Лето 2010 года было по истине ужасно. Такой жары не было давно. Причем это не какие-нибудь отдельные деньки. Климат теперь у нас тропический. Неделя пекла, другая, третья… Когда же, наконец, пройдет это опостылевшее нам лето. Все мы от него уже устали. Температура в тени иной раз доходила до сорока. Не были исключением и эти знойные выходные 7-8 августа.
Для того, чтобы лучше понять историю Абхазии и Грузии, имеет смысл ознакомиться с некоторыми фактами. Эти факты доказывают, что Грузия и Абхазия за исключением кратковременных исторических моментов не были единым государством. Абхазы и грузины не являются родственными нациями. Они имеют разные языки, разные традиции и обычаи. Абхазский язык не имеет родства с языками грузинской (картвельской) группы. Из родственных абхазскому языку можно назвать ныне исчезнувший убыхский, к числу дальних «родственников» можно отнести также некоторые другие языки северо-кавказской группы, такие как адыгский, черкесский, кабардинский. Но еще больше говорит об исторической самостоятельности Абхазии ее долгая история - история с V тысячелетия до новой эры.
Стояло морозное мартовское утро, когда охваченный поэзией дороги, я вышел на солнечную трассу и зашагал прочь от города. За плечами рюкзак, а в голове – желание доехать до одной из самых жарких республик бывшего СССР, Абхазии и увидеть 29-го марта полное солнечное затмение.
Здесь идет описательная характеристика реки Западная Двина, озер Поозерье и Роговское.
- Гм, м, - возмущался Валерий Михайлович (наш коллега и авторитет), - это что вы на Сож ездить любите, в эту чернобыльскую зону претесь, других мест нет, ты послушай.
- Там хорошо клюет ведь.
- Гм, м, послушай-послушай, не надо вам туда ездить.
- Так, а куда нам тогда ездить?
- На Западную Двину, в Верхнедвинск едьте, послушай.
Западные реки у нас не совсем котируются, но на этот раз мы решили это опровергнуть. Поехали, правда, не под Верхнедвинск, а несколько ближе, где согласно карте, берега выглядели убедительно перспективнее. И менее крутые склоны, и леса побольше, и деревень меньше. В поездку отправились на ночь глядя двумя машинами, Батона не было – в нем барахлит стартер. Выбраться раньше не получилось. Пятница был день чрезвычайно насыщенный. Мы занимались осмотром выставленных на продажу в воинской части полноприводных грузовиков. На это и ушел весь день (23 июля).
Жарко. Температура воздуха что-то за тридцать. Но в лесной тени эта напасть скрашивалась, к тому же немного обдувало ветерком.
Чтобы не свалиться, необходимо держаться, хотя бы одной рукой, другой приходилось отмахиваться от назойливых оводней. Это было совершенно своеобразное ощущение: казалось, будто путешествуешь, сидя на слоне, только тот двигается слишком уж рывками. А было нас десять человек. Разместились кто в кабине, кто снаружи: на широком и выступающем вперед бампере, иные на крыше кунга.
Восьмицилиндровый двигатель под нагрузкой завывал. Мы участвовали в презентации машины, которая пробиралась через лесную грязь и кренилась то и дело в разных плоскостях. Это был матово-зеленый ГАЗ 66 1984 года выпуска, пригнанный когда то из восточной Германии. События происходили на юго-западе Белоруссии, совсем близко от границы с Польшей.
Это было 16 июня. Как и договаривались, Федя, похожий на кота, выехал заблаговременно из Пинска в Минск на бусе Уебох. Бус к поездке он предварительно подготовил, положив на то немало сил и средств.
Сначала все шло хорошо, но осталось по Брестской трассе до Минска километров 50, как сломалась коробка. Целый день просидел Федя на автостраде при жаре и без еды. Только ночью приехал эвакуатор, которому он при погрузке снес кабину. Уебох доставили на лафете обратно в Пинск. Федю особенно жалко. К этому мероприятию он готовился. Не сложилось. Мы предлагали ему выехать днем позднее с Сережей Климовичем, однако, так тоже он не успевал. Злой рок. Но, сломайся коробка в поездке, было бы и того хуже.