94Д «ОстерЕгись» 60км Остер-Сож

Andron

ПВД-реванш

Фотографии могли быть и сильнее, да к середине второго дня вдруг утопили один телефон. Там и был основной материал. Последние лишь частично отражают суть описанного

В рассказе может встречаться ненормативная лексика

9-10 сентября 2022г проводился ПВД по названым рекам. Сентябрь время прекрасное. И подобные водные сплавы уже, пожалуй, традиционны. Старт в Кричевском районе в деревне Старый Дедин…

По замечательной реке Остер до этого ходили мы в 2012-ом году от Рославля (Россия) до деревни Старый Дедин (133км). Маршруты обычно мы завершаем. Добить Остер руки дошли лишь только через десять лет.
Ехать от Старого Дедина до устья 46 км. А до лагеря тогда планировалось 49. Едва ли была актуальна группа моральной поддержи и технического обеспечения, ибо вряд ли найдутся желающие поехать на задворки Беларуси в Кричевский район.
На следующий день планировался Сож. На Сож мы несколько раз ездили на рыбалку, на Кленковский Мост на роупджампинг, но по самой реке никогда не ходили. Следовало исправить недостаток да заткнуть эту брешь. По Сожу идти предстояло еще километров 65 вплоть до города-райцентра Могилевской области Чериков. Для байдарки если не Остер, то Сож явно великоваты.
9-10 сентября в рамках штатного расписания, вышли мы, ребята, в составе 9 человек на сплотке моторная лодка-рафт. Группа потерпела фиаско. К этому времени река жесточайше обмелела, но главное, что нас не хотел везти мотор. Моторы в 5 л.с. до этого неоднократно нас тягали, причем весьма результативно. Однако, в те злосчастные сентябрьские числа было всё против нас! Куда ни кинь – всюду клин! Двигатель подсунули нам совсем изношенный. Ненужные весла Глаз не взял. Захватив только 4 для чалки. Так что пройдено было 12 (!) километров. Закончили сплав в деревне Ходунь. https://magadan.by/tours/94b-oster-razgromnyj-12km-10-11-09-2022.

Глаз может отложить не реализованный проект, но ни в коем случае не забросить.

Реванш состоялся 25-26 марта. Не совсем это получился полноценный реванш. Ни до какого Черикова, как планировали, мы не дошли. Но с рекой Остер гештальт был закрыт.

Было нас по-прежнему девять. Стареющая малоспортивная компания, пережившая или находящаяся в апогее кризиса среднего возраста. ПВД проходил в гендерном формате «Горбатая Гора» (как говорит Алексей Сантехник «Горбатка»). Рафты не брали. В качестве судов были выбраны катамараны «Рунтя», «Виктор Коровкин», в дополнение взяли в аренду канонерскую лодку. По скорости хода на поверку лодка ничуть не превосходила катамараны, хотя изначально, вопреки катамаранам с самодельными транцами, для этого была приспособлена. Проект изначально позиционировался как успешный. По пять лошадиных сил на три человека, да еще и в условиях большой воды и паводковой реки – теоретически сплав ожидался триумфальным!

25 марта

С целью укорочения логистического плеча, до Жлобина добрались на личных легковушках. Дальше уже забрасывались в деревню Старый Дедин на ржавом бусе пурпурного цвета Виталия Николаевича Роговцова. Прицеп был только в Жлобине. Посему «Рунтю» везли полностью в разобранном виде. Собирали его с нуля. Глазу пришлось все резинки вязать тоже с нуля. Рама была всё же собрана хорошо и на удивление быстро. Да и в принципе весь «Рунтя» вышел складно. Ровный, симметричный, пухлый, синий и лоснящийся. Поставили транцы. На все три судна моторы.

Погода была плохая. Еврейские Кучки (на них всегда плохая погода) обычно примерно в этих числах. Но их ещё не было в 2023 году (в 2023-ем они в начале апреля). Эти Кучки называют ещё Песах. Что там празднует самая древняя национальность не знаю я и сам. Как обычно, что-то Всевышнему сказал Пророк Моисей. Не без помощи Его, Всевышнего, тоже как обычно, замочили арабов. Евреев это не коснулось, и они стали свободны. Это и празднуют. Теология дело темное…

Мы тоже праздновали. Праздновали не Песах, конечно, а прозаичнее. Пророк Моисей собравшуюся алкоголизированную аудиторию интересовал менее всего. На повестке было всего лишь открытие водного сезона.

От дождя спрятались под мостом подле деревни Старый Дедин.

От дождя спрятались под мостом подле деревни Старый Дедин

Катамараны собрали. Транцы поставили. Лодку надули. Моторы закрепили. Ожидали в снаряженном виде Виталия Роговцова, который погнал бус в Чериков. Шел дождь. Под приземистым мостом было привольно. Ветер вытягивал из-под него дым от костра. Публика праздно шаталась, материлась, хвасталась личными достижениями и обильно жестикулировала.  

Остер разбух колоссально. Это была уже совсем не такая река в сравнении с сентябрем прошедшего года. Такой сезон Глаз выбрал умышленно, чтобы пройти по большой воде наверняка! Забегая наперед, не получилось!..

В сентябре на 9 человек был один мотор в 5 л.с. Лодкой с оным приходилось тянуть огромный пузатый рафт. Воды тогда катастрофически не хватало. Досаждали постоянные мели и преграждающие путь коряги. Теперь (как свойственно Глазу) крайность была уже другого свойства. Воды было столько, что ПВД и поставленная задача превратились в перфоманс по «морю», мой генерал.

Приустьевой Остер - река пойменная. Несет он (она) свои воды в широкой трапециевидной долине. Вот по этой долине он и разлился, заполнив водой всю пойму. Среди этого «моря» из воды хаотично торчали кусты и деревья. Клинья леса к реке подходят не часто. По карте навигация бессмысленна. Движение по руслу в основном бесполезно. Актуален лишь навигатор.

Дождь перестал. Логистическая часть была отработана штатно. Вышли по времени, хоть и откровенно пьянствовали, довольно сносно. Завели сегодня холодные моторы быстро. Обычно (эти суки не сразу заводятся) на их раскачку уходит немало сил и психического ресурса.

Неожиданно Глаз взял в аренду четырехтактные двигатели. Визуально они не отличались от обыкновенных привычных двухтактных. Эти работали тише. Не так дымили и не так травили округу пережжённым бензином, смешанным с ароматными маслами. Топлива ушло на весь поход всего литров тридцать-сорок. Остальное топливо из канистр слили в баки наших машин.

Двигались теперь особенно быстро. Никаких тяжело груженых пузатых рафтов с праздной публикой буксировать сегодня не требовалось. Суда шли ровно, быстро синхронно, и даже - почти выходя на глиссаду! Нетрезвого Мацака, бунтаря и барда, в красной шапке с помпончиком на «Викторе Коровкине» обильно заливало водой. Его благоразумно пересадили на более грузоподъемный катамаран «Рунтя». Широкий «Рунтя» типа Белрафт 4ТТ тоже выходил на глиссаду, но там уже никого не заливало водой.

Михаил Веллер писал, что «когда всё совсем хорошо, это тоже не очень хорошо». Веселый Глаз отлично знал, что так не бывает, поскольку испробовал подобное на своей шкуре. Вот и теперь, шли как на катере, мы до поры до времени. Хихикали, шлифовались коньяком, подшучивали. Глаз говорил фальцетом  и хохотал, как Вася Дробышевский. Все ехали вместе, с большего рядом, дружно или в визуальной близости. Но долго не бывает хорошо. Прав таки старый  и близкий уже к маразму еврей (Михаил Веллер). Интуитивно и так было понятно и ощущалось явственно: что-то должно случиться.

