Ночью сломалось сцепление. Батон умеет не быстро ездить «на раздатке». На ней самой Слава добрался до заправки и остановился на ровном месте ее краевой территории. Максим спал на переднем сидении, я в бельетаже, Слава, к неудовольствию Сережи, вклинился в зимний сад третьим. Термометр на заправке показывал минус семь. Грязь на машине замерзла, он покрылся инеем. Хорошо, что в системе у нас теперь был к этому времени антифриз. Сергей его, правда, уже нормально разбавил, но порвать систему не должно.
Рассвет встретили с туманом и морозом. Находились мы в тот момент возле поселка Томмот. Сюда уже дотянули железную дорогу, неподалеку возвышалась насыпь полотна. Тоже рядом был мост через реку Алдан. Здесь Алдан не так велик, как в том месте, где мы перебирались через него на пароме. Длина моста через него 505 метров. Эксплуатируется мост с 1987 года. Строения поселка были разрозненны и прятались за деревьями.
Холодно и мерзко. Чтобы утеплиться, нужно выгрузить половину багажа и лезть далеко. Из-за тумана и холода никак не хотелось ложиться на этот смерзшийся каменистый грунт и лезть под машину. Там все не красивое и блестящее, а такое, покрытое, будто скорлупой из грязи. Это еще и сыпется в глаза. Мы оказались парализованы.
Сергей одел специальную куртку, когда то Сашину парадную, и полез. Снял кожух. Все визуально было целым. Сцепление, как сцепление. Только не выбивалась передача. Завели двигатель. Шелест. Диск то не отжимается. Чего ему не отжиматься-то. Подрегулировали лапку. М-м-м, никакого эффекта. Сергей покрутил за маховик и совсем нас озадачил. Отломалась одна из лапок корзины. Совершенно новой, причем, корзины.
На заправке решили справиться по поводу магазинов автозапчастей. Местный житель азербайджанского вида заправлял свой внедорожник (руль слева!) и предложил нас до магазина, значит, подбросить. Подбросил. Автомагазин должен был открыться через полчаса. Зашли в соседний уже открытый. Смутили сами запчасти. Те, да не те. Какие-то циклопические. Коленвал вдвоем не унесешь. Ступицей можно заякорить баржу, продавались и патрубки толщиной с батон вареной колбасы. Продавец была женщина. На коробках спал крупный кот. Магазин этот нам не подходил, поскольку специализировался исключительно на КамАЗах. Вышли на улицу. Солнце еще не нагрело воздух, а туман все не рассеивался. Рядом на стройке уже трудолюбиво работали азербайджанцы.
Зашли в кафе поесть и погреться. Там сидели еще несколько человек неприятного вида. Взяли кофе и завтрак. Работницы кафе после смены устали и нервно грызлись между собой. Жесть.
Это уже была наша третья корзина сцепления. Здесь предлагались различные модификации. Взяли такую, как у нас была первая. Прикупили заодно и диск сцепления. Не было только первичного вала. Он продавался, но совсем не от такого двигателя. Спецы, говорят, ставят и без него. Мы были не спецы, но придется ставить все равно без него. Поиски вала нас привели на какую то пустынную базу. Двор не был здесь обременен мусором и техникой. Мы увидели эстакаду и корпуса от автобусов ПАЗ старого образца. Будто был входной день. Мы нашли одного лишь дежурного водителя. Он не возражал на счет нашей просьбы попользоваться эстакадой. В тумане пошли не в ту сторону и гадали, отчего это мы так долго идем, а заправки все нет. Подвез нас болтливый дедушка на Ниве. Показал ту же самую эстакаду. Попробовали подключить его и к поиску первичного вала. Вала мы все равно не нашли, но дедушка подбросил нас до заправки, что позволило сэкономить какое то время.
Выше поднялось солнце, и разошелся сам собою ледяной туман. Стало теплее и оптимистичней. Батон стоял на том же месте. Оставшаяся тройка до нас согревалась путем заведения двигателя. Закрыли жалюзи и не рассчитав, раскочегарили мотор почти до сотни градусов. Антифриз, правда, не кипит при ста.
На территорию базы прибыли на подключенной раздатке. Здесь появился почти одновременно с батоном невысокий лысый начальник. Похож на Сергея Козыревича. В нем мы не распознали сразу начальника. Расслабились. Я в довесок еще начал умничать, что было бы неплохо раздобыть доску. Тут стало заметно, что начальник рассердился. Мол, приехали тут на эстакаду, как к себе домой, а еще что-то требуют.
- Ну, раз нельзя, так мы уедем.
- Мы и не такое прямо на дороге меняли. Ишь, приехали тут. Ладно, делайте (еще больше обиделся).
Делали. Он подходил еще много раз. Его разговорили, и Начальник потом уже окончательно смягчился. Звали, как и того, в Сковородино Анатолием Владимировичем.
Работать стоя было удобнее, чем лежа. Остались мы со Славой. Остальных отправили в столовую.
Прежде, чем что-либо сделать, каждый винтик приходилось обивать от грязи, орошать средством wd. Отсоединили карданные валы. Раскрутили все болты, удерживающие раздатку, отвинтили от мотора коробку. Тужась и силясь, сняли с вала тяжеловесную сплотку, поставили ее на металлическую балку-двутавр и отодвинули в сторону.
- Глянь, как выжимной засорился.
Подошел начальник. Выжимной, сказал, нормальный. А раз нет первичного вала, корзину посоветовал только наживить, а как попадем, тогда только болты зажимать. Так мы и думали делать.
Лапка в корзине сломалась совсем необычно. Производственный брак. Теперь мы уже ставили третью за эту поездку корзину.
- Ну, давайте ставить, что мы в этой яме снуем, как педики.
- Подожди. Сейчас поставим.
Появились остальные. Сережа со Славой отрегулировали высоту выжимных лапок.
Самый драматичный в этом деле момент – это попасть валом в диск. Председатель, Механик и Электрик, тужась и нецензурно выражаясь, попробовали первый раз, но безрезультатно. Посоветовались, как и что, приподняли. Не идет. Немного повертели. Тут раздался глухой щелчок. Попали!
Когда осталось дело только за карданами, пошли со Славой в столовую теперь мы. Уже в соседнее кафе, не там, где тети между собой грызуться. Съели первое, второе и третье…
Сцепление испытали. Чтобы только не сглазить, работало приемлемо. Багажник на крыше стал к тому времени совсем плохой, местами и вовсе оторвался. Одно колесо перекинули в грузовой отсек. Были предрассудки, что вот теперь все вещи не влезут. Не бывает такого, чтобы в рюкзак все не влезло. Также оказалось и здесь. Более того еще оставались щелевидные пространства под пологом зимнего сада.
Перебрали свой багаж. Значительная часть вещей у нас была балластной и совсем в поездке не использовалась. Лопаты, пилы, лебедки, газовый баллон и.т.д. Много чего решили выбросить из тары. Вместе с бытовым мусором в отходы пошло и полбанки красной икры, которая к этому времени приняла весьма омерзительный вид.
Сопки, где повыше, сплошь были подернуты уже снежным бархатом. В лесу местами еще не растаял впавший накануне снег. 29 день мы путешествовали в Магадан На Батоне. Стиральные доски, дырки для пельменей, путь среди говн, броды, плохие помпы, корзины сцепления и ремни генераторов хоть убивали, но пока не убили наш Батон. Покрытый грязными наростами, прихваченными морозом, он неторопливо бежал домой. Ходила ходуном крыша (а когда она у нас не ходила), болталась рулевая рейка (давно уже она болтается), плакал маслом задний сальник коленвала (у всех УАЗов есть такая особенность), люфтил руль (как у всякого Батона), но мы ехали и ехали, разменяв уже пятнадцатую тысячу.