90: Вело Паттерн 13-15 ноября 2021г. 91км

VeloPattern-187

Несмотря на всеобщую депрессию и стагнацию во всех сферах, традиционно под занавес 2021 года состоялся этот необычный камерный не то вело, не то пеший поход. Велопоход, правда, изначально планировался как плохой. Целенаправленно частью трека было презентовано обширное болото на границе двух государств. В трехдневном походе как можно проделать на велосипеде километраж всего в 91 км?! В том то и дело, что по ходовым часам ехать получилось совсем не много. Это был скорее пеший трип.


Последние несколько лет велосипедные мероприятия я провожу на Витебщине. Маршрут почти всегда полностью проходит через лес. Но дороги доселе худо-бедно попадались нам справные для езды. На этот раз поездка превратилась в хоррор.

Всем известна современная государственная политика «реорганизации лесного хозяйства» – читай уничтожение хозяйства и всего лесного, что растет. Витебскую область не миновала эта варварская программа. Обезображенные лесовозами дороги выглядят теперь апокалиптически и проезжаемы разве на лесовозах или военной технике. Подчистую выкошенные делянки молодого и не зрелого леса оставляют тягостное впечатление. Уничтожение леса лет пять назад списывали на жука-короеда, правда в последние годы уже ни на кого не списывают.

Лагерь 1 планировался на замечательном берегу озера Большое Олбито (68,3км). Прямо против лагеря там симпатичный круглый остров. Ноябрьские холода замечательное время для ловли хищника. Был изыскан пакрафт, приобретены жерлицы типа кружок. Андрей Павлов кроме того купил живца в виде карасиков. Пришлось приобрести и новейший кнопочный навигатор. Старый вышел из строя. Менеджер в салоне Garmin так объяснил, что сенсорные аппараты – это отстой. То ли дело профессиональнее кнопочные... Но так я, Несчастный Глаз, и не разобрался в тот раз с этими самыми кнопками. Благо был второй у Андрея Павлова.


13 ноября

Выехали в поход на ранней утренней электричке Минск-Орша. Отправление в 4:29 со станции Минск-Пассажирский. Логистика была такая. Доехать на электричке до Орши. А там сесть на поезд до Витебска. В Витебске должен был встретить человек на бусе и привезти на точку старта.

Билеты в кассе вокзала купил Глаз. И до Орши, и до Витебска. В том числе на велосипеды.

В вагоне велосипеды загораживали проход. Проходящие пассажиры да работники ЖД протискивались молча. Ехали сравнительно долго. Успели поспать, растянувшись на скамейках. Несколько раз проверяли билеты контролеры.

В Орше ожидали поезд до Витебска недолго. На табло расписания нашли по времени нужный поезд. Определили путь и платформу. Скоро подъехал из Минска штадлер. Вагон оказался с мягкими сидениями, столиками, почти панорамными окнами. Велики с рюкзаками поставили в пространстве между дверями. И снова они значимо перекрыли проход. Здесь уже появилась проводница. Объявив, что места для велосипедов в другом вагоне. А еще оказалось, что у нас нет билетов на этот поезд. А купить у проводниц билеты нельзя. Но нам разрешили доехать до Витебска «зайцами». При условии, что на остановке не зайдут контролеры. Контролеров не было. Вагон, в котором мы ехали, оказался еще и вагоном бизнес-класса. А поезд - прямым составом Минск-Витебск. Теоретически нам нужно было ожидать дизель эконом класса.

На вокзале в Витебске долго не могли перейти жд пути. Проходили в разные стороны длинные и медленные товарные составы. Лязгали цистерны, хоперы, арбы. А на надземный переход мы с велосипедами идти не захотели. На привокзальной площади нас ждал водитель Андрей на небольшом белом, комфортабельном бусе. Андрей отвез нас в очень хороший магазин за нужными покупками. Ехать дальше к началу трека в деревню Бухово. В Бухово в этом году я уже был два раза.