Вдруг река начала мелеть. Стало очевидно, что мы сошли с русла и рыскаем по разливам. Вскоре и ехать сделалось опасно, что винт начал касаться дна. В момент беспечность и восхищение быстро перешли в агрессию и раздражение. Глаз чуть выше колена в воде тащил уже катамаран за чал, матерился и препирался с водителем Погодиным. Поругались, поспорили. Плевались, сотрясали воздух и размахивал руками. Тягали блядский катамаран «Рунтя», словно лебедь рак и щука. Зато глубина постепенно начала увеличиваться, а дальше  - ещё больше! И вот мы уже увидели бегущие по воде пузыри – наши же пузыри от моторов! Выбрались туда на вёсельном ходу, на пузыри. Дальше пошли. Завели двигатели и - полетели! Кильватерная струя пенилась, взвихривалась, бурбулировала и пузырилась. Рунтя, как угорелый, мчался вниз по течению по приустьевому Остеру, навстречу Сожу, к новым потрясениям, передрягам и приключениям. Быстро, споро к бензиновому движителю добавлялась арифметически и скорость упругого потока течения. Торчащие из воды истуканы деревьев неслись мимо с невероятной скоростью. За кормой оставался широкий след кильватерной струи. Широкая двухфюзеляжная база раздвигала воду. Приподнятые над водой блестящие баллоны влажно блистали и лоснились, их обдавала косынка брызг. Погодин плавно и методично обходил уродливые и прыщеватые щупальце торчащих из матовой серой воды коряг.  

С русла сходили еще и потом ещё, а затем ещё. И точно так же его находили снова. Если не начали к тому привыкать, то почувствовали некую закономерность. Но, что произошло дальше, было и подавно хуже…

Стартанули мы примерно часа два назад (да кто там засекал). Короче, время было уже после трех. От воды невзначай стал подниматься легкий парок. Нежно и непринужденно. Он сперва нас даже приятно овеивал духовитой влажной вуалью.

Плюс пять. Он, этот парок, перешел в дымку с тенденцией к сгущению. Отрицательная динамика быстро нарастала. Кругом в одночасье все помрачнело и стало необычайно таинственным, сюреальным. Бытие стихло, а тишина сделалась зловещей. В этой тишине явственно и четко рокотали три мотора. Ровно и утробно. Этот размеренный звук внушал уверенность. Мы мчались на запад. По приустьевому Остеру. Вниз по течению. Навстречу со слиянием с Сожем.

Ну, сначала было прикольно. К тому, чтобы следить за руслом, добавилась новая трудность - все ухудшающаяся видимость. Видимость эта, наконец, сократилась предельно. Скорость пришлось сбавить, вплоть до холостого хода. Не всегда теперь уже мы видели друг друга. Больше приходилось перекрикиваться:

- Эге-ге-е!!

- Маа-га-дан!!! Куда они делись, еб их мать!! – мы раздражались, ругались, от отсутствия видимости. Всматривались, казалось, что на лоб вылезут глаза.

- Дима! Стой! Кусты! Куда ты едешь нахуй!!

Ситуация была нелепой и особенно дебильной. Дебильной до абсурда. С течения мы, естественно, сбились. Ветра не было. Навигатор помощник в этом тумане довольно посредственный. Время тоже стерлось в безвременье. Интересно, куда мы теперь приедем и когда. Во влажном неподвижном мареве застыли расплывчатые фигуры наших судов, гребцов. Моторы заглушили. Атмосфера нависла сюреальная. Зловещая и мрачная тишина способствовала мыслям о полтергейсте, онеройде, уфологах и метафизике. Глаз (пребывая в нетрезвом виде) вспомнил очередной раз про «Звено 19»…

Время шло. Динамика отсутствовала. Время растянулось. Ещё подвернулось в памяти сюжет как: Самолет DC-4 вылетел из Нью-Йорка в 1955 году в Майами. Во Флориду он так и не прибыл, зато приземлился в 1992 году в Венесуэле(!)..

В таком формате похода, да еще и среди моря воды, не доводилось мне быть со времен студенчества, когда мы сплавлялись на плотах. Но там было хотя бы течение. А оно уж тяжелый плот вытащит. Я тогда, вот на реке Остер, вдруг вспомнил в том числе, как смотрел какой-то голимый российский фильм (не голимые российские фильмы большая редкость). Там сюжет таков, что солдат наказали и отправили со взводным на марш бросок. Так они вошли в туман, а, когда из него вышли, переместились во времени в Великую Отечественную Войну (дальше чернуха).

У нас масштабы были не так глобальны, нужно было хоть куда-то переместиться. Только в этом тумане КПД от нашей деятельности был нулевой. Двигались по типу Броуновское Движение. Набрели мы таки на темный силуэт берега. Точнее Слава что-то увидел и поспешил это ретранслировать.

Электрик разглядел курган. Зачалили. Это был, вероятно, левый коренной берег. Вышли. Размяли затекшие чресла. Возвышение было совершенно лысым. Предстало нам сиротливым сырым бугром, испещренным и методично перерытым кротами. Место для лагеря без обсуждения было признано, как не респектабельное. Но вот мы спустились к воде ниже – есть ровные площадки. События происходили в тумане. При «свете дня» едва ли бы нам оно, это место, приглянулось.

Нужно было подъехать. Глаз с Димой Погодиным взялись за огромного блядского груженого «Рунтю» и – давай его тянуть. Похуй, что мотор опущен (!).

- Блять! Куда мы премся!!

- Мотор! Мотор! Блять!!. Куда ты тянешь нахуй!!

Двигатель «работал плугом». Слава Богу, что нога его, мотора, выдержала и что винт не сломался. Погнулся лишь транец.

- Ты как транец сварил?! Мммммм?!.. Глянь, как он погнулся ебаный по-русски! – ужаснулся несчастный Глаз.

- Нормально как раз приварил. Шов сварочный же держит. Не лопнул!

Шов держал и в самом деле. Погнули плоскость транца.

К вечеру, когда рассеялся туман, над нами, ребятами, высоко нависло довлеющее свинцовое небо. Было все так же безветренно. Находились мы, как и предполагали, на левом коренном берегу. Полого, но верно поднимался тут же унылый травянистый склон. Остер разбух до невероятных размеров. Правый противоположный берег здесь тоже сравнительно высокий, поросший густым лиственным лесом. Так что именно в этом месте не разливалась река в «море», как это было выше. Однако, трафик проходящей воды был выше всякого воображения. Среди неё, вышедшей и затопившей коренные берега воды, лохмами торчали затопленные скопления кустов. Как и осенью, по берегам мы не видели ни одного человека. Вокруг было всё так же пустынно. Будучи в Беларуси, казалось, что мы в затерянном мире.

Для байдарочной реки Остер хорош до Старого Дедина. Ниже 46 километров ничего примечательного, особенно для пресыщенных на впечатления путешественников. Приустьевой Остер напоминает безлесную, протекающею в лугах, Беседь. Но ранней весной здесь, как бы то ни было, очень интересно. И не байдарка тут больше подходит, но моторная лодка. И пусть даже это не спортивно.

26 марта

Для клещей еще не время. Глаз разложился в гетто: пристроился спать на улице. Проснулся, когда дождь шел уже полным ходом. Спорый, затяжной и беспощадный. Барабанил он злобно, навязчиво, беспросветно и неистово. Спальник, разумеется, значительно подмок. Пришлось срочно ретироваться – в палатку к Мышке. К рассвету дождь прекратился. Проснулись. Опохмелились.

Подниматься и выступать не торопились. Виталий Роговцов говорит, что собирались мы не так уж медленно. С его слов «долго вола за рога не водили». Вышли резво.

По Остеру ехали еще достаточно протяженно. Сразу, как и вчера, дело шло хорошо. Жизнь удалась: мы летели стремглав по матовой слегка завихряющейся и бурбулирующей полоске реки. Ольхи и вербы с двух сторон отчетливо нам указывали путь, обозначая границы русла. Ко всему прочему в небе появились разрывы облачности, а спустя часа два выглянуло солнышко. Грела оно посредственно, не расщедриваясь на тепло и не балуя. Зато за считаные часы особенно Андрюша Хайруллин сделались красные на лица. Сгорели.

Никакого тумана не было сегодня и в помине. Но к устью река и вновь потерялась. Пред нами снова предстало «море». Это море с хаотично разбросанными по акватории кустами и деревьями объединило в себе и впадающий в Сож Остер и сам Сож.

Мы заблудились опять. Сбиться было не мудрено. Кроме потока по фарватеру было и течение другое – из переполненной реки вода стекала на пойму. Так бывает. Я многократно уже подобное видел. С таким потоком вынесло в ебеня и нас. Искали потом, рыскали, садились на кочки, матерились и даже шли на веслах (моторам не хватало глубины). Найти фарватер не представлялось возможным кроме как по навигатору. Направление движения и куда мы сместились, то было известно. А вот как куда и как пробиться, это вопрос. Не везде хватает должной глубины. Да и кусты. Куда ни кинь. Ехали, проталкивали, пробирались, продирались.

На все уходило время. Условия путешествия были не совсем такие, как скажем летом. Обилие воды в конце марта резко избыточно, что невзначай попадаешь в ловушки. В 94Д это прочувствовали мы в полной мере. Осязательно и явственно, мой генерал.

Вчерашний туман и поиски фарватера сегодня сделали свое дело. За ПВД, не смотря на моторы и отсутствие всяких там рафтов, пройдено было лишь 60 километров маршрута (только не траектории).

Сож по итогу нашли. Точнее его русло. Вновь мы быстро и даже стремительно резали воду тремя судами. Все были близки к выходу на глиссаду. Катамараны и лодка неслись по ламинарной здесь глади воды бешено и стремительно. По реке между тем уныло плыли небольшие умирающие одинокие льдины (возможно,  дрейфуют они ещё из России). По Сожу ориентироваться было легче чем по Остеру. Довольно быстро мы проскочили железнодорожный мост. До автодорожного было еще километров пять. Скорость 15 километров в час+. Моторы, экономно пожирая ароматный бензин в крейсерском режиме, рокотали ровно, утробно и немножечко унитазно. Суда шли поступательно, словно под линеечку. Собрались в сплотку. Снова коньяк. Было душевно и атмосферно, как это бывает когда сделал какое-то большое дело, совершил, словно, важный поступок, или произвел наболеше-злободневную и наскучившую работу, а может даже закрыл гештальт.

Подсвечивало солнце. Возле автомоста и решили сниматься: примат разума над чувством. Раз удобно, значит, удобно.

Захотим, пойдем вниз и дальше по Сожу. Но - не сегодня! Как говорится, гештальт с рекой Остер закрыт. Реванш состоялся, но заявленный маршрут не пройден. Но после драки кулаками не машут…

 Недооценен был соперник (река соперник, пусть будет не персонализирован). Полагая, что Остер пройдется на одном дыхании, Беспечный Глаз «довесил» ещё 55 километров пути по Сожу. Но – всё пошло не так. Как и осенью, ничем не примечательный пассивный и сонный, унылый и равнинный, спокойный и добрый Остер нам преподнес сюрпризы и кветсы. Да было так и десять лет назад, когда планировали идти до устья. Не популярный дикий Остер на поверку оказался длиннее на 50 километров, нежели Глаз его по карте измерил курвиметром.

ОстеЕгись здесь строить большие планы. Пусть ленивый и гостеприимный Остер это не та река, которая изначально хочет тебя убить, но с ним определенно приходится считаться.

Не связывайтесь обыватели с этой рекой. А коль свяжетесь, то не пожалеете – она прекрасна!

 

 

поход Пемполь-
89: Плато Укок. Таван-Богдо-Ула
  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением