Системы спортивных разрядов в Польше нет. Есть федерация альпинизма (PZA), она организует (общая для всех программа, сертификация инструкторов) регулярные платные, весьма дорогие, курсы для начинающих: скальные, потом горные. Эти курсы — 2 недели интенсивного обучения дают необходимый минимум знаний. Летом — 9 дней на маршрутах + 1 день теоретических занятий, до 3 человек на одного инструктора, никто не жюмарит, обычно ходят двумя двойками. После курса лазят самостоятельно. Зимний курс - два этапа по 2 недели. Эти курсы очень популярны, подавляющее большинство альпинистов-любителей проходят хотя бы летний, остальных учат напарники. Зимой обычно начинают лазить после 1-2 самостоятельных летних сезонов или после зимнего курса (условием прохождения зимнего курса является завершение летнего, а летнего — скальный).
Когда выходить самостоятельно на маршруты никто не контролирует — всё основано на чувстве самосохранения. Читая тематические новости, делаю вывод, что чувством самосохранения обладают не все…
Сообщество альпинистов
Вернёмся к зимнему альпинизму и альпинистской тусовке. В Варшаве есть две не очень формальных организации, которые объединяют альпинистов — KWW (Высокогорный Клуб Варшава) и UKA (Университетский Альпинистский Клуб). Фактически — это клубы по интересам, в которых можно легко найти себе напарника или тренера. Клубы многолюдные и разносторонние, объединяют и техничных и высотных альпинистов и спортивных скалолазов и спортивных драйтулистов и горных туристов и горных бегунов. Активная часть клуба на виду (в KWW это до ста человек), большинство людей знакомы хотя бы через форум, знают «историю» друг друга (предыдущих напарников, восхождения и т.п), поэтому среди них легко найти безопасного напарника на один выезд. Принадлежность к клубу решает массу интеграционных проблем в местной среде альпинизма и позволяет значительно сэкономить при покупке снаряжения.
В других городах есть 1-3 активных альпклуба. Два раза в год клубы организуют интеграционные мероприятия — «Обозы». Один летний и один зимний. Члены клубов выезжают на 1-2 недели в горы в одно место. В целом, это не обучающие, а интеграционные мероприятия. Учиться можно, но в ограниченных масштабах. Начинающих (уже умеющих лазить, страховать и страховаться, безопасно находиться в горах) двумя двойками по простым маршрутам водят инструкторы. Для опытных и самостоятельных иногда организуют «курсы повышения квалификации» те инструктора, которые в состоянии ходить экстремальные маршруты (типа на скалах F 6с со своей страховкой или шестёрочный микст со своей страховкой в горах зимой) — это так называемое «товарищеское дообучение» за символическую плату. В остальное время люди выезжают в горы на выходные и/или отпуска.
Будни альпинистов зимой
Если хорошо организовать логистику из Варшавы в Высокие Татры и назад, быть в хорошей физической форме и везучим, за выходные можно пролезть два длинных маршрута и вернуться в понедельник утром в Варшаву. Без везения — один маршрут. Зимой главное — это условия на маршрутах и погода. На северных стенах зимой в Высоких Татрах это всегда проблема.
Хорошая логистика, как правило, включает доезд на машине, и, часто, подход на скитурах. Общественный транспорт далеко не такой удобный, как из Днепра в Крым, хотя расстояние такое же.
Если кто-то едет в горы на машине, принято искать вторую связку. Бензин делится поровну. Обычно, такие объявления появляются в середине недели на форуме клуба. В пятницу после работы выезд, ночью в Закопане, либо в Словакии, подход в верховья долины, легальная, либо нелегальная (чаще) ночёвка в горах. С рассветом — подход под маршрут и старт.
Прогноз погоды и история погоды последних нескольких дней имеют решающее значение для выезда. Для себя я даже сделал специальную «стартовую страницу» со ссылками на хорошие ресурсы. Начиная со вторника все усиленно мониторят изменения прогноза и текущую погоду.
Зимний день короткий, успеть подойти под маршрут, пролезть и спуститься засветло для длинных маршрутов практически невозможно. Либо подход, либо спуск, а скорее и то и другое, а то и значительная часть маршрута будут проходить в темноте. В темноте лезть значительно медленнее, чем днём. Поэтому наличие «правильного» мощного фонаря и 1-2 запасных комплектов батареек на маршрут — острая необходимость. Но фонарь не поможет, если не знаешь маршрута, топографии стены и спуска :) (либо — знаешь, но лавинная опасность высокая).
Спуски с маршрутов разные. С некоторых можно сойти пешком, как в Крыму, с других нужно дюльферять. Как правило, пешеходные спуски зимой лавиноопасные. В Татрах спасательные службы ежедневно публикуют прогноз лавиноопасности на день. При «3″ с большинства маршрутов спуститься безопасно можно только дюльфером.
Двое суток в темпе вальса, ранний воскресный вечер, время возвращаться домой.
Как все начинают
Перед началом зимнего сезона и в непогоду обычно лазят драйтул и микст в городе. Под Варшавой для драйтула набили шлямбуров в разваленный немецкий бункер и в старое зернохранилище.
В Кельцах — на стене карьера в центре города. Зимой её заливают водой, получается ледолазание и микст.
Такие тренировки 1-2 раза в неделю очень много дают. Главная проблема — это научиться чувствовать скалу в кошках так же хорошо, как ногами в скальных тапочках. Это возможно.
Как лазят: что, зачем
Зимним альпинизмом (по-польски — татерництво, альпинизм — в Альпах, гималаизм — в Гималаях) в Татрах принято называть восхождения на маршруты, по которым нельзя безопасно пролезть с классическим длинным ледорубом. Если можно — это горный туризм («квалифицированный туризм»). Поэтому, все альпинисты от мала до велика используют для восхождений пару ударных ледовых инструмента вроде Petzl Quark/Nomic, BD Viper/Fusion, реже — Grivel (Matrix Tech) или другими. Выбор обусловлен ценами — Petzl здесь дешевле всех остальных и расходники к нему доступнее.
Инструмент крепится на двух «самостраховках» из стропы с резинкой к системе:
Современный ледовый инструмент удобен потому, что абсолютное большинство зимних альпмаршрутов с верёвками труднее III (UIAA) довольно неприятно лезть с айсбайлями с прямой ручкой и нужно быть Чаком Норисом, чтобы делать это с классическими ледорубами.
Татранский микст отличается от микста в Альпах или на Кавказе. Здесь почти нет льда. Зато много травы и торфа в щелях. Трава и торф пропитываются водой осенью, потом замерзают. Дальше в них можно вбивать ледоруб как в лёд. Если температура ниже ноля — держит хорошо, надёга. Если выше ноля — очень, очень страшно (первый раз потянул инструмент — держит, второй — нет). Чем труднее маршрут — тем меньше торфа и больше скал. На верёвках IV и выше, как правило, только скалы.
Износ клювов ледовых инструментов в таких условиях чудовищный. Два сложных и длинных маршрута в неважных условиях приканчивают пару клювов (~30 верёвок). Похожая ситуация в Шотландии. Дошло до того, что Пецелю высылали петицию с претензией к качеству. Проблему решили радикально. Так же, как Крюконоги, несколько маленьких местных фирм делает сменные клювы к самым популярным инструментам. Цена в 3 раза меньше официальных.
Вот здесь и пригождаются наработанные в городе навыки драйтула!
Основу простых маршрутов с лазанием I-III (UIAA), составляют продолжительные участки крутых смороженных разрушенных скал с травой, торфом и мхом, перемежающиеся короткими скальными взлётами. В замороженную траву и забитые торфом щели в скале ледовый инструмент вбивается как в лёд или фирн.
В конгломерате страхуются крючьями-морковками. Да-да, теми самыми. Больше ничего не работает. Морковки забивают прямо в замороженную траву. На скальных взлётах — гексы, трикамы, стопперы. Если скала чистая — камы (летом в основном только их и используют). Но камы в заснеженных трещинах — сомнительная страховка.На простые маршруты, где основу составляет замороженный конгломерат и торф подходят любые кошки, потому что замороженная трава держит передние зубья хорошо и особой точности не нужно. Но на верёвках труднее II значительно удобнее оказываются автоматические монопоинты. На верёвках IV и труднее в других кошках категорически неудобно. Самые популярные — Petzl M10, Linx и Dart, Grivel G14, BD Cyborg. Все на двухрантовые ботинки. Понятно, что кошки не покупают на сезон-два, а маршруты со временем выбирают сложнее. Поэтому изначально покупаются кошки со сменными вертикальными зубьями.
Вот так: основные «интрументы» — тяпки, кошки и фонарик :) Нюансов зимой — вагон. Все ошибки проявляются резче чем летом и опаснее: лавины, обморожения, обезвоживание, переохлаждение и т.п. Хорошую книгу по теме написал Вилл Гадд. Так же полезно почитать блог Дена Барнса - немного снобоватый и пафосный, но по делу (особенно старые записи): почти о всё вы прочитаете в переводе на русский на разных тематических сайтах через… от месяца до года.
Источник:activelife.dp.ua