "железный старик" я не сомневался, ибо с его внутренностей изредка, но еще падали густые маслянные капли. Ну что ж, нужно оценить ситуацию. Поэтому я незамедлительно уехал с заправки и спрятался за какие-то сараи. Странное дело. В двигателе масло почти не ушло, при заведенном моторе ничего не капает. Масло с коробки? Тут же в ход пошла салфетка которой я собрал мелкую лужицу и подверг ее тщательному анализу. По цвету и запаху это было моторное масло. Если кто-нибудь хоть раз нюхал ТАД-17 тот поймет, но все равно, читатель, в голову лезли всякие дерьмовые мысли. А вдруг коробка? Раз десять я засовывал нос в канистру с трансмиссионкой и сравнивал. Моторное.  
Таня улеглась спать, а я ехал и переваривал произошедшее. Проехали Москву-реку, Оку, обогнули Коломну и приближались к Луховицам. В этом населенном пункте протекает весьма интересная река с названием Вобля. Год назад я не поверил своим глазам, когда свет фар моей Вольвы выхватил из темноты этот указатель.(http://s19.radikal.ru/i192/1007/95/d51e2c2367db.jpg) А сейчас действительно в этом удостоверился. Где-то слышал, что еще есть река Убля. Тут же в воображении родилось множество схожих по тематике названий, типа ручей Данунах и прю До Рязани оставалось каких-то 60 километров, но дались они мне очень тяжело. Меня стало не по-детски колбасить в плане сна. Но их нужно было как-то протянуть. Крепкие сжимания руля, покачивания головой, разминка плечей, конечно, помогали, но слабо.  
По старой традиции Рязань встретила нас голимым и ржавым троллейбусом, который ехал нам навстречу, скоплением машин, хреновым асфальтом и светофорами. И именно в этом городе наш "старик" в прямом смысле этого слова впал в маразм. Стоя в пробке у какого-то переезда, я заметил, что у машины все симптомы "затянутого ручника". А еще для полного ажура наша "птица удачи" решила закипеть, но вовремя включенный вентилятор вернул стрелку на положенные 80 градусов. Съехав с дороги, я обследовал задние барабаны и с неудовольствием заметил, что правый чересчур уж горяч. Нужно смотреть. Однако, пока я ехал дальше в поисках площадки, где можно нормально поддомкратиться, все вдруг прошло само. Это тут же отразилось на накате.  
Выехав из Рязани, мы остановились у каких-то придорожных кафешек и минимагазинов. Чтобы побыстрее проснуться моя супруга попросила купить ей кофе и я, почти уже отрубаясь, на ходу пошел в ближайшую кафешку, а она за это время собрала перекусить. В кафешке сидел хачек и стаканчик голимого нескафе стоил у него 25 рублей. Ну и фиг на него. До машины я донес три четверти от налитого, потому что споткнулся. Единственным моим желанием было это поспать и еда в меня не лезла. Пока Танюша бодрила себя горячим напитком, я еще раз досконально исследовал новую лужу масла. Моторное все-таки. А потом я забурился в синий спальник и моментально заснул.  
Спал я не скажу, что много, но и не мало. Периодически сквозь сон я слышал как двигатель меняет режим работы до холостых оборотов и машина останавливается. Значит, проезжаем какой-то город.
- Где мы?
- Шацк.  
И опять сон.  
Окончательно проснулся я на окраине Рязанской области. Шел мелкий противный дождь, который вносил в душу тоску. Таня спокойно ехала за рулем и иногда упрашивала наш москвич тянуть на подъем, чтоб не переключаться. Дорога была загружена и наша скорость была ограничена, поэтому с 60 километров в час наша машина на 4 передаче явно сдавала на особо затяжных подъемах. Момента движку не хватало. От нечего делать я снимал на камеру всякую фигню: дорогу, придорожную торговлю, жену и мокрые стекла.   Наконец-то мы въехали в знаменитый поселок Умет. Знаменит он тем, что на всем протяжении там вдоль дороги, тесно прижавшись друг к другу стоят кафешки. Более 300 штук. Обязательным блюдом в каждой из них является шашлык. А какие у закусочных названия! От банальных: "У Инны", "У Маши","У Кати", до экзотических: "Три топора", "Золушка", "Колобок", "Удун", "Ездун". Есть даже "Мордональдс".   Проезд этого поселка внес какое-то оживление и мы с супругой читали названия и удивлялись изощренной фантазии Уметцев.  
А дальше опять дождь, неинтересная трасса и скука. Аж до самой Пензы. Немного не доезжая города мы остановились поменяться и немного подразмяться. Опять я дотошно изучал лужицу масла на асфальте и опять приходил к выводу, что масло течет с движка. Парадокс. По щупу масло почти не уходит, а лужи серьезные. Да если б оно текло с коробки, то я думаю она давно бы дала клина, потому, что в нее всего-то заливается пару литров.
В Пензу мы въезжали плотным спрессованным потоком машин, который собирал светофор. Минув 2 поста ДПС на въезде и выезде, наш экипаж взял курс дальше. Дорога после Пензы по живописнее и интереснее. Правда имеет один недостаток - много населенных пунктов. Проезжая один из них я узрел у дороги самодельную эстакаду и в силу того, что загадка по поводу течи масла разгадана не была, я тут же решил заехать на нее и внимательно все осмотреть снизу. Однако разворачиваться было лень, и я подумал, что обязательно сделаю это в следующем населенном пункте. Но блин, читатель, эстакад там не было, да и дорога пошла полями да рощами.
А все-таки как за год изменилась дорога. Не только покрытием, но и инфраструктурой. Если раньше мы проезжали чистое поле, то теперь рядом с шоссе насыпали площадку в пару гектаров, обнесли и устроили стоянку для фур. К тому же рядом строится кафешка, СТО и мотель. Увидав около одной из таких СТО оранжевый Иж-комби, я захотел подъехать к нему напроситься на яму. В машине сидели лица кавказской национальности и что-то там ремонтировали. Они мне сказали, что с радостью помогут, но минут через десять. Пока хачеки что-то творили с внутренностями комбика, я прогулялся по стоянке и даже "привязал за забором коня". Прошло обещанных десять минут, двадцать, но ребята с комбиком так и не заканчивали. Когда я уже разозлился и завел двигатель, собираясь уезжать, они наконец зашевелились и открыли ворота, приглашая на подъемник. Мотивируя загруженность машины и ее галимоватыми порогами, мы на подъемник ехать отказались. Попросились на яму. Итак, я под машиной. Первым делом я открутил в коробке пробку и проверил уровень масла. Слава богу, полная. После чего устроил детальный осмотр. Решение загадки нашлось быстро. Масло текло с движка, но очень слабо. При движении оно собиралось в наплывах картера сцепления и прочих карманах. Стоило машине остановиться, как оно тут же сливалось на землю. Если я уж оказался под машиной, то заодно я еще и поболтал кардан и рулевые тяги на предмет люфтов. Все было в норме. За пятиминутное посещение ямы хачеки взяли с меня 100 рублей. Ну и фиг с ними, зато я спокоен. Совсем скоро наша "Птица удачи" летела в сторону Сызрани, объезжая Новокузнецк. Погодка была более менее, москвич бормотал мотором свою цилиндро-поршневую историю.
 

 Цилиндро-поршневая история 1

 
 Перекрестки, дороги, леса и поля.  
 Второй уже день куда-то мчусь я.  
 Новая бьет во мне жизни струя.  
 Едет во мне молодая семья.

 Новая бьет во мне жизни струя.  
 Едет во мне молодая семья.
 Удача мне улыбнулась в тот год.  
 Меня породил Московский завод.

 Как будто на "зоне" номер мне дали.  
 И в этот же год меня людям продали.  
 Но разве то жизнь? Стоять во дворе?  
 Объектом внимания стать детворе?

 Верой и правдой хотел я служить,
 С хозяином крепкую дружбу дружить.  
 Его я б старался не подводить.
 Чтоб мог с большим кайфом меня он водить.

 Обгоны, разъезды, плохие дороги.
 Со мной в сердце не было б места тревоге.  
 А если б лоб в лоб пошел педераст.
 Я сам бы погиб, но хозяина спас.


 Но нет, не видать лучшей мне доли.  
 Потом я томился в гаражной неволе.  
 Душой молодой, а годами старик.
 От жизни такой я душою поник.

 
 Не лучше мне стало, скажу честно вам  
 Как перепродали меня пацанам.
 Во мне то гудят, то курят, то пьют.  
 За вид неказистый по бамперу бьют.


 Ах, если б вы знали, как это ужасно!
 Когда в тебя льют суррогатное масло.  
 Кормили меня и не лучшим бензином
 И никогда не меняли резину.

 
 Запчасти мои ведь никто не менял,  
 И так постепенно я силы терял.
 Пацаны на меня большой болт подзабили.
 Сцепление сожгли и коробку убили.


 Когда же еще мне и мост подорвали
 Как старую рухлядь тогда и продали.  
 Купил меня какой-то парнишка,
 И не солопед, но и вроде не шишка.


 И нету позора большего в мире,  
 Когда тебя тянут за нос на буксире.
 Меня притянули куда-то за город.  
 Хозяин мой тут же "принял за ворот"

 
 Смотрели, сидели, ходили вокруг.
 С хозяином был его толстенький друг.
 Я понял, что это все неспроста,  
 Когда мне поменяли редуктор моста.


 Ура! Наконец-то я снова в строю  
 Я встречному ветру песни пою.  
 Но что же случилось? Зачем вы мне врали?  
 Зачем в тот же вечер меня разобрали?


 И как же у вас  так поднялась рука  
 Сердце достать из груди старика?  
 Не плачу я, видимо, сделан из стали.  
 А хочется. Ведь всю начинку достали.

 
 Зачем же я прожил за 30 лет?  
Чтобы превратиться в бездушный скелет?  
 А если б вы знали как был я рад,
 Когда появился мой желтый собрат.

 
 Он мне поведал последние сводки  
 Что был он куплен за литр водки.  
 Недолго мы место под солнцем делили  
 А через неделю его распилили.

 
 Только услышал: Держись и прощай!  
 Я умираю, пора в авторай.  
 Ну что же. Где-то последних полгода  
 Я простоял на краю огорода.


 Чего же он ждет, что ж не пилит на части?
 Стало уж быть не мое это счастье.  
 Стал чаще я видеть хозяина руки.  
 Стал чаще я слышать странные звуки.

 
 То дырку просверлят, то крыло резанут,  
 То где-то подправят и где-то загнут.  
 Идеи свои воплощал он в металле  
 С нуля на меня становились детали.

 
 А когда уж сошел последний снежок
 Смотрю, волокут ко мне новый движок  
 Хозяину я благодарен чрезмерно.  
 Ведь сердце мое стучит равномерно.

 
 Неродные поршня! Как вы мне милы!  
 С вами я новые чувствую силы.  
 Когда распустился пралески цветок,
 Я впервые услышал: "Во Владивосток!"

 
 Что это такое, что это за край?  
 Быть может это и есть авторай?  
 Пока я раздумывал данную думу,
 Хозяин вложил в меня энную сумму.

 
 Чужие воткнул он кардан и коробку,
 Бензина налил под самую пробку.  
 И вот, наконец, на колесах стою.
 Ребята! Ура! Я ведь снова в строю.


 Я бегать хочу, во мне сердце- огонь
  На волю просится каждый мой конь.  
 Ах, если б вы знали как это гадко, -  
 Проходить эту вещь под названием обкатка.

 
 Детали во мне притирались, вращались.
 И прежние силы ко мне возвращались.  
 Скажу честно, мне это было не в радость, -
 Когда лепили ко мне белую гадость.


 Потом эту гадость на мне зачищали,  
Грунтовкой какой-то меня защищали.  
Я понял, что труд этот не был напрасным,
 Когда блестящим я стал и ярко-красным.

 Мне хозяин открыл новой жизни страницу,-  
 Нарисовав на боках летящую птицу.
 Потом он с друзьями напился в дрезину,
 А утром поставил с нуля мне резину.

 
 Потом все вокруг серьезные стали  
 Грузили в меня продукты, детали.  
 Потом я услышал: Скорей возвращайтесь,  
 Любите друг друга и не ругайтесь.


 И вот перекрестки, леса и поля,
 Второй уже день куда-то мчусь я.  
 В моих проводах электрический ток.  
 Я еду в загадочный Владивосток.

   
Вечерело. Наш экипаж огибал столицу молотковых мельниц - Сызрань с севера. А дальше наш путь лежал в город в честь которого названы машины и пиво- Жигулевск. Дорога эта ничем особо не примечательна кроме одного: иногда на горизонте показывается Волга. Поток машин постепенно спадал, обгонять никого не приходилось, и настроение от этого было превосходным.  Правда теперь появилась новая фигня. Проезд трещин в асфальте и ям наш железный старик сопровождал глухим, но ощутимым звуком доносящемся из района заднего моста.  
- Глушитель расхомутался, - первее меня поставила диагноз Таня.  Пока это было терпимо мы решили ехать. В Жигулевск въехали затемно и к плотине ГЭС спускались по очень крутому и продолжительному спуску. Я конечно же не удержался, чтоб не поумничать перед Таней в области гидроэнергетики, однако быстро перестал, ибо зрелище пенящейся в нижнем бьефе воды действительно завораживает.  
Сразу за плотиной мы оказались в городе Тольятти из которого выехали по хорошей четырехполосной дороге.   По опыту предыдущих поездок знаю, что на этом участке самый дешевый бензин и поэтому мы с Таней начали разрабатывать экономическую стратегию. Но к сожалению она с треском провалилась ибо на заправках напрочь отсутствовал 80 бензин. До Самары оставалось совсем немного и мы начали уже было подумывать о том, чтоб влить в бак 92 бензина, но к нашей радости нам попалась неказистая заправка на которой оказался искомый нами 80й. Подняв облако пыли, наш старик замер у раздаточной колонки по соседству с фурой, водители которой смотрели в нашу сторону с пренебрежением. Конечно, я думаю, что им наши 40 литров, когда они в фуру по полтонны заливают.  
Спустя пару минут мы снова неслись по трассе, но уже с полным баком бензина( по 14 руб за литр). Сгущалась ночь. Поэтому мы договорились, что станем на ночлег за Самарой.   По странной развязке и хитросплетенному виадуку мы наконец-то взяли направление на Уфу. Отъехав буквально с десяток километров, наш москвич стал всем своим видом показывать, что неровности на дороге ему не по душе и от этого еще громче стучал глушителем.   К этому времени у нас истощились запасы питьевой воды, и Таня высказала мысль, что неплохо было б посетить какой-нибудь ночной магазин для их пополнения. Как под заказ вдали засветились огни и показались строения. Это была стоянка с кафешкой, магазином и гостиницей.   Не успел я припарковаться и выйти из машины как откуда-то из темноты появился силуэт в камуфляже.  
- Вы на ночевку или в кафе?  
- В магазин, - ответил я.
- А магазина нет, из него бар сделали, а вывеску не сняли.
В подтверждение словам охранника из помещения с вывеской "магазин" вышли два человека, которые шатаясь, в обнимку пошли к фурам.  Газировку я нашел в кафешке. Купив 2 полуторалитровых гандона воды мы поехали дальше.  
Сказывалась усталость, поэтому наш дружный экипаж занимался поиском подходяшего места для ночевки. Сунулись в одно - не впечатлило, сунулись во второе - тоже фигня какая-то. Там мы окончательно оторвали глушитель и, громко рыча, заехали за какую-то кафешку и спрятались за прицеп от фуры.   Быстро переложив вещи, мы устроили двухспальную кровать и дружно заснули.  
Спалось жестко. Поэтому мы дружно проснулись в 6 утра. Пока Танюша наводила марафет я слазил под машину и закрепил глушитель, который выскочил из хомута. Утренний моцион, короткие сборы и мы опять едем на восток.
Уже на выезде с места нашей ночевки мы заметили, что были по соседству с каким-то летным полем на котором стояли какие-то белокрылые аэропланы. Питая
 повышенный интерес к авиации, я даже расстроился, что не успел прошпионить, что там за самолеты.  
Ехалось поутру хорошо. Единственным недостатком было то, что в глаза сильно слепило восходящее солнце. Дорога была полупустой и поэтому наша "Птица удачи" летела по хорошему черному асфальту с приличной для нее скоростью.   Проезжая поворот на Бузбаш, мы были остановлены первыми ментами. Придирчиво изучая документы, мент спросил:  
- А, что это вы, Павел Иванович, скоростной режим нарушаете?
- Да вы что, никак нет! Видел знак 60, вот и ехал 60.
- А чего машина так по неровностям прыгала? Явно больше ехал.
- Дык, задница у машины загружена, оттого и создается такая иллюзия, - нашел, что ответить я. 

Поулыбавшись друг-другу, мы разъехались. Почувствовав, что нам просто необходимо подкрепиться наш дружный экипаж подумывал о том, чтоб остановиться у какой-нибудь кафешки, а пока. А пока за окошком проплывали красивые пейзажи. Мы даже остановились в одном месте. Дорога с краю обгрызла здоровенный холм, обнажив его полосатое нутро. Зрелище интересное. Устроив маленькую фотосессию на фоне полосатого холма и, конечно же, на фоне нашего железного коня мы собрались уже было уезжать, но мне вдруг захотелось сотворить что-то этакое.  
    >
Максимум на что меня хватило, так это написать на заднем стекле прямо по грязи: Минск- Владивосток.   Спустя полчаса нам попалась вполне уютная заправка с кафешкой. Чистая, аккуратная территория заправки и плакаты с предупреждением, что за разлитое топливо и масло здесь штрафуют, загнали наш москвич от греха подальше на эстакаду. ( Фото 4 ). Завтрак выдался на славу. Первое, второе и в нагрузку десерт в виде мороженого. Заметно поднялось настроение и не только у нас. Москвич тоже подкрепился под самую горловину ароматным и относительно дешевым бензином. 

В приподнятом настроении мы вьезжали в Башкирию, которая встретила нас весьма сюрреалистичным пейзажем промышленных разработок непонятно чего. Через каких-то 15-20 километров показался мотель и АЗС, около которых не остановиться было просто невозможно. Мало того, что стоял указатель с расстояниями до всех крупных городов России (включая Владивосток), так еще вдоль здания мотеля в застекленных ангарчиках стояли в оригинал восстановленные раритетные машины. Конечно тут же была устроена фотосессия. Правда, не обошлось без казусов. Пока Таня, стоя на обочине, позировала у указателя, ее пару дальнобоев приняли за за девочку легкого поведения. Ну конечно девушка в легкой маечке и сооблазнительных шортиках- повод, чтоб посигналить.   Внимательно изучив экспонаты в виде ГАЗ 67, ГАЗ 21 и ГАЗ20 "Победа", мы поехали дальше. 
Совсем скоро мы увидели указатель на поселок Кандрыкуль. Вот уже и одноименная кафешка, где год назад мы с Таней пили утренний кофе. На сей раз мы около нее не останавливались, а тормознули непосредственно у озера. Пять лет назад это интересное озеро приютило нас с Костей у своих берегов, а сейчас мы с моей очаровательной супругой прохаживались по щиколотку в теплой воде, разминая конечности. Оказывается в Кандрыкуль впадает какая-то хилая речушка, через которую неизвестно зачем был построен мост. На перилах моста одиноко болтался ржавый замок, который когда-то повесили влюбленные, скрепив этим свои чувства. Дно у озера было ни то песчаное, ни то сапропелевое, ибо напоминало плотно спрессованную мелкозернистую грязь.  
  Немного отдохнув и пофоторгафировавшись, мы продолжили путешествие.  Под колесами нашей "Птицы удачи" простиралась все та же Башкирия, а за окошком знакомые пейзажи. Вот медленно вращают лопастями ветряки, а вот и место где год назад меня штрафанули менты, спуски, подъемы, рельефная местность и хороший, жирный, черный асфальт.   Спустя какое-то время начало чувствоваться приближение Уфы. Двухполосная дорога стала четырехполосой, а на горизонте показались первые намеки на город и агломерацию. Настроение было прекрасное, а причиной являлось то, что до Златоуста оставалось всего каких-то 300 километров. Не омрачило его даже то, что перед нами вдруг резко затормозила фура, которая пустив белый дым и завоняв резиной, оставила на асфальте черные жирные следы, вынудив нас прибегнуть к резкому маневру.  
Сердце нашего старика радостно билось под капотом, предвкушая скорое появление на родине, где давным-давно было выпущено.  Уфа запомнилась плотным потоком машин и ни то ремонтом, ни то расширением объездной дороги. Полос было три, и обгон тарахтящих грузовиков не представлял таких сложностей, как на двухполосой дороге. Как-то незаметно поток машин куда-то рассосался, и наш Москвич оказался на трассе, стремительно несясь на восток, где на горизонте виднелись верхушки гор.
Поток машин постепенно уплотнялся и, замедляя движение, вскоре совсем встал, упершись в длиннющую очередь. Год назад мы тоже попали в такую пробку, но в Пензенской области. Виной тому была попавшая под удар локомотива фура, проехавшая переезд на красный.
- Наверное, ДТП, - высказал свое мнение я.
В подтверждение этому, мимо нас, завывая сиреной, проехала скорая помощь и скрылась за горизонтом. Народ выходил из машин поразмяться, потрындеть и кое-кто даже усадил маленького ребенка на горшок прямо на обочине. Вышли мы. Перекинувшись парой слов с дальнобойщиком, я узнал, что впереди ремонтируют мост и движение организованно по одной полосе переменно в разных направлениях. И действительно скоро пошел поток встречных машин. Запомнился один КамАЗ, у которого на кабине было написано:"Я спешу к жене домой, тяни меня, КамАЗ родной!" Еще немного постояв двинулись и мы, однако, через полкилометра вновь встали. Так продолжалось еще раза три. В конце концов мы почти крайние в партии машин проехали мост и устремились дальше.
Как всегда горы начались незаметно. И вот первый затяжной подъем, который наш москвич преодолел без особых трудностей. На спусках мы притормаживали двигателем. Поток машин ехал относительно быстро, и мы никого не обгоняли. Однако, скоро наш старик опять стоял в пробке. На сей раз мост ремонтировали в поселке Сим. Именно здесь мы уперлись в хвост двум фурам, которых никак не могли обогнать. Следуя за ними, я постоянно улавливал какой-то божественный аромат и высказал мнение, что в них везут парфюмерию.  
- Ага! А парфюм наверное с афродизиаками, - согласилась со мной Таня.
- Ну тогда тебе скоро придет капец, вдруг во мне сработают инстинкты, - продолжал рассуждать я.

Разглагольствовать долго не получилось, потому, что нас остановили сотрудники ГИБДД. Изучая документы, мент как бы извиняясь говорил:"А я смотрю москвич
 с черными номерами, дай думаю посмотрю, что за он."   Отпустил он меня довольно таки бысто и, возвращаясь к машине, я заметил, что фуры уехали, а запах остался, нежный и приятный. Оказалось все просто - в горах цветут какие-то цветы.  
Солнце клонилось к закату, когда наша "Птица удачи" заехала в Златоуст. Уже на подъезде к дому моих родственников мы на скорости "поймали" такой внушительный спящий полицейский создалось впечатление, будто москвич ударился "мордой об асфальт". Обошлось.   Не успели мы припарковаться как нас тут же заметила, возвращающаяся с работы моя троюродная сестра.  
- Ой! А вы, наверное, к нам?- спросила она и, проявляя огромное гостеприимство, пригласила в квартиру.  Оказывается, нас уже ждали и неподалеку (в частном доме) уже "под парами" стояла банька. Куда мы незамедлительно пошли смывать дорожную пыль.
Пока мы располагались в предбаннике, откуда ни возьмись появился длинный, белый, пушистый, пучеглазый кот.  
- Это Потер,- сказал дядя Витя и поведал историю, что это их кот, но после появления в семье Москалевых внучки его переселили от греха подальше в частный
сектор.

Баня выдалась на славу! Отхлестав друг друга вениками, мы поздно вечером красные, но довольные вернулись в квартиру, где хорошо поужинав, забурились
спать.

              Продолжение следует и вместе с фотоматериалом будет появляться по мере поступления.

 

Оцените этот материал:
19 поход. Герой асфальта. Май 2002
“Запретный” город Петра или Прояви смекалку

Читайте также:

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость - Адриан

    Да вы не только путешественник, вы еще и писатель, Батенька. Вам в пору полноценную повесть выдать(на полном серьёзе). Читать интересно, т.к. излагается материал не косноязычно, с аллигориями и идеамотическими оборотами. В целом захватывающе, единственное пожелание - чуть добавить информации о маршруте, так называемой конкретики.(состояние дорог, скоростной режим, ГАИ,и т.п., ну и конечно краткое описание красивых мест, с фотографиями). В ообщем очень и очень достойно. Старайтесь чтобы материал был и интересным и полезным к применению.

    0 Короткий URL:
  • Гость - Виктор

    У самого была такая мечта..., но не отважился. МОЛОДЦЫ!!!!Давайте продолжение!!!!

    0 Короткий URL:

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором. Чтобы избежать этого - зарегистрируйтесь.
правилами и условиями.

События

Новые публикации

Из архива Магадана:

​Вот и закончился самый масштабный велопоход 2016 года - Конвергенция Смирнова. Это была радостная встреча старых и новых друзей, и даже сама ненастная, дождливая погода способствовала тесному и ...
Недавно проведенные Канадской лавинной ассоциацией (САА), являющейся одной из ведущих лавинных школ в мире, исследования показали, что три наиболее часто используемых приложения для смартфонов, которы...
Радюк Катерина
20 декабря 2013
  «Прошлым летом я дошла до края земли и впервые увидела океан. Этим летом я иду по нему на самом старом парусном корабле в мире. Юнгой  Я счастлива как ребенок. Или даже больше, потому что исполняю...
Глазков Леша
28 сентября 2010
       10 сентября наша группа в составе 13 человек (рук. Глазков А.И.) выехала из Минска. 12 сентября мы прибыли во Владикавказ. Заброска в село Джимара автотранспортом,...

Встречаем новичков!