88 "Юдоль Ущная" 26-28 июня 2021 81км

Из анонса

В прошлом году обещал общественности пройти Дрису, описать, отснять материал. Давно хотел по ней сплавиться. Но раз идти такую реку, то от ее истока. Вытекает она из озера Дриссы. В нее входит другая река.

Течет на юг из Псковской области. Название ей Уща. Естественно, если проходить Дрису, то именно с её логичным началом - Ущей.

Маршрут запланирован на числа 25 (вечер пятницы) -28 июня (поздний вечер понедельника). Это будет сплав на байдарках. Протяженность 81 километр. Река течет вне населенки. Возможности схода с маршрута нет. Отсутствие мобильной связи гарантировано. Берега лесные или болотистая пойма ограниченная лесом по коренному берегу долины. Летом актуально зарастание русла растительностью.


Вместе с тем маршрут по Уще на слуху, хоть описан он не достаточно и фотоматериал в сети предоставлен скудно. Возможно, Уща была раньше популярна до начала девяностых (время гибели старого совдеповского туризма), а забыли про неё теперь, когда уже развиты гаджеты и фототехника.
Друг и товарищ, апологет робинзонад, репортер, турист, натуралист и романтик дискомфорта Тихомиров Кирилл, естественно, по Уще сплавиться уже успел. Начал нетривиально с ее левого притока Рущеры. По предоставленным материалам это нечто типа ручья в глубокой лесной балке со всеми вытекающими. До таких сплавов я, пожалуй, не тороват. Поэтому в проекте 88 подобной экзотики не предлагаю. Уща достаточно полноводна. Воды должно хватить при любой погоде.
Живописность и оторванность от социалки гарантирую. Июнь не лучшее время для байдарочных сплавов. Инфернальная жара может сочетаться с тяжелыми нападками кровососущих насекомых.
Желающим просьба записываться. Акцентирую внимание, что сплав не два, а три дня. Дорого. Состав предварительно планируется камерный.

Так оно и вышло

Автор эссе Дарья Трацевская

Это был мой первый поход с Магаданом. Я предпочитаю путешествовать одна или в небольшой компании близких друзей, но, случайно заглянув на сайт magadan.by и увидев анонс похода «Уща – Дрисса», захотела пойти при любых условиях. Дриссу очень люблю, с 90-х ходила по ней несколько раз от озера Волоба, а на Ущу давно хотела, да компании не находилось, и тут – удачный случай закрыть этот гештальт. И вот напросилась к Алексею Глазкову, который – ура! – меня вписал, хоть и вообще не знал, что я за персонаж.
 
В итоге состав получился компактный, как раз как я люблю – 6 человек, три байдарки:
  1. Алексей Глазков – организатор и идейный вдохновитель
Алексей Сантехник
  1. Роман Монахов
Таня Савина
  1. Сергей Жур
Даша Трацевская
 
Для скорости сборки-разборки взяли три Хатанги – оперативность могла всё решить: ковидный локдаун привнес в поход авантюрный элемент в виде нелегального перехода через границу. Уща течет в основном по Псковщине, так что старт из РФ, заброска на микрике – а для пересечения границы не поездом/самолетом нужно обоснование (родственники в первом колене, командировка и т.д.), которого ни у кого из нас не было. Глаз нашел водителя с нужными бумагами и придумал гениальный план: доехать до озера Езерище на самой границе, переплыть на байдах, а там погрузиться на легально приехавший микрик и добраться к месту старта на Уще.
 
Человек предполагает – бог располагает. Судьба стала вносить свои коррективы еще в Минске. За два часа до отъезда наш водитель сломал руку, о чем мы узнали уже на месте отъезда. Тут Глаз, который явно начал отмечать отъезд заранее, проявил организационный талант, вышел из алкогольного транса и, после пары безуспешных попыток найти еще одного человека с микириком и обоснованием, готового ехать вотпрямщас в ночь за полтысячи км с грузом нелегалов, каким-то чудом сумел уболтать нашего водителя ехать со сломанной рукой! Тот приехал с двухчасовой задержкой и загипсованной клешней, и около часа ночи мы, наконец, загрузились и счастливо отбыли. Я немного волновалась, каково ему будет за рулем – но, как оказалось, не за то волновалась.  Где-то в четвертом часу утра машина остановилась за мостом через небольшую речку, и водитель сказал: «Приехали!» - я удивилась, что так быстро добрались, но на самом деле это сломалась машина, антифриз вытек. Поковырявшись сломанной рукой под капотом поломанного микрика, водитель вынес вердикт: он еще с трудом дотянет 10 км до ближайшего городка под названием Городок, оставит там тачку и поедет в Минск маршруткой за антифризом, а мы уж сами по себе. К его чести, он вернул нам почти все деньги за поездку, оставив себе за бензин.
26 июня
Четверть часа Глаз храпел под сидениями микрика, куда его ночью сбросили доброжелательные соседи, и не реагировал на призывы типа «Подъем», «Нам п…ц!», «Форс-мажор!» и т.п., но в конце концов раздуплился и спросонья принял решение покинуть тонущий корабль и пересесть на другой, который, возможно, пройдет мимо. Это было нашей ошибкой и в результате мы оказались на куче вещей на каком-то проселке, на берегу речушки Усыса. Алексей Сантехник, усмотрев в этом знак судьбы, предлагал сплавляться по Усысе, раз уж все так сложилось, и большинство было не против.
Я печалилась и не хотела менять Дрысу на Усысу, несмотря на любовь к каламбурам. К счастью, Глаз волевым решением объявил, что (в цензурном переводе) настроился на Ущу, а на Усысу категорически не согласен. После чего, накатив еще, лег прямо на дороге и отрубился.
Роман предложил хорошее решение: доехать на любой машине до Езерища, переправиться, а на другой стороне искать российскую тачку. К сожалению, машин не было не то что до Езерища, а совсем, только пара большегрузов пронеслась в опасной близости от лежащего на асфальте Глаза. Мой автостопный опыт говорил, что при отсутствии транспортного потока нужно двигаться маленькими шажками, и для начала все же добраться до Городка и искать машину там, но остальные полагали, что в этом нет смысла: поселок маленький, ни фига не найти. Накрапывал дождик, постепенно все уснули на рюкзаках, пенках и чехлах от байдарок, и я начала опасаться, что так пройдет полдня. В голове крутилась «Песня Рыбака» любимой панк-фолк-рок группы Все CRAZY:
«Наш старый капитан давно ужратый в сани,
Е**л он наш штурвал и сука крепко спит…»
Решила в любом случае ехать в Городок и узнавать насчет транспорта, сидела и пырилась в горизонт – и наконец вдали показалось нечто подходящих для нас размеров. Я суматошно начала будить всех криками «Машина! Подъем! Машина!», опасаясь, что здравомыслящий водитель проедет мимо нашей раскидистой инсталляции с бутылкой, рюмками и закусью на обочине, разбросанными шмотками и спящими телами, одно из которых посреди дороги. Но водитель оказался хорошим дядькой, притормозил. Роман объяснил ему ситуацию, он посочувствовал, забросил нас с барахлом в свой грузовой фургон и отвез в Городок, даже денег не взял. Я подарила ему бутылку Крамбамбули, взятую из дома в качестве валюты, и это было лучшее ей применение. Кстати, Городок оказался вполне симпатичным цивильным поселением, с достопримечательностями: грандиозным ФОК и незабываемой гигантской скульптурой лыжника, сколоченной из пяти бревен :-).
 
С этого момента все пошло как по маслу: мужик вызвонил своего друга-водилу с подходящим микриком – тот отказался везти нас через границу партизанскими тропами, опасаясь нарваться на  Росгвардию с лютыми чеченцами, зато отвез нас на Езерище, а по дороге помог обменять 100 баксов на рос.рубли.
Озеро красивое, большое (ок. 9 км в длину и 3,5 в ширину), с островками и живописными высокими холмами на восточном берегу. Оказавшись у воды, я поверила в успех предприятия и заморочилась поисками машины обратно через три дня, но связь уже упала – к счастью, этот же водила согласился отвезти нас в Минск.
Мужики быстро накачали байды и поставили их на воду, Алексей Сантехник распинал спящего Глазкова, который сразу взялся за весло. Уникальная способность у этого человека: переходить от состояния отключки к нужным действиям, и наоборот.
 
Схемо нарушения государственной границы и рейдерского проникновения на сопредельную территорию
 
На российском берегу мы причалили на пляже неподалеку от деревни, и два Алексея подшофе отправились искать транспорт. Глаз умеет ловить "на живца" и пообещал, что непременно найдет нужных гопников, главное, чтобы они были трезвые (прим. Глаза)
 
Вернулись довольно быстро, ловко зафрахтовав два жигуленка аккурат за наш рублевый запас. Мы вбили в машинки весь наш стафф, втиснулись сами – а дальше внезапно начался очередной квест, ибо накануне над районом пронесся невперенно сильный шквал и повалил массу деревьев, особенно у дороги – их даже по обочинам не всегда объедешь. Местное кладбище просто исчезло с лица земли, превратившись в мешанину упавших деревьев, которые частично обрушили и памятники :-( К счастью, мужики-водилы были местными и знали уже появившиеся объезды огородами. Как говорится, что ни делается – все к лучшему: как бы наш первый водитель со сломанной рукой искал проезды среди этих завалов, да еще без связи с нами? Да и шансы нарваться на пресловутую Росгвардию свелись к нулю. Так мы благополучно доехали до моста через Ущу на трассе Р23 Невель-Пустошка.
 
Уща меня сразу пленила – небольшая лесная речка, прозрачная и полненькая до краев, украшенная желтыми кубышками и обрамленная зеленью, отражающейся в темной воде. Не приходя в сознание, Глаз подошел к реке и сразу вытащил двух раков! – своеобразный тест на эко-чистоту :-)
Стартовали около 13-ти. Давненько я не бралась за весло, поэтому плыла в состоянии эйфории. Все было прекрасно: 50 оттенков зеленого вокруг, чистая-шелковистая быстрая вода, цветущие кувшинки, кубышки и водокрас, тысячи порхающих стрекоз, синих красоток (это не эпитет, а научное название :-))… мой капитан Сергей отлично управлял байдой, редкие завалы добавляли интереса. Два Алексея, периодически подбухивая, тем не менее бодро проходили любые препятствия – воистину, мастерство не пропьешь!
 
Впрочем, особо сложных препятствий не было, максимум пару раз пришлось вылезать на лежавшие в воде створы и протаскивать лодку по верху. Дождь тоже радовал, ибо разогонял комаров и слепней, хоть и сильно затруднил фотосъемку. Ближе к вечеру вжарило солнце – тоже хорошо, подсушило одежду...
Река глубокая, на середине с головой. Лиственные и сосновые леса сменялись заболоченными лугами с высокими камышами стеной – зачастую казалось, что реку прямо выстригли в этих камышах. Видели много белых цапель и смешных заполошных диких уточек с подросшими утятами. Места довольно дикие, деревень мало. В одной из них местный житель сказал нам, что крайне удивлен, ибо в этих краях уже давно не ходили водники.
В первый день по реке шли около пяти с половиной часов, всего проплыли 26 км, с учетом 3.5 км по озеру. К вечеру доплыли до приблизительно намеченной стоянки, я вышла на разведку и на меня тут же уселось с полсотни комаров. Мы решили глянуть, что впереди, прошли еще с полкилометра и нашли более высокий продуваемый берег, даже с песчаным откосом, что на Уще большая редкость (кажется, он был вообще единственный). К сожалению, там уже стояли люди – но и места было до фига, так что мы обосновались в сторонке.
Сначала было тихо, а к ночи туда подвезли автобусом кучу российских патриотов из какого-то общества типа «Память», которые бухали, орали, крутили шансон и приходили к нам поговорить (а как же без этого). Но я благополучно проспала почти весь этот треш и угар, да и писать про него не хочется. Скажу только, что на этом фоне особенно достойно и благородно выглядели наши белорусы Алексеи, которые бухали скромно и спокойно, никого не напрягая, просто милота.
 
27 июня
 Наутро, поплыв дальше, мы обнаружили за мостом трассы 58К-199 еще несколько хороших мест для стоянок. Одно из них (по координатам 56⁰06.106'  029⁰32.536' ) – прямо the best, рекомендую (хотя добротный столик с лавочками означает, что стоянка посещается, но, видимо, не часто – в этот раз пустовала, а ведь было воскресенье).
Вышли в 11, шли часов 8. Опять было много цапель, только уже не белых, а серых – у них территориальное деление по видам, что ли? :-) Почему-то совсем не видели аистов, которыми утыкана все Беларусь. В этот день было больше болотистых лугов и меньше леса, так что ближе к концу намеченного пути мы с Сергеем озаботились местом для ночевки. Пара подходящих бережков была занята постройками, мы остановились на первой же свободной поляне в лесу, ниже по течению от деревни Ольховец, чуть-чуть не доплыв до конца намеченного на день отрезка в 35 км. И правильно сделали – на следующий день по берегам были сплошные болота.
 
28 июня
Ночью пошел дождь, под который хорошо спалось, так что проснулись мы поздно и вышли в 12.
Дождь шел с утра примерно до границы, радуя свежестью и отсутствием кровососущих насекомых, где-то в стороне гремел гром но над Беларусью тучи рассосались. В конце Уща разливается по болотистым лугам протоками, на которых бобры понастроили хаток, точнее прямо коттеджей, и впадает в озеро Дрысы рукавами - лучше срезать путь по самому первому, левому.
 
Мы обнаружили, что на полуострове неподалёку от устья Ущи находится т.н. Курган Рогволода и Рогнеды - городище XII века – конечно, подплыли и высадились, чтобы посмотреть. Когда-то там велись раскопки, но теперь остался только поросший лесом холм метров десять высотой, со старинным гранитным крестом на вершине. На кресте выбита надпись, похоже на руны, но разобрать пока не получилось.
По народному преданию, именно на этом месте во второй половине X века был убит полоцкий князь Рогволод после захвата Полоцка князем Владимиром, а спустя десятилетия здесь же была похоронена дочь его Рогнеда. На первый взгляд, это маловероятно, учитывая, что до Полоцка 60 км, а Рогнеда умерла в Изяславле-Заславле (за 300 км), но с другой стороны – это место находится примерно на линии между Полоцком и Великим Новгородом, где княжил Владимир, и самый высокий в округе холм мог охранять вход из Ущи в озера – может, Рогволод не сам Полоцк защищал, а пограничную крепость на северном рубеже? Ну и поскольку сведений о месте погребения Рогнеды не сохранилось, то нельзя отметать версию, что она действительно могла завещать похоронить себя возле отца. Как бы то ни было, место интересное, со своей тихой печальной аурой. Позже я узнала, что при раскопках в этом месте обнаружены фрагменты гончарной керамики XII в. и сверлёные каменные топоры времён неолита или раннего бронзового века. У креста мы выпили вина, которое продумчиво прихватил Роман, и я вылила немного на землю, нашим давним предкам. Ниже прямо в лесу этажами разместилось маленькое местное кладбище, могилки как совсем старые, так и довольно свежие - все ухоженные, хотя подобраться туда из близлежащей деревни (Перевоз) можно разве что на лодке.
 
На озерах сразу появляются высокие берега и сосновый лес, хватает красивых и удобных стоянок - даже жаль, что нам уже не нужно было. Озеро Дрысы – озеро Островцы – озеро Синьша… Белые кувшинки, желтые кубышки, «розетки» чилима (Сергей нашел прошлогодние орехи), никаких комаров и слепней – короче, лепота. Я и не заметила, как мы внезапно доплыли до конечной точки – деревни со знаковым названием Бухово на озере Буза. Как-то слишком быстро, хотелось еще. На третий день мы прошли примерно 20 км.
Подсушили вещи, собрались, дождались нашего водилу из Городка, и к двум ночи уже были в Минске.
 
Спасибо всем за хорошую компанию, Глазу – за отличную идею и за то, что не отказался от нее под давлением обстоятельств, Алексею Сантехнику – за бодрость и умение взаимодействовать с пьяным Глазом, Роману – за две Хатанги и кипяток для чая, Тане – за улыбки и женственность, Сергею – за отличный ход байды, за сочувствие фотографу, за интересные разговоры по пути и самодельные крючья для чайного котелка (я сама бы не додумалась).
Осталось ощущение, что недоплавала по Дриссе, поэтому как та старушка из анекдота – «Завтра снова пойду» (в смысле, в следующий поход).
 
 
 
 
 
ОтветитьПереслать
88 «Ущная Юдоль» Уща-Дрисса 81км 26-28 июня 2021  ...
87«Тверская и Новгородская область. Два и двадцать...
  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария
  Возможность комментирования заблокирована администратором