Деревня Бухово. Двинулись в путь по хорошо наезженной проселочной дороге. День погожий, тихий. Сквозь облака проглядывало солнце. Красивая, безветренная, погода поздней осени стояла в этот день. Неяркие краски, вспаханные поля, свертки соломы, сложенные пирамидами… Почти пасторально, но животных не было.

Ну, конечно же Глаз переборщил  на подъездах с алкоголем. Ехал на велосипеде теперь плохо. Старался сосредоточиться. Но первое время дорога была гладкой, пустынной и прощала подчас неверные пируэты. Велосипеды, единственное что двигалось кроме облаков среди этого стационарного просторного пейзажа. Довольно быстро катились мы по широкому проселку. Ничего не предвещало неприятностей. Режим казался штатным.

Но скоро трек в навигаторе Андрея Павлова свернул на двухколейную дорожку. Которая быстро выбежала за околицу маленькой умирающей деревеньки в поле.  Грязная, сиротливая: на ней то и дело встречались большие лужи. Они перекрывали весь поперечник. Приходилось велосипеды перекатывать по местами высоким бровкам. Вдоль щетинились исполинские бурьяны.

Потом заблудились мы среди огромного мрачного поля. Петляя, ходя взад и вперед, провели там не менее часа. Почти все это время велосипеды катили - ехать возможности не было. Перешли между тем маленькую речку. Кое-как выбрались на приемлемую проселочную дорогу (вероятно, что на ту самую, с которой свернули). Поехали.

Казалось, вот сейчас нагоним потраченное время. Но, - не тут то было… Очень скоро дорога превратилась в настоящее месиво. Напрочь её разбили лесовозы, да размыли дожди. Это была просто траншея темной, липкой, засасывающей грязи. О том, чтобы ехать не было и речи. Велосипеды тут приходилось не просто катить, а волочь, вытягивая из тягучей, вонючей массы. Грязь налипала на колеса, раму. Хотели покатить по обочине. Но никакой обочины здесь не было. Все разворочено гигантскими колесами. На некотором отрезке мы тащились по лесу вдоль дороги. По чуть менее грязной, но заросшей да заваленной тропке. Перебирались через какой-то ручей. Матерились.

Когда начался этот отвратительный, грязнущий участок, было совершенно светло. Выбрались же мы оттуда в кромешной темноте, со включенными налобными фонарями. На прекрасную асфальтированную трассу! Это был вечер контрастов.

Скорость движения и настроение существенно выросли. Было очевидно, что до запланированного места ночевки мы сегодня не доезжаем. Глаз решил остановиться на озере Нещердо. Оно было по треку. Вода была в самом конце небольшой деревни. Наш северный берег сухой и относительно высокий. Поросший кустами да испещренный кротиными норками. Вдоль берега Нещердо тростник с отдельными свободными к кромке воды проходами, освобожденными от тростника. С крайнего двора первое время, почуяв нас, лаяла собака: "Вуф-вуф!". Она затем привыкла, замолкла, стало спокойно. Начало подмораживать.

Весь день Андрей Павлов возил с собой пакрафт и карасиков. Глаз купил в Минске «кружки». Теперь собирался ехать на пакрафте и оные ставить. Аудрюс уговорил Глаза этого не делать, сославшись на темноту и поздний приезд на ночевку. К тому же грязи нас ощутимо ушатали.

14 ноября

За морозную ночь грязь на велосипедах превратилась в каменные наросты. Пришлось их отковыривать, отламывать, отмывать. Чтобы механизмы велосипеда заработали.

Озеро Нещердо довольно большое. Вода чистая. На нашем берегу утвердилась покосившаяся банька, деревянные лодки. Обветшалый помост. Карасиков решено было выпустить.

Глаз познакомился с двумя мужиками из дома на берегу озера. Тот что, с виду был главнее, - такого же возраста, как и Глаз. Зовут тоже Алексей. Сам из Витебска. Обменялся с ними телефонами и договорился о приезде на зимнюю рыбалку, хотя бы, чтоб машину во двор поставить. Озеро, ощущалось интуитивно, что нам подойдет. В прибрежном тростнике здесь, несомненно, щука.

Со сборами не затягивали. Выехали довольно споро. Проехать сегодня нужно было много. Планировали наверстать вчерашние километры.

Солнце пока не выглядывало. Но было все так же тихо, безветренно. Умиротворенно. Дорога бежала сразу укатанная. Дело спорилось. Встретили «черных копателей» с металлоискателем на старенькой иномарке. Со слов Павлова - это весьма реальный бизнес.

Уже по лесной тропке подбирались к границе. В лесу тишина, да спокой. Деревья голые, все устлано облетевшей и потемневшей листвой. Поредели деревья. Запахло багульником.

Появились мохнатые кочки. Под ногами захлюпало, запружинило. Мы вошли в болото. Самое настоящее болото. Обширное. Клюквенное. Россыпью по кочкам крупные блестяще-бордовые ягоды. Вода порою доходила до половины колеса велосипеда, а то и выше. Ноги засасывало. Постоять, чтобы не погружаться все больше и больше, можно было только на выбранных кочках. Земля местами колыхалась. Теперь в послеобеденное время ярко воссияло солнце, а небо сделалось чистым и голубым с отдельными следами от "кефира".

Преодолев простор болота, выбрались на лесной участок. Было атмосферно. Казалось, здесь и правда не ступала нога человека со времен ВОВ. А кругом завалы деревьев, выворотни, гигантские чаги на стволах. И окопы. К тому времени уж начинал розоветь закат.

Не скоро встретили мы разделительную пожарную полосу. Которую было приняли за дорогу. А на дорогу и вовсе вышли лишь в темноте. Все это время велосипеды, естественно, приходилось переносить, катить, тащить, тратя на это значительные усилия. Навигатор говорил, что где-то недалеко есть деревня Магорево. Деревня эта уже российская. На навигаторе она убедительно расположилась рядом с озером с самым рутинным названием Белое. Решили доехать туда. По случайно встретившейся дороге поехали на удачу в одну сторону - через несколько километров навигатор сообщал, что от деревни отдаляемся. И мы поехали тогда в другую сторону. С деревней и дорогой, которая в ней, были связаны надежды. Надежды на надлежащую езду и переформатированию нашего похода всё-таки из пешеходного в велосипедный.

Неизвестная дорога дальше примыкала к другой. Друга неожиданно тоже оказалась разбита лесовозами! По ней пришлось велосипеды опять же катить. Обводить по обочине огромные, глубокие лужи. Грязь здесь была более плотная, и налипала на наши, вымытые в болоте велосипеды, жирными, сбитыми комьями. Временами колеса переставали крутиться и шли юзом от того, что слой налипшей грязи упирался в щитки и блокировал движение. Снова матерились. Что-то у Глаза случилось с механизмом переключения передач на задней звездочке. Среди леса ночевал гигантский полноприводный седельный тягач-лесовоз КамАЗ. Пропахший соляркой и маслами. С тоской от этой дороги с такими КамАЗами двинулись перпендикулярно. Хоть и по противопожарной просеке, но на север – верно к деревне Магорево.   

Магорево, куда мы решили дойти, по карте значилась совсем уж недалеко. Буквально в паре километров. Но через большое озеро. Шли в обход. И все не приходили. Навигатор уже показывал, что мы отдаляемся от Магорево. Глаз нашел звериную тропку в нужном направлении. Но тропка очень скоро уперлась то ли в речку, то ли снова в болото. В темноте было не разобрать. Здесь из озера вытекал ручей.

А на часах тем временем 22:00. Глаз пошел в разведку напролом. Через полчаса вернулся, найдя сухое место для ночевки. Рядом столбы, но без проводов и совсем уже остовы нескольких домов. Одичавшие груши. Какая-то разрушенная кирпичная стенка. Блять – выходит это и есть то самое Магорево!?..

Выбрались на холмик искусственного происхождения. Спать легли без ужина.

15 ноября    

И озеро было рядом. По его затопленным мочажинам берега по колено в воде мы вчера и выходили на сухое место.

Деревня была давно заброшена. Сказать корректнее перестала даже существовать. Подъезды заросли быльем и кустарником.

Андрей Павлов сходил в разведку. Результаты были многообещающи: дорога есть, пусть сразу и плохая, но дальше будет заброшенный хутор. После него скорее всего можно будет ехать.

Сквозь кусты и заросли кое-как выбрались на просторный давно одичавший выгон. Погода пасмурная. Воздух влажный, плотный и тяжелый. И штиль.

Встретился одиноко стоящий заброшенный дом. Крыша уже провалилась. Венцы перекосило. Фруктовые деревья постарели, покорежились стволами и сделались жидкими кроной. Заглянули во двор, потом и внутрь опасно обветшавшего строения.

Во дворе и в самом доме кроме стандартных стигм заброшенного жилья валялись протезы ног! Было их в поле зрения несколько десятков. Это выглядело даже жутковато. Предположили мы, что здесь после войны жил человек, который как раз занимался производством протезов нижних конечностей. Несомненно, востребованных в те времена.

  

С дорогами не задалось и дальше. Казалось, ну вот сейчас поедем. Однако, снова грязь да огромные лужи… Уже привычным стало катить велосипед…  Дальше попалось нам в пути старое заброшенное кладбище. Глаза притягивают такие вот кладбища. Осевшие могилы каких то очень ранних лет ХХ века. Время здесь остановилось.

Затем памятник «Участникам Штурма Высоты 173,1. Осмотрели. Запечатлели.

Сегодня похолодало, даже чувствовался морозец. Пейзажи мрачно-минорные. Что природа, что окружающий ландшафт. Когда вышли на укатанную рыжеватую дорогу, наконец поехали. Дальше довольно скоро.

В деревнях атмосфера безвременья и запустения. В той, что поживее остановились, попросили набрать воды. Хозяйка указала спрятаться из поля зрения собак, пока сама сходит за водой. Возле дома без ограды на цепи рвалось три огромных косматых пса. В соседнем дворе молодая женщина колола дрова. Делала она это одной рукой. Очень впечатляла её легкость и непринужденность казалось бы мужской работы. До нас не было её совершенно никакого дела. С топором в одной руке и сигаретой в другой. Топор в дерево входил, как в нож в масло. В стороны лишь разлетались обрубки. Скорее всего это работник по найму.  

У Глаза ломался велосипед. Спереди, как и было по штату, осталось три передачи. Сзади произошел какой-то сбой. Передачи работали две, но переключать было опасно. Надолго цепь прокручивалась и каким-то лишь чудом и не без не цензуры входила обратно в зацепление.

Маршрут пришлось упразднить, переложив его на Юховичи. Через границу требовалось перейти через погранпост. У Глаза не было паспорта. Действовали в наглую. Молча и невозмутимо продефилировали мимо пограничников и окошек, где проверяют документа. Никто не остановил. И - были мы таковы.

В приграничной деревне Юховичи, где был уж финиш, на остановке ужинали. Кормили местных собак. Собаки угощались интеллигентно, сдержано. Ждали машину. Скоро за нами приехал Денис (муж Вероники). В дороге оживленно болтали, слушали Король и Шут. В Минск прибыли поздно вечером.

Глаз свой грязный велосипед оставил у Сантехника. В заляпанных штанах домой отказался везти приехавший таксист. Второй за заранее обещанный дополнительный гонорар согласился и доставил.

Как резюме, подобный поход не ясно какого профиля (в том числе и велосипедного) имеет право быть и в наборе наших событий к завершению 21 года займет достойное место как в приключенческом, так и в краеведческом плане. Во что превращают лесные ландшафты Беларуси не лезет ни в какие ворота. А авторы и исполнители когда-нибудь за это (расхищение лесного фонда) ответят. По ландшафтам же сопредельные российские территории в настоящее время  напоминают природный резерват и мало отличаются от Чернобыльской Зоны. Это я могу сказать за Псковскую, Смоленскую, Брянскую области – как регион выбора наших ближайших путешествий.

     

 

  

 

90А На Росстанях Гродненщины 30-31 октября 2021 16...
  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением