Декабрь. Середина месяца. Обыкновенный будний вечер. На термометре 23 градуса мороза. Машин на дорогах резко поубавилось. Многие оказались парализованы, заметенные снегом во дворах. На крыше нашего общественного УАЗа тоже утвердился плотный пласт снега. Он залепил и переднюю плоскость, бронированное ветровое стекло. Невозмутимым образом только выглядывали пучеглазые фары.
Нужно было завести, чтобы подзарядить аккумулятор. Несмотря на холод, двигатель завелся легко. Уверенно и устойчиво заработал. Однако хоть и мороз большой, но он очень скоро нагрелся до опасных пределов. В расширительный бачок не поступала увеличившаяся в объеме жидкость. Куда же она могла подеваться!
Когда мы только приехали из Магадана, в октябре начались ночные заморозки. И еще тогда я слил с системы охлаждения воду и заправил разведенный до рекомендованного титра антифриз. Руководствовался инструкцией. Разведение годилось до минус 25.
Вероятно, где-то пробило шланг. А, быть может, слетел какой-нибудь хомут и раствор просто вытек? Тогда отвинтил пробку и заглянул в радиатор.
Дядя Слава из Новосибирска нас бы наверняка засмеял. Там был антифриз. Вернее это была совсем необычная субстанция, что-то типа голубоватой шуги, или даже студень. Скорее всего я переборщил с разведением, и теперь охлаждающая жидкость превратилась в засахарившийся кисель.
Тут я, разумеется, испугался за охлаждающую рубашку мотора. Визуально оценить ее целостность было нельзя, оставалось ожидать послабления мороза. Скорее всего, радиатору в первую очередь придет пиzдец, но он выглядел целым. Радиатор тот самый, порубленный слетевшим пропеллером в Хандыге и тщательно замазанный холодной сваркой.
Конечно, испортить двигатель было бы прескверно. Но интуитивно мне казалось, что самого плохого с ним все-таки не случиться.
Решил проконсультироваться со знакомыми. Как и во всяком деле единого мнения по этому поводу не было. Проблема не оказалась уникальной. Но те кто с этим имел дело, говорили, что все обходилось. Голубая шуга это все-таки не совсем лед, она не расширяется в объеме. Кто-то советовал срочно принимать меры. Обкладывать двигатель тряпками, поливать кипятком, сливать, менять. Иные рекомендовали пассивную тактику, ожидать погоды.
Я ничего не делал. Подождал, пока спал мороз. Слил избыток старого раствора, добавил в радиатор концентрата.
Оставалось теперь систему испытать.
На порожней машине я катался по заснеженным колейным лесным дорогам и просекам. Эта была уже не тот Батон непослушный, перегруженный и неустойчивый, на котором мы ездили в Магадан, и которому подчас не хватало сил. Сейчас без особого труда и усталости он забирался на скользкие горки, бороздил колея, оставляя в снегу проторенный след, ползал и плавно переваливался через ухабы бездорожья, как энергичный жук.
Но самое главное, что система охлаждения работала, как ей и предписывается!