Сегодня 28 августа мы вернулиь из этого чудовищного 53-его похода. Осунувшиеся, худые, уставшие за месяц от самого похода, дороги и даже друг от друга.
Поезд приходил ранним утром. И, не смотря на то, нас встречала большая компания (Magadan.by, значит, любят). Меня особо не удивишь. Но тут, выходя битой собакой из вагона, едва не выпал в осадок. Баян, бубен, трещетки, пирог, транспаранты (определенно, нас любят).
Вернулись мы с коммандным зачетом взятия Пика Е.Корженевской (7105м). Для меня индивидуального зачета не было никакого. Год я плевался Алтаем 12-ого. Но при тоже кажущейся низкой результативности этого похода Сборная Секты отработала на полную катушку. Это был нетипичный для Памирского августа сезон. Никто вообще не поднялся в 13-ом году на Пик Коммунизма.
В горы мы ходим бороться с собой (и то, если горы разрешают), но не с горами, не с природой.
Доволен я этим походом весьма. И мне есть ниже что рассказать. Бестселлер будет не скучным, рекомендую:
Состав:
Глазовская подгруппа
1.Глаз – Директор проекта. 2.Витенька Куцко – ответственный 3.Геннадий Арапов – Пушечное 4.Смирнов Саша - Рации
Совет руководителей похода. за финансовые взаиморасчеты Мясо похода. Гляциолог.
Начальник Глазовской подгруппы. (казначей) Спутниковая связь.
Врач.
Подгруппа Максимов
1.S.klim – Совет руководителей 2.Максим-Перепелица – Архив 3.Максым-Шаро – Заведующий 4.Максим-Летчик – Фотограф.
похода. Начальник подгруппы карт, описательных документов. логистической части
Максимов. Ремонтник. Фотограф. Зав. запасами бензина, газа. (Чрезвычайное Лицо). Врач.
Снаряжение:
Продуктовая раскладка 500 гр./чел день
Газ 11,5 кг (высотный -23градуса (изобутан 70%)) Бензин 7,5 л № 98
Горелки мультитопливные (газ-бензин) – 2 шт, Газовые – 2 шт, Jetboil-реактор 0,5л 1 шт, MRS-реактор 1,5л 1шт
Котелки 3л, 4л, 2л, 2,5л, Стеклоткань под каждый котелок.
Веревки динамические 1-11мм – 50 м, 2-8,1мм – 50м; рейпшнуры 1-5,0 мм – 20м; 1-6,0 мм – 40м
Ленты станционные 7 шт, карабины общественные 8 шт, оттяжки 4 шт, крючья ледобурные 9 шт, якоря ледовые айс-фи-фи пара, лопаты снегокопательные – 2 шт, лист снегорежущий 1 шт. Палатки штурмовые 2, 2, 3, 3, Чум-камбуз. Рации (гомологичные передатчики) – 3 шт. Телефон спутниковый 1 шт. Индивидуальное снаряжение (ИСС, 4 карабина, кошки, палки трекинговые, ледоруб, спусковое устройство, зажимы (кроль, жумар, тиблок), вспомогательный рейпшнур, фонарик и пр.)
ЧАСТЬ 1 ТРЭШ_ТРЕКИНГ
0-ой день 24 июля
Поезд наш на Москву отправлялся в 22.20. Возле вагона № 5 собрались провожающие. Активно провожать не обязывали. По официальному объявлению собралось (посчитали) 34 человека. Жены, дети, знакомые, личный состав Секты, даже несколько Шалунов и переведенные в Архив (можно было и не приходить, даже для бывших из этого Уголка почти невозможно реабилитироваться и вернуться обратно, а из Архива пока и подавно назад еще не возвращались: новый Отдел Кадров проводит палочную политику).
Стратегические походы Организации бывают не так часто. И на этот проект откровенно бросались все силы, и весь пока еще относительно маломощный потенциал Секты.
Вагон № 5 располагался, как всегда, не удачно: в области сужения перрона, где на верхний ярус вокзала сооружен подъемный пандус. Провожающие скучковались, едва умещаясь вместе, на этом узком перонном пространстве:
Провожающие скучковались, едва умещаясь вместе, на этом узком перонном пространстве
- Чмоки-чмоки! М-м! М-м! М-м! М-м!, - женская аудитория пришла в неописуемый восторг («Кричали женщины «Ура» и в воздух чепчики бросали»).
- А Витенька-то, Витенька, как подстригся! Впрямь не узнать!
- Возьмите меня вместо Смирнова! – на проводы пришел и Сережа Маргасан, прибывший из Америки (причем без велосипеда).
- А моя жена, Алла Васильевна, вам домашних вареников со сметаной приготовила, - давненько мы не видели Ленечку Мацукевича.
- Виноград, виноград в первую очередь съешьте! – беспокоился чуть-чуть грузный Эдуард Лимонов.
- А с полной выкладкой ваши рюкзаки будут 37 килограмм? - Лешу-Дюраль по военному интересовали цифры.
Вечер был приятно прохладным, как и большая часть этого лета 13-ого года. Как это приятно радовало. А то несколько последних летних сезонов меня просто убивали. А вот прогнозы погоды в Душанбе напротив устрашали аномальной жарой (даже без аномальной жары они летом могут устрашать, когда в порядке вещей цифры за сорок).
Мы смотрели в окно из вагона. Поезд всё не трогался, хотя время отправления уже давно, как вышло. Заминка начинала нас тяготить.
Наконец свершилось. Мы поехали. Провожающие отодвинулись в сторону. Вместе с ними с этого момента и все, что связывает нас в повседневной жизни отодвинулось в сторону. Пошёл стратегический 53-ий поход. Длинный и мяснический. В отличае от большинства наших развлекательных санаторно-профилактических походов в этом борьба с горами шла на уничтожение. Вернее, Памир с нами вел борьбу на уничтожение. С первого дня спуска он нам не давал: драл по три шкуры.
Спустя минут пять, как тронулся поезд, выявились повреждения МТБ. А именно – сломанный фотоаппарат Максыма-Шаро. Растасовывая вещи, мы подняли стол и ущемили экран оного между плоскостью стола и окном.
В Личном Составе Сборной Секты имелось несколько любителей хорошо заложить. Глаз (премьер любителей), взвесив имеющиеся силы, быстро сориентировался, что на этот раз провожающие с выпивкой сильно переборщили. Проинспектировав презентированный багаж, установили приблизительно, сколько компания за фиксированное время в максимальной дозе потянет. Сколько не потянет, отгружали на промежуточных станциях по маршруту следования, и даже в Москве (У Секты есть почти в каждом городе нужный Агент). Нужные Агенты были обескуражены сильнейшим образом, когда их вызывают ночью и вручают из поезда литрами нужную валюту.
Обилие явств и выпивки спосбствовало тому, что еще не доезжая Орши, часть бригады была быстрее обычного в брикетной кондиции. Случались в некоторые разы в походах доезды и до Смоленска во вменяемом виде. В Орше подсел Максим Маляренко, но примерно уже в такой же, соответствующей выехавшим из Минска часа три назад, форме.
Ветераны плацкартного алкотрэша старались ни кому не мешать и как-то получалось. Мы тоже были, благо, ни кому не нужны.
Глаз, говорят, в итоге лежал на полке (без расстеленного постельного белья, разумеется) навзнич. Непокрытый матрац давно свалился в проход. Туда же с шеи свешивался кошелек-смертничек, полный денег. Он раскачивался в такт движущегося вагона.
1-ый день 25 июля
По прибытию в Москву нас встречал Миша-СБХ (Самый Правильный Человек, как говорили. Писали отчет в походе на досуге. Уж как написал угашенный автор нетвердой рукой, так пусть СБХ и будет).
Миша помогал носить вещи и переезжать на Павелецкий вокзал. На Павелцком же вокзале мы сели в специальную красновыкрашенную двенадцативагонную электричку «Аэроэкспресс» до аэропорта Домодедово. Миша-СБХ кроме того обучил, как правильно пользоваться автоматами по выдаче билетов. Случилось так, что нас он так запровожался, что даже и не успел покинуть вагон, как отправились. Пришлось ехать 45 минут до следующей и конечной остановки Домодедово.
Домодедово было шумно, людно-суетно. Дошло дело до регистрации. Подошел человек в пятицветных гавайских шортах с пальмами, в сандалиях, панаме и очках, - двойник нашего Сюли. Но не сутулый и годами пятью помладше. В стальном Сюля Сюлей – Московская реинкарнация. Мало этот человек походил, даже с рюкзаком, на туриста, идущего в месячный горнотуристический поход.
Мы сразу же догадались, что это Геннадий Арапов. Мы на тот момент уже, правда, были с ним знакомы. Живет в Подмосковном Жуковском. Работает инженером, но зарабатывает промышленным альпинизмом. Из проектов пойти на Пик Коммунизма (не многочисленных) понравился наш, не коммерческий, скорее, даже с сомнительным успехом дела, но такой, где без оплаты всяких пакетов – единственный. Списались, созвонились, познакомились, понравились. Генадий был самым младшим участником группы. Глаз придумал использовать в качестве Пушечного Мяса. Необходимость использования в условиях похода даже по предварительным прогнозам была очевидна. На счет высотного опыта Глазу он, Геннадий, насвистел, вписав туда Эльбрус. На счет Эльбруса Глаз понял без уточнения, что это вершина. Гена за Эльбрус охотно выдавал катание на горных лыжах от верха подъемников, - тоже без лишнего, могущего всё испортить, уточнения.
Получалось так, что дешевле было лететь вроде как двойным рейсом. Сначала из Москвы в Питер, а потом уже из Питера в Душанбе, чем просто из Питера в Душанбе. Гена накануне дела купил новую машину и даже на ней планировал приехать прямо в Душанбе. Такой вариант мы рассматривали тоже. Решили, что получится автопробег, а не горнотуристичский поход (в рамках отпуска столько даже теоретически плохо уменьшалось). Гена отказался от автоподъездов довольно в последний момент, благо билет на самолет купил загодя.
В восьмикилограммовый лимит ручной клади добавили еще считай вдвое. Кули ручной клади внушали и без взвешивания сильный избыток. Как по размерам, так и по массе. Как ни старались мы их взваливать с лихвой, визуально перевес был убедителен.
Когда летели в Питер мальчик-стюард даже предложил определить Глазов рюкзачок в отдельный гардероб-рундук. Рюкзачок без активной трамбовки не влазил в штатные багажные полки.
В Питерском аэропорту Пулково процедуры взвешивания основного багажа, регистраций и досмотров пришлось проходить повторно и в полном навязчивом объеме. Единственным приятным этапом аэропортов является ожидание непосредственно самолета. К ожиданию самолета чаще прилагается дьюти-фри.
Глаз быстро унюхал дьюти-фри. Инспекция заведения внесла очень обнадеживающие результаты: широчайший эксклюзивный спиртной ассортимент и доступность по ценнику. Разумеется, взяли. Считай по нашему мы выпили не много, но на старые дрожжи оказалось, что нажрались. Глаз вошел в раж и сокрушался (уже в самолете), что якобы мало. Может, благо, что мало.
Видели Украинцев из Киева, собирающихся в Фанские горы (это тоже лететь в Душанбе). Также эстонцев: идут целенаправленно на Пик Коммунизма. Накостыляет еще в той или иной степени этот Пик Коммунизма, и эстонцам и не эстонцам, и спортсменам и не спортсменам, и любителям и профессионалам. Всем хватит, но мы не знали тогда того...
Рейс на Душанбе осуществлялся вдвое большим предыдущего Боинга Аэробусом 320 (или 321). Мест примерно на 150. Лететь было ночью, больше четырех часов и, может, совсем скучно, если бы не зарницы-молнии где-то далеко вне опасности, но впечатлительно. Еще снимало телевидение какой-то фильм-передачу про стюардесс. Киношники среди прочих замкнутых пассажиров-респондентов опытным взглядом приметили Климовича с контактным лицом и неплохой, оказалось, риторикой:
- Скажите пожалуйста, как Вы считаете, какой должна быть по Вашему мнению стюардесса?
- Как бы вам сказать? За такой короткий перелет невозможно составить определенное мнение об тех стюардессах, которые нас обслуживали. Но, если говорить в общем, то стюардесса в первую очередь должна быть красивой, улыбчивой, внимательной, приятной. Более того, тонко чувствовать потребности пассажиров.
- Да, и быть коитабельного габитуса, - раздался голос, хоть и в полголоса, с галерки. Голос Смирнова. Глаз недавно спьяну изобрел прототипы каких-то там классификаций (классификации выходят за рамки не только данного отчета, да и вообще не рекомендуются широкому читателю) и, разумеется ознакомил Смирнова. Смирнов одобрил (скорее всего в барокамере, где при накрутке высоты почти что угодно одобришь). Вот откуда, не иначе, термин. Ну, конечно же это не будет слышно в передаче.
Летели. Заскучали.
2-ой день 26 июля
Одна из стюардес была с прыщиками на щеках, зато тщательно замазанными тональником. Это не мешало быть ей избыточно учтивой, как к тому, впрочем и обязывает работа. Летели, я уже писал в прошлой главе, ночью. Грозу, наблюдали примерно над Казахстаном. Было зловеще. Ночное небо ежесекундно располосывалось корневидными трещинами молний. Будто снаружи щелкают вспышками навязчивые папарацци.
Половина самолета были таджики с детьми. Дети плакали. Таджики смотрели дебильные видеоролики на мобильных телефонах.
На выходе из рейса выстроились инертные очереди. Таджики на паспортном контроле заняли все очереди. Как «для иностранных граждан», так и «для не иностранных граждан» (то есть таджиков). Ну, разумеестя, что есть таджики с таджикскими паспортами, есть с московскими. В будках паспортного контроля операторы паспортного контроля не очень то и торопились оперировать паспортным контролем. На клавиатуре печатали двумя пальцами и иногда даже разговаривали по мобильному телефону. Борис Акунин писал, что дела на востоке делаются не быстро.
Знакомьтесь, это Садулло, - указал Максым Шаро на человека лет пятидесяти, похожего на Чингиза Аитматова. Садулло занимался координацией наших отношений (административных и финансовых) с Таджикистаном, МАЛом (Международный Альпинистский Лагерь), вертолетом, логистикой, газом и пограничниками.
Сбежались навязчивые дети. Дети не столько помогали нести багаж, больше мешали, но требовали чаевые. На задворках аэропорта нас ожидал мечта любого представителя Секты: УАЗ типа Батон. Защитного цвета, еще живой, но довольно разъёбанный (над правописанием последнего слова думали семь человек). Мы привычно загрузились в спартански-аскетический салон с амбрэ ароматного 76-ого бензина.
Водителя звали Джабор. Джабор имел немолодой, ушлый вид шофера. Похож был он на Илью Олейникова. Существенным бонусом была способность неплохо, почти свободно обращаться по-русски.
Спустя несколько минут, как выехали, в предрассветных сумерках, наш УАЗик обогнала Lada девятка без знаков принадлежности к государственным службам. Оттуда из окна высунулась розовая палочка типа фантастического меча Джедая. Пришлось остановиться. Из лады вышел гаишник и поздоровался с Джабором за руку. Потом повторно и мы видели как из ладони нашего водителя в руку инспектора перекочевала бумажка достоинством в 10 сомони (примерно 2 доллара).
- Это ритуал. – решили мы.
- А то как начнет проверять.., - объяснил нам Джабор.
Вид на Душанбэ с балкона Садулло
Лифт в доме Садулло не работал. За посылками (что отсылали из Минска) пришлось идти аж на десятый этаж. Солнце еще не вышло, но было так тепло, что оставалось только ожидать, какая инфернальная жара наступит с его восходом. Лестница в доме была открытого типа. Как обычно в многоэтажных домах, вонял мусоропровод.
Поехали на УАЗе в загородный дом Садулло, базироваться, готовиться и перепаковывать вещи.
- У меня там собака, - объяснил хозяин, - Сперва с ней надо познакомиться.
Как водится в Азии, - культ дома. Они стараются по максимуму отгородиться друг от друга. Заборы метра по четыре в высоту из цементного монолита. Не то, что у нас, скажем: сетка-рабица, штакетник, или «штамповочка» (если удалось по дешевке выписать, но лучше спиздить с производства).
Гектор был крупным белым гладкошерстным кобелем: мешанка кого-то с немецкой овчаркой. Харизматичный, с умными глазами и даже без псины. Облаял, обнюхал, потом привык и даже пробовл давать лапу.
Это был страшный день. Бодуна не было, а если и был, то только с самого начала и быстро прошел. Бессонная ночь тоже здесь ни при чем. Жара действовала на меня сокрушительно, испепеляюще. Но приходилось ездить по городу и решать административно-хозяйственные вопросы:
- покупка продуктов питания Гене, точнее нам, но Геной. Почему у него не было продуктов, я уже не сильно помню.
- оформление договора с КСС
- груз (вертолетная заброска) на поляну Москвина
- Гена, а спирт ты взял? - раз в десятый спросил Глаз.
- Да, не взял я! - раздражался Гена раз в десятый.
Пришлось брать какой-то Джек Дениалс и какой-то Джим Бим в эквивалентных на литраж, но никак не на градус количествах.
Мозги плавились. Я сидел за столом в офисе против некрепкого таджика с умно-деловым видом. Рядом огромный плакат - вид из МАЛа на Пик Коммунизма. Чернявая девушка с широко посаженными глазами ходила распечатывать какие-то наши документы, что пришли по электронной почте.
- Поставьте галочки в вашем графике против тех дней, когда и откуда вы будете выходить на связь, - протянул мне копию маршрутной книжки (липовой) начальник МЧС (Хасанов Давлат Хасанович).
- Здесь, здесь, здесь и здесь, уже в МАЛе, - не сильно задумываясь поставил галочки я - КМС по горному туризму и альпинизму (тоже по документам липовый, без документов тоже).
- Мне также нужна копия вашей карты и описание маршрута, которым вы будете руководствоваться.
Что он просил у нас было в достаточном объеме и подробностях, материал даже дублировался. Решили, что это всё Садулло отксерокопирует и ему потом принесет.
Пошли взвешивать вещи для вертолетной заброски, взвешивали на весах в магазине-подворотне. Получалось 164 кг, сколько и предполагали: примерно 20 кг на человека. Вещи занесли затем в офис Давлата.
- Куда делись мои два батона колбасы, - недоумевал Гена. Их пытались искать среди груды вещей и пакетов. Но жара била так нещадно, так наотмашь, что хотелось поскорее избавиться от этих всех кулей, сумок и баулов - гори они огнем вместе с этой колбасой, долетят как-нибудь до Поляны Москвина. Так я не вложил в треккинговую часть продуктов отдельно выделенные сладости. На маршруте мне было неловко перед своей подгруппой.
Потом вспомнилось, что не купили бензинчик. Отправили на заправку Шаро. На вскидку Шаро взял 98-ой. Состав нашей группы не очень то и разбирался в бензине для горелок. Доселе ходили, используя исключительно газ. Одним из весомых аргументов был довод, что на высоте плохо горит газ. На высоте в предыдущие разы каких-то чувствительных проблем на этот счет мы не испытывали, но решили перестраховаться и связались с бензином.
- 76-ой не берите, - посоветовал водитель такси, позабиваете сажей свои горелки.
- В 98-ом одни присадки, - предположил потом Смирнов.
Зато Шаро с бензином приехал позже и его, бензин, не взвешивали, - полетел бесплатно.
Офис Давлата располагался в здании министерства сельского хозяйства. Сперва зашли не на тот этаж, третий. Об отношении к сельскому хозяйству этажа свидетельствовали со стен что-то похожее на бюллетени или стенгазеты с фотографиями труженников полей.
Жара на улице превышала сорок. Я уже тоже было снял майку, но тотчас одел: мало ли, Таджикистан патриархальное государство с могущим быть очень консервативным отношением к одежде населением. Но ничего не мешало расхаживать Гене, теперь как никогда похожего на Сюлю, в гавайских шортах сандалиях и с голым торсом в том числе в здании министерства.
В Душанбе ездят в основном на иномарках. Как и в Бишкеке, да и всей Азии, сигналят машины по поводу и без повода. Таксист наш Заур почуял в нас неплохой баш. Ездил он самоотвержено. Когда-то можно было в один из дворов подойти пешком, но он упрямо заехал туда по ухабам под горочку. Раздался тяжелый уязвимый удар куда-то под днище машины. Горкло запахло паленым сцеплением.
- Что-то у вас мало совсем российских машин? - удивился Гена.
Таксист ответил пространственной фразой в том числе с таджикскими словами, но при связке и всех склонениях нашего знакомого и любимого слова "хуйня".
Выехали после обеда. С момента прилета Памир начал нас убивать настоятельно, постепенно и методично, последовательно сменяя одни виды истязаний другими. Сперва, уже упоминалось, была первая проба жарой. Следующим испытанием был аполог советского автопрома УАЗ типа "Батон". Мы люди неприхотливые, но каждому из нас казалось, что у него место самое неудобное. Эпизодически двигатель начинал подкипать. После очередного натяжного подъема он закипел совсем. Но здесь, в принципе, закипают многие. Предусмотрена даже станция, похожая на мойку. Технология борьбы с проблемой экзотерична. На двигатель поливают из шланга водой из местного арыка. Это было продемонстрировано на яростно шипящем двигателе какого-то портера. Мы обошлись только доливом свеженькой водички. В сени деревьев лежал отрешенный от действительности весь в мире самосозерцания старый дедушка-мусульманин с бородой и в тюбитейке.
Ехать нам, считай, было не много, - километров 300. Но дорога чаще была нехороша, чем хороша. Легкой передышкой был ужин в чайхане (без водки). Молодая женщина в паранже разносила еду. Прибыли последовательно чай, лаваш, жидкий сыр, овощи, жреная баранина с подливой. Вечерело. Спадала жара. Поднимая пыль, по дороге ползли грузовики китайского производства. Бараньи кости бросали в сторонку, где не нагло ошивались воспитанные, хоть и задрипанные местные собачки.
Легкой передышкой был ужин в чайхане (без водки)