Камские ворота: пятая категория сложности

Этот поход стал наглядным примером того, что классификатор водных маршрутов СССР – это совсем не догма, и даже элементарная водная единичка выходного дня может подкинуть такой жести, которую и на четверке-то можно не найти… Хотя, конечно, все это было, безусловно, мое субъективное восприятие.
  Предыстория этого похода началась еще в 2006 году, когда, приехав автостопом на Байкал, я познакомился с ижевским клубом водного туризма «Фрегат». С ними я и попробовал впервые, что такое белая вода, катамаран, вечно мокрая одежда и мозоли от весла. 
  Прошел год, и в 2007 тот же самый народ позвал меня приехать к ним на майские праздники. 
Что такое 2000км от Борисова до Ижевска? Для кого-то – это скучный поезд или относительно ровный асфальт дорого европейской части России. Для меня же – это было чуть меньше, чем 2 суток безостановочного автостопа, к чему я был, в общем, уже привыкший.
   Руководила походом Елена Евсенина, основатель и безусловный лидер клуба. Нитка маршрута оказалась приблизительно такой: Ижевск – жд – Кварса – Сива – устье Сивы – Кама – Сарапул.
В сухом остатке на маршруте оказались семь человек: я, Елена, и пятеро подростков, членов клуба. 
Удмуртия – страна вечнозеленых помидоров
  Около 6 вечера мы выгрузились на станции Кварса. Я скептически посмотрел на 6 баулов, в которых были упакованы наши «Таймени», 2 двойки и одна тройка. Черт возьми, а классно же, что до реки всего три-четыре километра…  
    Было начало мая, и для этого региона погода была, можно  сказать, идеальная. И хотя в Минске в это время уже вовсю зеленели деревья, здесь весна еще только начинала входить в свои законные права.  И хорошо, что я догадался захватить из дома лишнюю флиску.
- Удмуртия – это страна вечнозеленых помидоров и короткого малоснежного лета, - так полушутя ответила Лена, когда я спросил, всегда ли у них такая поздняя весна.
Однако жаловаться было грех. Легкие облака прикрывали небо, но дождя не было. Днем даже было солнце, не сильно теплое, но вполне весеннее, к вечеру спрятавшееся за тучи, и самодовольно ухмыляющееся оттуда. Не было и ветра, поэтому условия были самые что ни на есть курортные.
   И вот мы уже на поляне строительства, на берегу Сивы. Сразу приступаем к сборке судов, чтобы утром, не мешкая, сняться с якоря. В том месте, где мы находились, Сива напоминает то ли Вилию, то ли Березину в районе Брилевского поля: слегка обрывистые берега, широкая поляна перед лесом. Для меня это был первый в жизни байдарочный поход, так как свой водный путь я начал сразу с катамаранов на реке Иркут. Откровенно говоря, ни в этот, ни в следующий день не произошло чего-либо примечательно, чего-то, что могло бы придать походу ту самую изюминку, о которой всегда вспоминаешь после возвращения домой. Но посмотреть было на что. Места, через которые мы проходили, подкупали своим простором, и, в то же время, какой-то отшибленностью. Сколько мы ни шли, мы так и не увидели ни одной деревни, лишь заметили на берегу пару рыбаков, вроде бы. В той части Сивы, по которой мы шли, она была типичной равнинной рекой, не заваленной, достаточно широкой. Наверно поэтому просто грести нам надоело довольно быстро, и сама по себе организовалась игра в догонялки, чтобы разнообразить маршрут. Потом еще прошли мост, низкий настолько, что пришлось пригнуть голову, чтобы пройти под ним. А в основном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо. Греби себе и греби, никаких хлопот. И никаких приключений.
 
 
В лабиринте
    Приключения начались в тот момент, когда в середине следующего дня мы подошли к устью Сивы. Была весна, снег уже весь потаял и Сива разлилась, да так, что радиус разлива составлял не меньше 5 километров. Течение утихло, и, блуждая среди многочисленных островков, мы тыкались, как слепые котята, и не могли найти выход из этого загадочного лабиринта. Поднялся ветер, прибивший нас к одному из берегов. Берег был не слишком высокий, однако нависающий небольшим карнизом над водой, и нашу байдарку волнением заталкивало аккурат под низ. Еще чуть-чуть – и мы бы перевернулись вместе со всем грузом. Но, с помощью рук, весла и какой-то там матери, удалось стабилизировать судно и по-человечески зачалиться чуть дальше по берегу. Ситуация было похожа на критическую и даже более того, таковой она и являлась. Время близилось к вечеру, и пора было искать не то что выход в Каму, а элементарное место ночевки с дровами. Босиком, в неопреновых штанах и резиновой фуфайке от костюма химзащиты я был похож, наверное, на странного марсианина в обтяжку. Пошел на разведку по затопленному лугу в направлении, в котором, как показывал компас, нам и надо двигаться. Луг, то там, то тут покрытый окнами вода, закончился примерно через километр, и непонятно откуда под ногами взялась появилась слегка наезжанная и поросшая травой грунтовая дорога. По обеим сторонам  все было покрыто гигантским борщевиком, высотой не меньше моего роста. Примерно через километр или два показалась опушка леса, поросшая хвойными деревьями. Так, с местом было решено. Оставалось только силой мысли телепортировать сюда всех остальных.  И целых пять минут я честно пытался это сделать. Однако, то ли у меня карма была в тот день не того оттенка, то ли телепортатор из меня вообще никакой – короче, ничего у меня не вышло. И как бы ни было лениво, пришлось ногами возвращаться к месту чалки, разгружать байдарки и в несколько заходов перетаскивать все к месту ночевки.
 
Только бы не кильнуться
 
 
   Куда же мы попали, где основная струя Сивы и как нам пробраться в Каму – этот вопрос поутру был самым животрепещущим. Ваня, один из участников, залез на дерево, и радостно объявил, что основное течение не далее, чем в километре от берега. Но до него байдарки придется проводить по затопленному лугу, а кое-где даже немного поперетягивать. Так и сделали. 
  И вот, мы на основном течении. Казалось бы, все трудности, положенные нам по одному факту выхода на маршрут,уже были выпиты до дна. Ан нет, не тут-то было! 
   Поднявшийся ветер дул прямо в лопасти весел, как в паруса, и для того чтобы продвигаться вперед приходилось лопатить на износ, иначе ветром относило назад. Чем ближе мы приближались к устью Сивы, тем меньше нас тащило течение, и сражаться приходилось буквально за каждый метр пройденного маршрута. Когда течение утихло совсем, справа показался остров-холм с какой-то сторожкой, установленной на нем. Мы зачалились и зашли туда посмотреть, есть ли кто-нибудь, у кого можно узнать, далеко ли до Камы. Но не дойдя 20 метров до сторожки, мы услышали оглушительный гудок, как будто сзади нас догонял паравоз. Прямо за островом равнодушно бороздила воду огромная баржа, идя вдоль фарватера, обозначенного бакенами. Это была Кама, нам не хватило терпения буквально минут на 15 ожесточенной изматывающей гребли. Спрашивать было некого, да и не о чем уже, ведь все и так было понятно.
  И вот мы снова на воде. Осталось совсем чуть-чуть, и я увижу те самые высокие берега из красной глины, красоту и очарование которых мне так давно уже расписывали. Ветер, бывший до последнего момента просто сильным, перешел эту грань и стал шквалистым, поднимая на Каме, в которую мы уже вышли, валы приблизительно метровой высоты. Приходилось прикладывать все явные и скрытые способности, чтобы избежать переворота, ведь до ближайшего берега в любую сторону было около 200-300 метров. И даже несмотря на то, что на всех были спасжилеты, переворачиваться и собирать потом вещи по всему фарватеру ой как не хотелось! А ветер все усиливался и усиливался. Потом резко спадал. Доходя до грани штормогого, резко менял направление. Метровые валы неистово бились о борта, заливали деку вдоль и поперек. В голове было только одно желание: «Не кильнуться».  
   Флотилия беспорядочно растянулась метров на триста, каждый выгребал так, как умел. Вода была не темной, ни серой, ни прозрачной, но какой-то мутновато-зеленой. Все вместе, вкупе с грозными 20-метровыми обрывами и свинцовым небом составляло депрессивную картину. Но ни страха ни тревоги не было, потому что не было никакой возможности думать о чем либо в тот момент. Лишь только в голове перекликались два забавных зверька, которых звали «Греби,мля» и «Гребу,мля».
И все-таки сегодня удача была за нас. Как раз в тот момент, когда ветер разыгрался до той степени, что дальше идти было уже никак нельзя, мы приблизились к низкому травянистому берегу и зачалились. Все, теперь надо пережидать шторм, потому что через 300 м поле заканчивалось и начинались крутые обрывы из угрожающе-красной глины. Туда сейчас идти было нельзя, потому что уж там-то при случайном киле нам деваться было бы некуда.
  Погода не жаловала. Небо было затянуто свинцовыми тучами с подозрением на шквалистый ливень. Я еще тогда не знал про свою способность даже в самый простой поход ходить, мягко говоря, креативно, с полной …пой приключений. И буквально через 5 минут после чалки началось светопреставление. Как будто бы на небесах прорвало трубы, и целые потоки воды разом обрушились на нас. Была мысль достать тент, однако ветер был такой силы, что тент можно было запросто упустить, да и при таком косом дожде он бы не сыграл никакой роли.
   Так мы и стояли на берегу. Прошло полчаса, потом час – стихия не унималась. От сырости и ветра давно-давно уже окоченели руки и ноги, да и общий настрой был уже не очень. Ситуация была похожа на критическую и даже более того: таковой она и являлась. Ни идти, ни поставиться на ночь было невозможно.
  
 
Но все проходит, прошло и это. Мало-помалу начал стихать ветер, и какой-то небесный Вася-сантехник перекрыл наконец подачу воды сверху. Боевой дух не замедлил подняться до прежней отметки, и можно было двигаться дальше. Мы подошли к тому участку маршрута, ради которого сюда и ходят на байдарках.
 

 

 
Камские ворота
  Начинаясь на севере Удмуртии, маленькая речушка Кама утекает в пермскую область, делает огромную петлю и возвращается обратно в Удмуртию судоходным монстром. Мы впали в Каму в той ее части, где она уже превратилась в мощную водную артерию шириной не меньше километра, а может и все два. Основная изюминка Камы с точки зрения пейзажа – это ее берега.
Левый берег плоский, поросший невысокими деревьями. Мы к нему даже не подходили. Мы целенаправленно держались правого берега.
   Когда идешь по воде вдоль правого берега Камы, то кажется, что над тобой постоянно нависает ярко-красный глинистый монстр метров 30-40 в высоту. Глина вымывается течением из берега и подкрашивает воду, отчего вода тоже становится красной и, вдобавок, мутной. Если посмотреть вдаль, то создается впечатление, что правый берег смыкается с левым, образуя некий створ, похожий на ворота. Я даже от кого-то услышал название «Камские ворота», обозначающие это место.
   Самое интересное было то, что как только мы, несмотря на жесткий погодный пресс все-таки прорвались к Каме, переждали шквал и вышли на воду, природа успокоилась. Все утихло. Не было ни ветра, ни дождя, даже солнце слегка кривлялось сквозь плотные тучи. Такое впечатление, что мы как минимум захватили Кремль, а не преодолели некое расстояние на веслах. 
  И через некоторое время стало даже как-то скучно, что все спокойно и ничего не происходит. Так, расслабленно и ненапряжно, мы и гребли до самого вечера. До самого Сарапула решили не идти, потому что Лена заявила, что теперь все будет одинаковое, перемен пейзажа не предвидится и надо будет только лопатить, а это скучно. С этим аргументом согласились все, и на следующий день, пройдя еще километров пять, мы зачалились в деревне, название которой выветрилось из моей головы уже давно. После этого разобрали суда, сели на автобус и уехали в Ижевск. Так закончился этот эпический поход.
  
{jcomments on}
Бык. Территория Polykovichi 2011г.
44А ПВД на велосипедах
  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением