Я полагал, что в этом путешествии неплохо отработаю навыки вождения. Какое там. Все хотят водить. Или сам не в форме иной раз и за руль не сядешь. Я пробовал подгадать, когда никто не хочет ездить, например, ночью или под утро. Какое там. Только становись в очередь.
Отъехать от кафе быстро не получилось. Сергей забраковал контакты на массе, мол, Слава сделал галимо. Делали контакты. Светили, крутили, поджимали. С горем пополам выехали.
Ремонтировали дорогу. Среди каменных глыб и чудовищных луж, ехать приходилось по змеевидно-волнообразной траектории. Она была сложна своим профилем во всех плоскостях. Выбраться в одной чаче не хватило мощи. Включили раздаточную коробку. Переднего моста уже не было, там Сережа уже выкрутил втулки. Но редукция, это большая сила. Автофургон рыкнул и, бороздя под горку обширную и вязкую лужу, пошел на первой пониженной совсем медленно, но весьма убедительно. Как то размашисто, переваливаясь через булыжники, но вместе с тем и плавно.
Снег шел спорый. Он в основном таял. Однако, на перевалах лежал сплошным покрывалом. На спусках было страшновато, что занесет. Тормоза у нас не в лучшей находились форме. Но чуть только сбросишь высоту, как появляется колея, а еще ниже, и снега нет уже. Черный асфальт без разметки заставлял напрягать взор. Дорога чередовалась. Убитые гравийные участки перемежались с шикарным асфальтовым покрытием, пускай даже не везде размеченным, зато уже много где установили отбойники на карнизах и крутых поворотах. Дорожные катафоты отсвечивали яркой красной справа и белой змейкой слева. Вот проедешь ночь так по все равно новым дорогам, даже, если по ним в одну сторону уже проехал (где же за поездку все запомнишь). Тут и возникает желание, устав от повседневной рутины, бросить все и снова отправиться совершенно бесцельно в дальний вояж, на Магадан. Да там Магадан. Весной на мыс Дежнева. Нужен только теперь грузовик. Шишига и только шишига.
На спуск Батон шел, как снаряд. Спящие меня решительно заколебали. Проснется кто и начинает сквозь сон, или уже пробудившись лезть с советами и напутствиями. Не все было гладко. Хорошие участки перемежались со стиральными досками. Проехал я 370 километров. Когда уже рассвело и явственно забелели снегом сопки и стали вырисовываться пушистыми от инея и снега своими ветвями деревья. В особенно живописном месте совершил я самый свой свинский поступок за поездку.
Стоит на обочине серебристый минивэн-пруль. Знак аварийной остановки. Мужик голосует. Холодное утро. Притормозил, чтобы остановиться. Какое там. Он уже зацепилил буксировочный трос. Совершенно по песьи, я резко изменил намерение и при виде этого троса, газанул и был таков. В зеркало было видно, как мужик этот провожал немым укором отдаляющейся лимонно-желтый самоходный сарай. Не затянем мы его минивэн по этой гравийке с нашим то слабым мотором и с нашим то сцеплением, а подъемы здесь весьма серьезные. 400 километров до Читы. Коллектив меня несколько осудил. Да буксировать не стоит, но остановиться, поговорить. А вот попадется нормальный мужик, это надо уметь еще отказать.
Проехал я 370 километров. Посадили за руль Сережу, и я благополучно отправился спать.
Поручень справа, что возле окна, мы уже сломали. Одни шторы уже оборвали. Тут я стал ударяться головой о другой поручень, что слева. Да такая качка была, и так грубо я ударялся, что решительно нельзя было не проснуться.
- Сережа!
- Сереж-жа!!
- Сире-о-о-жа!!
Тут мы остановились. Уже были предположения, что разулось колесо. Здесь как раз был такой участок, где асфальт переходит в гравийку, надо притормозить. Снаружи послышались удивленные восклицания. ОТОРВАЛОСЬ КОЛЕСО. Выбрался на улицу. Машина перекошена. Действительно, нет левого заднего колеса. Метров двести тормозной барабан пропахал в гравии борозду. И вот уже катят откуда-то сзади колесо. Диск, конечно, уже никуда не годный: разворотило отверстия под крепеж. Шпильки, что ли срезало? Никак нет. Колесо просто открутилось и слетело. Вот позор. Гайки не осмотрели вовремя. Ну не беда. Мы из нашего позора подвиг сделаем. А на такой случай у нас еще два колеса есть.
Трое занялись колесом и паллиативной оптимизацией багажника на крыше. Я со Славой отправились варить обед. Было пасмурно и слегка моросило. Километровый столб указывал «172». Это, скорее всего, отсчет ведется от Читы. Ручей, протекающий неподалеку, именовался Княжна. Расположились на каменистой россыпи. Вокруг возвышались живописные лысоватые сопки. Наломали сухих тычек. Варили бульон. Потом жарили котлеты, потом яйца. Сергей вымыл машину, и теперь батон наш сиял, что начищенный пятак. Менеджер с Механиком сначала меняли педаль газа. Остальные в это время пили. Разразился спор. Каким путем идти и как развивать в дальнейшем автопутешествия. Глаз настаивал идти старым способом. То есть делать из говна конфетку, заодно и покупать опыт. Коллектив противопоставлял прочие варианты. Другие машины и другие двигатели. Якобы по финансовым соображениям то на то и выйдет. Это, мне кажется уже финансово не досягаемой планкой.
-Да гори они эти автопробеги гаром. Переключимся на пороги и горы.
- Будем еще все узнавать.
Потом, жалко было уже поздно, и занимались сумерки, Глаз со Славой полезли на ближайшую сопку по склону «кабинетным способом». Склон был травянистый, с выступающими каменными нагромождениями. Имелась и отдельная древесная поросль.
Сумерки. Сверху угадывался совсем крошечный Батон и оранжевый язык костра. Кругом лысоватые такие же самые сопки. Рубцом пролегала лента дороги. Обозревалась широко. Казалось, почти не двигаются и ползут очень медленно фары отдельных машин.
Спускались змейкой и траверзом, провоцируя локальные камнепады. Совсем было уже темно, но мы определили, что выходим к обрыву. Взяли в сторону. Слава, спускаясь, подвернул ногу. Перескакивая по камням через дочерний ручей, замочились.
Вещи уже к тому времени были собраны. Прогревался мотор. В свете фар клубился выхлопной дым. Все было готово для дальнейшего пути домой.
Около часа «орудийный расчет» не мог угомониться. Сегодня пели песни. Искали нужную, ставили громко, пробовали подстраиваться. Получался хаос и вопли. Потом снова и снова. Наконец угомонились и позасыпали.