84 «Северный Фас» 16-18 августа 2020 197км

IMG_010_20200830-203018_1

Насколько я люблю эпатаж и большие компании, настолько же покой и одиночество. Раньше регулярно практиковал вело соло. Примерно последние года два не выбирался. Апологет и романтизатор таких поездок Кирилл Тихомиров чем-то мне близок. У него получается наглее и спортивнее. Есть туристы-спортсмены, есть туристы-тусовщики, я себя отношу к путешественникам (таких меньшинство). Ландшафтно-натуралистическая часть мне приоритетна. Хотел проехать по северному фасу республики из Витебска в Миоры. Сел и нарисовал мышкой трек в 300км. Идея изначально была слишком пассионарна. На то не хватило времени. Выехать собирался на день раньше, но получилось в воскресенье…

По факту пройдено 197 км. Из маршрута будут выбраны самые лучшие участки. Осень по моим меркам время велосипедов. И обязательно несколько поездок в 2020ом я проведу.

16 августа

Естественно, нужную электричку проебал. Спутал впопыхах расписание. Моя ушла в 4.58. Думалось, что она на 5.33. В 5.33 в действительности отправляется дизель из Орши в Витебск. Можно было попробовать поехать на поезде. Но у меня нет для велосипеда чехла. Накануне с дочкой ходили на районе в веломагазин. Купили покрышку, заменили звезды, изношенную и разъебанную цепь, тормоза. Лето для меня время тягостное. Рассчитывая кататься ночью по холодку, взял сразу два фонаря.

Ехать пришлось на следующей электричке, которая отправляется с Института Культуры. Заранее купил психоделическую книжку некой Елены Вос (как посмотрел какой-то бизнес-тренер). Книжка оказалась шильная, хоть и в дорогом красивом оформлении. Читалось не очень. Дремал.

В Орше дизеля в Витебск ожидать полтора часа. Заехал к Максиму-Летчику-Пенсионеру. Понятно, что по воскресениям с утра такой гость не очень званный, но во мне уже сидела бутылка коньяку (ехать до Орши чуть более 4 часов). Максим предлагал ещё экскурс по городу. Времени, однако, было в обрез.

Лето я ненавижу до оторопи, содрогания, истерик и прочих психических нарушений. При всем этом ебанутом високосном 2020-ом годе уже дошло время до середины августа, а Глаз остался жив и психически здоров. Не было оно столь жарким. И сегодня хоть солнечно, но не больше 25-ки.

Максим-Летчик-Пенсионер показал нового кота – Борщ. Расцветкой такой же, как и Вачек. По экстерьеру несколько жирнее да корпулентней. Осмотрели бус. Выглядел бус респектабельнее чем раньше. Скорее всего Пенсионер его перекрасил.

Свеженький знаменитый бус Максима-Летчика-Пенсионера

Ехал в Витебск в головном вагоне. Интеллигентная бабушка делала замечание более сельской. Последняя выбросила в окно какой-то мусор. Это для меня тоже было диковато. Книжка Елены Вос не читалась. Смотрел в окно. Сразу было свободно. Ближе к Витебску пассажиры в основном дачники постепенно заполняли вагон. Часто проверяли билеты.

К Витебску никогда не относился с пиететом. Всегда было что-то в этом городе отталкивающее. Теперь же катился по нему с удовольствием. На тротуаре ни одного человека. Да и закончился город весьма быстро.

В отличие от Минска тротуары Витебска пустынны

Порядка двадцати километров пробежал по двухполосому асфальту. Было все-таки немного жарковато. Пришлось свернуть в сторону. Увидел с левой стороны дороги небольшое поле. На нем катушки соломы. Рельефность была именно такая, что с дороги не видно. Ветерок дул ровно столько, когда комфортно и нет ни одного насекомого. А за катушку можно спрятаться с нужной стороны, чтобы не мешало солнце. Приятно пахло соломой. Так и проспал два часа.

Асфальт приятно шуршал шинами. Это мое любимое предвечернее время. Стемнело. Два фонаря были очень эффективны. Я их сфокусировал очень удобно. Один на поближе, другой на подальше. На дороге раздавленные ежи. Часто попадались в поле зрения летучие мыши. В глаз попал массивный жук, не то стрекоза.

Река Усыса – левый приток Оболя. Воды мало, даже в темноте видно. По Усысе можно будет по весне тоже как-нибудь сходить на байдарках. Потом встретился постамент с самоходкой ИСУ-152 «Зверобой» даже спустя 75лет выглядит она убедительно. Самоходку мы ходили осматривать с Виталием Николаевичем Роговцовым два года назад, когда сплавлялись по реке Оболь Часть 2. Спустя пять минут переехал и сам Оболь. Здесь в деревне Мишневичи еще узкий. Ночевать, отъехав километров пятнадцать от Мишневичей, свернул на лесную поляну. Тент палатки не ставил. И так хорошо. В лесу тихо и ночью влажновато.

17 августа

Трек дальше проложен всегда в лесу. Лес по обоим сторонам. Населенные пункты минимальны. На небе ни облачка. Начала тут набирать силу жара. Но пока еще в первой половине дня было терпимо. Лесная гравийка в основном прямая, просматривается далеко. Была она пустынна совершенно. Какой бы не был ветер, маршрут в лесу. Дорога сокрыта деревьями. Он не актуален.

Пасторальный пустырь. Здесь растет раскидистая лиственница лет сорока. Под лиственницей своеобразный пятачок – автобусная остановка – деревня Стариновичи. Автобус на Шумилино ходит два раза в день.

Потом случайно меня вынесло с трека южнее. На него пришлось возвращаться.

Ехать между тем интересно. Постепенно дорога относила к Дретуньскому Полигону. Ныне не действующему. Лес самый разный. Много цветов на открытых доступных солнцу местах. Каждый месяц или даже каждые две недели цветы разные.

Косвенно стало понятно, что начался полигон. Гигантские следы воронок, рельефная местность с холмами, барханами и песчаными пустошами. Господствующие сиреневые ковры вереска смотрелись весьма живописно.

Заросли вереска на Дретуньском Полигоне

Нагретые на солнце они источали сногсшибательный настой. А тем более что сегодня было безветренно.

Дорога пошла в горочку и тут на ее апогее показалось колоссальное и вместе с тем мрачнейшее сооружение. Приземистое и с гигантскими бетонированными перекрытиями. Ниже перекрытий, узкие проемы окон. Не иначе как это пункт управления огнем.

Предположительно пункт управления огнем

Уподобляясь весельчаку Тихомирову Кириллу, скачал нужные топографические карты. Это место называется урочище Хатьковский Перекресток. Мне дальше на северо-запад. Да я и ехал на северо-запад. После этого самого перекрестка дорога испортилась. Начались пески, жара усугубилась. Глаз стал подбуксовывать. Вода уже была выпита, набрать ее среди Дретуньского Полигона негде. Только оставалось ехать и крепиться до Дретуни. К жаре присоединились тяжелейшие испытания – мухи и жалящие слепни. Такое полчище, что даже на скорости от них нельзя уйти. Велосипед – это все-таки средство для осени…

Переехал реку Дорожбитка, рядом за деревьями угадывалось озеро Сосно. Потом высота Абашина. Далее дилемма. Сразу поехал направо в объезд «Апофеоза Минкевича». Это втрое дольше. Но тут песок. Поспешил вернуться. Дорога напрямки к предполагаемому лагерю «Минкевич Костя1» километра два. Но сплошь заросла. К тому же идет по конгломерату плит. В виде тех же плит два мостка. Слева живописное и глухое озеро Лешно. Справа застойное болото с насекомыми всех размеров, источающее на жаре тяжелые миазмы. Первый мостик харизматичный.

Да и торил дорогу я среди розг ольхи, березок и ивняка сначала вполне демократично. Но последние 200 метров доставили тяжелейшие страдания. Путь преградила длинная лужа с необозначенным дном. Конгломерат перекошенных плит обильнейшим образом перерос тростниками. В лужу засасывало. А по тростникам дорогу приходилось пробивать. Продвигаясь шаг за шагом, а велосипед протягивать в буквальном смысле слова. Так было метров двести. Происходило всё на тропической инфернальной жаре с массированной атакой слепней.

Зато лучше лагеря чем «Минкевич Костя 1» представить себе трудно. Далеко от населенки. Сюда приходит старый пузыристый пусть и растресканный, но асфальт все-таки. Это наследство огромного полигона. Значит можно сюда подъехать на машине. Протока (река Невежа) сразу выводит в озеро Лешно. И отсюда можно стапелиться на реку Сосница. Я не очень хорошо знаю, сколь она проходима. Быстрее всего это что-то весьма импозантное. Лагерю быть именно здесь. И возможно в водоносный год попробую спуститься по Соснице. По ней пока еще никто не сплавлялся.

Протока в озеро Лешно. Отсюда можно стапелиться на Сосницу 

До Дретуни домчать можно очень быстро. Асфальтовые и бетонные дорожки еще в той степени запустения, когда можно сюда добраться и без внедорожника. До Дретуни ехал я не быстро, конечно же. Стала падать глюкоза, да и не было воды. Что падает глюкоза к слабости и ко всему прочему добавился тремор в руках. Это я сразу ощутил, когда фотографировал.

Полота

Перед Дретунью река Полота. Она здесь с моста показалась мне вполне проходимой. Как все прочие в августе сильно зарастает. Тяжелые плети водных растений перекрывают местами полностью русло. Слегка колыхающиеся на течении, они примерно к середине октября лягут на дно. До моста через Полоту (течет в Полоцк) на карте многочисленные строения в той или ной степени связанные с деятельностью полигона. Теперь это все ликвидировано. Полигон ныне не более чем природный резерват.

Вспугнул лису. Гибко подпрыгивая, она поспешила ретироваться.

В Дретуни купил воды в долгожданном магазине. Деревня уютная. Есть железнодорожная станция. Переезд был закрыт. Это шел маневровый тепловоз. Сюда даже ходит несколько раз в день пассажирский дизель поезд. Дретунь не конечная станция. Называется дизель Полоцк-Алеща. А ветка дальше ведет в Невель. В Дретуни объявления, что за какие-то копейки принимают ягоды. Пока ехал через полигон, всюду несметное множество брусники.

Дорога дальше хуже. Шире и стирально дощатая. Ни разогнаться. Теперь понедельник и конец рабочей смены. Здесь леспромхоз. Навстречу ехали трактора с прицепами и прочая техника. Они сильно пылили. Сушь в те дни стояла истошная. В тени каких-то неуютных тенистых елок сделал сиесту и многократно пожалел, что не поставил палатку без тента. Какой это отдых, когда он превращается в сражение с мухами. Лето определенно не лучшее время для путешествий на велосипеде в лесу.

Снова гравийная дорога. Издалека слышен был запах гари. Так выехал я к лесному пожару. Пламя не было. Примерно два гектара густо дымили. Должно быть потушили. Здесь стояла техника, но не цистерны.

- Ты чего фотографируешь! – возмутился мужик – Съемка запрещена!

- Я для себя. Никуда это не попадет.

Лесной пожар

Дорога, полностью идущая в лесу, пустынная совершенно вечером

Странный километраж

Вечерняя Дрисса

Дорога, полностью идущая в лесу, пустынная совершенно вечером, вывела меня на мост через Дриссу. Дрисса тоже, были хоть и сумерки, но видно, как сильно просела. Течение слабое. Тоже летом зарастает. Река эта в списке ожидания. Ее придется разбить на три похода ПВД. Заключительный участок на моторных рафтах. В 2011-ом году недалеко отсюда дайверы подняли со дна реки идола. Весил он килограмм 150. От находки офигели, полагая, что это изделие времен средневековья (дуб прекрасно консервируется в воде без доступа воздуха). Идола завезли в Минск в археологический музей. Там уникальнейший экспонат взяли без охоты. Изделие после экспертизы признали новоделом ХХ века.

Дорога дальше по правому берегу Дриссы. Ехал уже давно в темноте. После деревни Прибытки перекресток. Здесь трасса Рассоны-Полоцк. С воем по ней проносились тяжелейшие фуры мастодонты. Еще до деревни Селявщина автобусная остановка. Странно, что она вынесена за деревню. Здесь поел, прилег на лавочку и уснул до ранних предрассветных сумерек. Сделалось зябко, хоть и лето и насколько жарко днем. Остановка периодически вздрагивала от тяжелых тягачей.

18 августа

Дорога на северо-восток. До Рассон 16 километров. Небо начало алеть. Следующая деревня после Селявщины Альбрехтово. Перед ней тягун вверх. Шоссе вышло из леса. Слева на горке стоял тригопункт. Судя по антеннам, он еще и был оборудован электричеством и какими-то приборами. Вокруг такой забор с сеткой, через который не перелезть. Руками взяться не за что. Мне удалось отогнуть калитку (на замке), что как раз, если очень сильно втянуть живот, можно протиснуться.

Высота метров тридцать. Оборудование с вышки спиздили. Даже влезли в распределительные коробки. Но от ближайшего столба к ней, вышке, был переброшен провод.

И не факт, что она не обесточена. Во все стороны открылся просто потрясающий обзор. В низинах сизо-белыми коврами ползали туманы. Отсюда можно подумать, что это озера. Вдоль дороги из деревни Альбрехтово гнали стадо коров.

Рассвет был красивый. Безветренный тихий. Дальше были Рассоны. Райцентр основан в 1552 году. Пока я ехал, он еще не проснулся.

В Рассонах я второй раз. 21 год назад мы с Дедом ездили на Чудское Озеро. Интернета и навигаторов у нас тогда не было. Ошиблись и из Полоцка поехали не на Юховичи, а на Рассоны. Что помню, через весь райцентр вез чайник с водой. Можно было набрать в самом конце. Мы собирались как раз завтракать после райцентра. Тогда тоже было утро.

Свернул с шоссе на привычную лесную дорогу. Сколько то проехал и сошел за угол леса на убранное злаковое поле. Поставил палатку без тента, чтобы отдохнуть часика четыре. Отдых на автобусной остановке не считается. Было еще раннее утро. Предварительно почитал новости. Акции солидарности идут полным ходом.

Потом были километров восемь опять же лесной дороги с дух сторон. Она довольно рельефна. Лес в основном лиственный, влажный.

Некоторые горки едва ли получалось взять в седле. Довольно хорошо было до деревни Глоты (уже почти на самой границе с Россией). Жара стала стремиться к апогею. Слепни начали неиствовать. Глаз был ими просто сожран. Зудело все потом недели две. Укусить умудрились даже за затылок. Кожа покрылась инфильтративными папулами с кольцевидной эритемой и фокусом укуса внутри. Как-то так случилось, что не захватил репеллент.

Слева от дороги встретился уникальный ансамбль из валунов и причудливых деревьев. Типа оазиса в центре небольшого поля. Потом случились вакханалии насилий и убийств. Три фактора сошлись одним разом. Три самых неблагоприятных. Участок с песками, потом пик жары и пик активности слепней. Были классические крупные оранжево-полосатые. Этих было меньше, но и кусались они убойно. Другие в большинстве своем коренастые, не крупные. Их не достаточно было просто прихлопнуть. Требовалось еще чуть ли не растереть в мокрое место. Один раз пиздонешь, так он еще живой, шевелиться и не падает. Одеть пришлось мастерку со стоячим воротником и длинными рукавами. Не смотря на жарищу.

Песчаные участки такие впервые за все время, но они в принципе и закончились быстро. Дальше было без песка. Дорога представляла собой травянистую колею. Она где-то даже проходила в тенечке. На открытых солнцу участках на жаре благоухала пижма.

Заеденный вусмерть слепнями приехал я в Юховичи. Сразу зашел в магазин. Магазины здесь в Витебской области классические советские сельпо, но это для меня и прикольнее.

Через Юховичи проходи трасса Полоцк-Санкт-Петербург. Машин для такой трассы было совсем мало. А деревня переживает далеко не свой золотой век. Смотрел репортаж Андрея Тихановсого про разъебанную провинцию в Беларуси и про запустение в Ошмянском районе. Он показывал остатки некого сооружения не понятного предназначения в виде бетонных опор-лучей, сходящихся кверху. Что-то подобное, но только ниже и лучей меньше (часть, очевидно, обвалилась) увидел я здесь в деревне Юховичи. О том, что это когда-то могло быть остается теперь только гадать.

 

Мост через неторопливую и зарастающую Нищу. В апреле 2016 она была черная и быстрая. Тогда 88 километров мы просто пролетели. По Нище, вернее, 80, и по Дриссе еще 8.

Нища вверх

Нища вниз

Начал уже уставать, ехать было еще далеко. Дорога какое-то время шла вдоль реки, но скоро стала она заглубляться на запад. Выехать требовалось к Освее. В 19.00 должен был меня там забрать Алексей Горбиков. В лесу никого не было, дорога  вполне симпатична. Встретилось прекрасное лесное озеро Аксеново. Как раз жара начала спадать, мух было теперь мало. Почти полный штиль и зеркальная поверхность. Чистая вода. Подле самого берега листья лилий. По косвенным признакам озеро глубокое. Берега под сосновым лесом здесь почти без подлеска. Вместо него господствующие ковры вереска.  

После озера подъем на горку и – разочарование. Слева примыкает главная дорога. Широкая, пыльная и изборожденная мелкими ямками. Ямки сплошные, что невозможно быстро разогнаться вниз и неудобно уверенно подниматься в гору. Также неожиданно я оказался спустя немного в цивилизации. Выехал вдруг на самый гладкий асфальт, какой только бывает. С двух сторон установлены гипсовые зубры…

Вскоре ехал я мимо какого-то фешенебельного места отдыха. Неужели это может быть здесь рентабельно. А если и рентабельно, то это строительство когда вообще окупиться. Кто-то же вложил сюда такие средства. Если поедем в поход «Минкевич Костя 2», сами увидите. Зимой эти сооружения ведь нужно содержать и обслуживать.

После зубодробильной дороги по такому асфальту велосипед бежал сам. Для этого требовались самые минимальные усилия. Так вскоре из-за поворота появилась и деревня Лисно. Здесь же и окончание озеро Лисно. Отсюда вытекает река Свольна. По Свольне мы тоже ходили. Это было в июле 2016-ого огромной группой в 35 участников. Напрасно пошли от Себежа. Досюда озеро за озером. Из них 2 по 8 километров в длину. Штормовая погода сделала пересечение этих озер для байдарок брутальным. В те же дни в Карелии погибли дети, перевернувшись на лодках на озере Сямозере.  

Свольна вверх

Свольна вниз

Асфальт самый гладкий, какой только бывает, продолжался не долго. Вскоре после моста через Свольну, завидев столбы пыли, стало понятно, что дальше придется напрягаться.

Снова малиновая пыль и зубо и жоподробильная дорога. Если бы не поменял недавно седло, со своим прошлым уже бы остался без жопы. Дорога до Освеи все время на запад. Кое-где лес отгорожен сеткой. Скорее всего, ее предназначения – барьер для животных. Или чтобы не мигрировали в Россию, может, чтобы не ходили оттуда. Не заставили себя ожидать и животные. На краю поля перед лесом беспечно паслись несколько оленей.

Гуляют там животные невиданой красы

Говняная дорога не до самого Чапаевского, концовку пути она становится гладкая и все время с удовольствием прешь с горки. Но когда поедем в Минкевич Костя 2, будем сворачивать на север раньше.

Развилка Освея-Лисно-Полоцк-Игналино. Здесь и закончился один из зимних походов с Себежа. Знаково. Я люблю привязку к разному времени знаковых мест.

Горбиков приехал через 10 минут. Оба опоздали на полчаса. На Освейском озере – второе по величине после Нарочи никто из нас не был. Подъехали к воде.

Освейское Озеро на закате 18 авгутса

Было прекрасное время заката. Раскинулся далеко свободный не привычный для беларуских масштабов простор. Среди водной акватории в заходящем солнце возвышался остров Ду. Обязательно проведу зимний поход по льду  Освейского озера, и непременно через остров Ду.

В центре кадра остров Ду

Веломаршрут составил 197км. На удивление ничего не болело. Только зудели укусы слепней. Насчитал я их более двадцати. Лучшие участки включу в два смежных осенних ПВД. Минкевич Костя 1 и Минкевич Костя 2. Это самое подходящее время, когда красивее природа, уже не жарко и нет риска быть сожранным заживо.

Домой ехали четыре часа. Покупали шаурму. Рассуждали на счет политики, поездок, походов и маршрутов. Глаз начехлялся… Перед Минском прошел спорый, но кратковременный дождь.

«Велосоло Тихомирова Кирилла» быть. В 2020-ом такое еще одно обязательно съезжу.  

 

 

  

 

 

85Г «Luchosa Forever» 22-23.8.2020 Лучоса-Зап. Дви...
Анализы
  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением