Всем привет. Нашел ваш замечательный сайт магаданбай. С замечательными туристскими историями. А хотите узнать про истинный Магадан? Кому, как не мне про него рассказывать – я коренной магаданец. О туристской стороне той жизни я хочу вам рассказать
Есть у меня замечательное место, вдали от города, где чистая природа, где открываются потрясающие горные и таежные дали. Около 14 лет я бываю там чуть ли не ежегодно. Когда уже нарыбачился, набрал разной таежной ягоды, натрудился на огороде – я отправляюсь в небольшой поход. На маршрутных автобусах с пересадкой проезжаю путь Магадан – пос. Ола – пос. Гадля. Далее прохожу пару километров по лесным дорогам и поднимаюсь на вершину соседней с поселком Гадля сопки. Поэтому и место свое там я так и называю – Гадлинская сопка. В давние годы (1928-1929 гг) через нее шла первая Колымская экспедиция под руководством Ю. Билибина (красная линия), чтобы перевалить в соседнюю речную долину (р. Ланковая) и далее двигаться к горным хребтам.
Желтый кружок – конечная точка моего маршрута
18 часов – поздно это или не очень? Да, конечно поздно, когда небосвод уже черный, усыпан звездами. Узкий серпик луны не высоко над горизонтом. Виден сквозь крону дерева. Он буквально сидит на столбе и совмещен с фонарем. Забавное зрелище. Но не очень забавно мое положение – стою на Ольской автобусной остановке. Приехал с Гадли на 17:55 (последнем), рассчитывал, что состыкуемся хотя бы с автобусом на 18:50 на Магадан. Но по выходным такого автобуса, как оказалось, нет! А поскольку мы приехали сюда на Олу в 18:10, то до 19:20, когда отсюда должен идти очередной автобус в город Магадан, как мы понимаем, надо здесь простоять час с небольшим. Можно было бы, конечно, постоять, звезды посчитать, но мешают редкие фонари, а уйти от них за здание – не охота, т.к. оттуда потягивает ветерком, который норовит познакомиться с твоей душой. При той температуре и этого ветерка достаточно, чтобы натурально задубеть.
Фото.1. Ольский автовокзал вечером. Там есть комната, вон, светит лампами, но туда как-то даже и заходить не хочется
Топчусь. Пока один. Вдруг обратил внимание, рядом на развилке парень стоит, ждет авто. Я вспомнил – есть же и маршрутки! Заглядываю в свои бумажки расписные – точно, на 18:20 есть вариант! Неожиданное открытие. Смотрю на часы – 18:24. Отлично! Как раз отходить от центральной остановки должна. Взваливаю рюкзак и быстренько спешу на развилку. Еще 2 человека подошло. С нетерпением ждем, холодновато же! Машин много пробегает – и в город, и оттуда. Все глазаньки просмотрели – нет и нет маршрутки. Потом дама говорит – а будут желающие на такси, по 250 руб. берут? Никто не откликнулся на эту инициативу. А потом она и говорит – созванивались, водитель маршрутки сказал, что они где-то вывесили информацию, что по воскресным дням на 18:20 они уже не ездят!!! Ну, пипец, паразиты! Да, пеших (безлошадных) пассажиров, т.е., нас, становится всё меньше, а поджимают нас все больше и больше! Это в смысле урезают автобусное движение. Когда ехал на маршрутке с Гадли, вчитался в её расписание – по выходным оставлено всего 3 рейса!!!! Самый первый – где-то в 9:10 с Олы в сторону Гадли (это мне бы пришлось завтра так ехать, если бы собрался порыбачить!!!), а третий (он же последний) с Гадли – в 17:55. Т.е. на рыбалку просто и времени нет. Абсолютно бессмысленная поездка! … А помнятся времена, когда каждый час здесь ходили автобусы …
Очередной раз всплывает мысль – надо всё менять в моем отношении к путешествиям, рыбалкам! Нужен свой транспорт. … Но тогда не будешь безгранично свободен на реке: куда хочу, туда иду!
Это уже просто унизительно вот так страдать на остановках! Я и, наверное, еще небольшое количество человек остались вот в том же старинном ритме!
Где-то к 18:30 и народу местного поприбавилось. Топчемся, прохаживаемся – в движении потеплее! Как медленно идет время, когда ожидаешь чего-то. И еще оно становится многократно медленнее, когда находишься вот в такой неблагоприятной температурной обстановке!
Где-то в 18:50 пришел автобус из Магадана. Сгрузив пассажиров, водила поставил автобус несколько в стороне, не рядом с вокзалом. Вот скотина, тут уже все подмерзли! Он что, будет ждать времени отъезда вон там, в стороне? Потоптавшись еще малость, один из нас (особенно замерзший?) пошел к автобусу. На удивление, увидели, водила дверь открыл! И мы все, из разных точек, потекли к машине.
Да-а-а-а! Здесь температурки совсем иные! С удовольствием плюхнулся в кресло. Захолодевшая спина упала на теплое кресло – хорошо-о-о-о! Ну, около получаса в такой обстановке переждать можно было!
Отправились вовремя. Пассажиров было немного, все сидели по одиночке. За окном – темень. Но навстречу – фары машин одна за одной. Из города едут. Думал, на небо полюбуюсь. Ага, где там! Эти современные (не буду говорить грубости, а нормальных слов нету) – как понавключали свои гаджеты – весь потолок светился и отражался в окнах! А за окном небеса были – просто волшебство!
Когда-то, в советские времена, ездили по этим рыбацким маршрутам на рычащем ЛАЗовском автобусе, дремали или смотрели на темнеющее море, город вдали-вдали, мигающий изредка маяк. И практически ни одной встречной или обгонной машины! И думалось хорошо, и вспоминалось … Рыбалки, знакомые друзья-рыбаки, случаи всякие на реке …Э-э-э-х, тогда мы не понимали, что то, что вокруг нас тогда происходило – это просто было счастьем! И надо было ценить каждую секунду той жизни!!! … Вот написал это и подумал – а сегодняшний день, сегодняшние секунды жизни – тоже уникальны, никогда не повторятся. И, может быть, пройдет лет 10 – 20, и наступят более крутые и беспокойные времена, так что и сегодняшний день будет казаться … раем!!!
Какой потрясный вид имеет Магадан со стороны мыса Нюкля, со стороны наблюдательной площадки Ольской трассы! Второе замечательное место – вид с Ольского перевала на пос. Дукча и дачный район. Ну и третье, самое ошеломительное – со стороны 6-го км на город. Была бы машина, давно бы наделал красивые ночные снимки.
Здравствуй город, прощай (или всё таки до свидания?) Ольская трасса, Ола? Когда выезжали с Олы, попрощался с автовокзалом, потом с мостом и тем местом, откуда постоянно, много лет отъезжал с лицензионных рыбалок. То пустой, то с рыбой. Всё, шепчу, теперь если появлюсь я здесь – то уже совсем при иных обстоятельствах!
В городе на автобусной остановке ждать маршрутку в свой микрорайон было уже как-то совсем холодно. Поздний вечер, температура еще более опустилась. Ехал до телевышки на №1, вместе с группой корейцев. Ну а потом – быстрым шагом домой, чтобы не замерзнуть окончательно.
А начиналось все вот так. Утро17-го октября. Ясное небо. Подъем в 6:20. Сборы до 7:35! Кошмарики – много хлопот оказалось. К тому же завтрак организовал, кофе глотнул. Много всяких мелочей: сыр готовил, колбасу краковскую. Чтобы не спешить, надо было выходить из дома прямо в 7:30. Тогда 30-ти минут хватает на неторопливый ход до автовокзала. А тут – уже 7:35, а я еще дома. Поэтому даже на участке дороги в гору пришлось спешить (мне до автовокзала надо сначала гору приличную преодолевать, потом с горы спускаться – не на ровном месте мой Магадан!). У меня уже в такой обстановке здоровьица стало не хватать – чтобы в гору сочти бежать с рюкзаком за плечами! Пришлось замедляться. Ну а потом, от универа дорога идет на спуск и можно идти прилично быстро. К своему удивлению, дошел за 18 минут! Так что отдыхал в кресле еще 5 минут до отъезда автобуса.
Елы-палы!!! Сколько же раз за 40 лет мне пришлось преодолевать этот городской путь пешком! Был даже случай с НЛО! Я его не видел, увы – было скользко идти в болотниках, такой период осенний был, пришлось все время смотреть под ноги. Ну а кто пораньше подошел к вокзалу, да и те, кто шел по ул. Ленина – видели махину, пролетавшую беззвучно над городом. А мне, всегда крайне интересовавшемся этими проблемами, так сказать, профессионалу-наблюдателю (астроному), не повезло просто! Всю жизнь жалею об этом, вспоминая!
Поехали. Отмечаю, что же теперь необычного по сравнению с ездой на ЛАЗовском старом автобусе. Комфортные сидения, нет пыли, нет сильного рева двигателя. Но главное – не висим на одной руке или одной ноге в битком, как селедки, набитом салоне, тайно радуясь за тех, кому просто посчастливилось плюхнуться на сидение и ближайшие полтора часа сидеть и дремать до подъезда к 23-му или 26-му км Клепкинской трассы, где сходят практически все рыбаки.
Забираемся на перевал. Ух ты, ну а здесь – как в прежние дорогие времена – пылит дорога! Здесь, где были размывы дорожного полотна тем жутким паводком, пока оставили голую землю. Но в автобусе-то кондишен-воздух. С этим – хорошо.
При проезде по мосту над р. Ола поздоровался с рекой, родными местами. Эх, сколько здесь исхожено километров по галечникам! Сколько душевных мук и радостей испытано! Хорошо, что последние лет 20 видеокамера постоянно со мной. Всё зафиксировано. А как я любил костерочки с котелком величиной с банку! И потрясные напитки из нее – чай или кофе! И теперь это все можно вспомнить и посмотреть!
Поселок Ола. Вокзал. Гадлинского автобуса еще нет … а когда будет? А никто не скажет. Народу нет. Нет, конечно народ есть и постоянно подходит, но на автобус в другую сторону – в город. И расписания никакого в сторону Гадли нет!
Сходил на всякий случай к таксистам. Нет, они работают только на город.
Минут 15 погулял. А вот и маршрутка. Расписание сфотал внутри салона – идет в 9:10, т.е. через 15 минут. Так что еще есть время погулять. Жаль, на столбах нечего читать. За исключением одного объявления – про ВСЕГДА ТРЕЗВЫХ САНТЕХНИКОВ, которые могут сделать все!
Поехали. Билет стоит здесь 40 руб., городской – 100 рублей. За окном проплывают поля. Места многолетних боев за урожай то картошки, то капусты. Нас ежегодно по несколько раз вывозили сюда. Зря ввязался в разговор с местным. Интересно, конечно, но лучше бы я подготовился и сфотал теплицы китайцев через окно – огромной протяженности сооружения из сколоченного и скрученного проволокой лиственничного сухостоя. Целлофан уже снят. Местный сказал – массу огурцов продают городу. Интересно, куда они попадают??? Ни разу никто не сказал в торговых точках города – огурцы китайские, с Олы. Всегда опасался их продукции, т.к. легенды ходят, что на жуткой химии у них все выращивается.
До рыборазводного завода дорога отличная, асфальт хороший. Ну а после – зубодробилка. Или – лучшего массажного кресла не сыскать! Яма на яме. Короче – одна сплошная колдобина! Всматриваюсь по сторонам. Когда-то близ Гадли свободно дамба просматривалась. Мы на ней бывали. А однажды, давно-давно я с ночевкой отплывал от нее, сплавлялся вниз. Это в тот заезд я попался на кижуче инспекторам, когда – смешно сказать, плыл на лицензионный участок с купленной в городе лицензией, а в одной из заводей дернул одного кижа! А до участка было еще несколько км. Да, сейчас ничего не видно – все заросло! А в другой раз мы с Ромкой приставали тоже на этой дамбе. После сплава с верховий Олы – за жимолостью. Жимолости набрали много, даже место новое открыли. Ромка обещал напоследок накормить уникальным блюдом. У нас оставалась банка сгущенки. Открыли ее, разлили сгущенку пополам. А потом – уж лучше я не делал бы этого, до сих пор помню – насыпали в эту сгущенку жимолости. И начали есть! Как противно мне было потом от такого блюда!
Фото.2. Детский комплекс прямо рядом с остановкой.
Гадля поразила своей автобусной остановкой! Прямо рядом с ней построили детский игровой комплекс. Прямо на том месте, где стоял домик одного местного. Я ему спички давал во время сплава от слияния Олы с Ланковой. Потом, когда уже напротив Гадли упаковал лодку, шли с ним до поселка вместе. Именно он мне рассказал про сожжение дачного городка МРМЗ. И который приглашал на чай вот в этот дом … Да-а-а, времечко!
Мимо такого «шедевра» я не мог пройти просто так. Отошел к дому напротив остановки и сфотал игровую площадку. Очень странно смотрится она здесь в селе. Году еще нет ей. Тем более на таком месте, прямо скатиться можно … в салон автобуса. Вот за 40 лет своих посещений уже несколько изменений в этом месте произошло – неплохой магазин захирел, потом немного возродился. Домик снесли. И вот теперь появилось такое яркое современное сооружение!
Фото.3. Так и не построенная гадлинская школа, стоит 25 лет
Фото.4. Молодые парни завели хозяйство – базу для рыбалок
Иду по поселку. Безлюдье. В нескольких дворах есть собаки. Но они в общем-то помалкивают. Просто сидят и смотрят. Вышел за поселок. Отметил и этот раз – вот здесь старинные чезении стояли. Нас встречали с рыбалки (на реку-то мы попадали – то через перевал, но в основном – через Клепкинскую трассу. Не поленился, отошел немного в сторону, сфотал бетонный остов водонапорки. Все время жалею, что безвозвратно ушел тот момент, когда под конец зимы из-за протечек с большой высоты свисали сталактиты. От самого бака тянулись до земли. Зрелище было красивое, повторялось из года в год. Интересно, кто-нибудь фотал это чудо – инженерно-природную конструкцию? Кстати, кстати, а не поискать ли в инете такого фотографа?
Фото.5. Сегодня остов водонапорки
Фото.6. Еще 5 лет назад
Совсем рядом развилка дорог. Одна уходит под лес и идет вдоль поля, другая режет поле. Здесь мы принимали в основном решение – идти вдоль леса. Ибо на территории поля по поверхности земли ли, снега ли начиная с осени разливали жижу помета. И духман стоял в окрестностях – раздирающий!
А ну-ка, ну-ка, ну-ка … вот оно, знакомое! Как в родные далекие времена. Запах! И нынче стали частные огороды проливать! Но так, пятнами. Большая часть поля не эксплуатируется давно, капитально заросла. Присматриваюсь к разбитому на лужах льду – одна машина проезжала, часа 2 назад. Вскрытая вода чуть подмерзла.
На выходе с поля, на дамбе делаю традиционные снимки – в сторону поселка. Снимаю на смарт, основную технику не охота доставать из рюкзака, холодно и неохота. В это время по дамбе буквально протарахтела старая Нива. Все в ней дребезжит. Рыбаки!
От перекрестия дорог поворачиваю на второе поле. Решил обязательно посетить свою Малую Базу – пни и упавший ствол старой чезении. Здесь я много раз отдыхал.
Ну, что, здравствуй … в последний раз? Картина здесь не поменялась, мусору нового не накидали (тот старый я удалил). Посидел, даже полежал. Подумалось – ведь она, еще в живом состоянии, возвышаясь над краем поля, видела и меня с дружбанами-рыбаками, как я с сыном, еще школьником проходил здесь. То с лодкой, то налегке. А то и на своем Биг Хорне, привязанном к тягачу, когда буксовал в снежных заносах. А ведь оно видело и землеустроительные работы, когда это поле делали, ровняли его (1939???). Когда отсыпали дамбу. Работали конкретные люди … СРОЧНО НАДО НЫРНУТЬ В ИНЕТ – узнать про это. Ведь есть же на Оле краеведы!
Очень приятно посидел. Родное место. Конечно, когда оно знакомо с критическим состоянием моего организма! Здесь я либо отдыхал после напряженнейшей пробежки, в основном в сторону поселка, к автобусу. Либо здесь
Фото.7. Перекресток: хаживал по всем направлениям
Фото.8. У каждого в жизни есть такие места для души
принималось решение – куда двигать к реке: напрямую, через лес, либо по дороге через поля, либо, вот как сейчас планирую – на Гадлинскую сопку. И от этого решения зависела напрямую энергетика всего дня! Буквально – сколько пота сходило за день!
Фото.9. Около тех вышек я окажусь в скором времени
А на сопке просто горят три опоры ЛЭП. Они сделаны из белого металла, на солнце, да на фоне голубого неба – просто горят! Вот туда мне сегодня и держать путь. Прощаюсь с Базой, с этим умершим деревом, но всё еще приносящим пользу и радость мне, да и не только. Меня ждет подновленная дамба и подъем на сопку.
Да-а-а, дамбу здесь накидали крупно глыбовым материалом. В прошлом году никто даже не проезжал по ней. Нынче – уже следы машин есть, подровнялось все.
Подъем на сопку не труден физически, да и дорога промерзла. Меня интересовал участок торфяника, до которого в прошлом году кто-то попытался доехать, но далее – не преодолел. Глубокий мягкий торф, к тому же с промывами глубокими. Ну а нынче … да, время такое, всегда найдутся смельчаки! След от одной машины, легкой. Но как водила поступил? Не поехал по тем промытым желобам, а сбоку поехал. И на большей части пути видны подкладки из каких-то досок, боялись увязнуть, подготовились! Ну а после торфяника след уже никак не проявлялся.
Фото. 10. Линия ЛЭП совсем молодая – года 4 ей
Фото.11. На дороге вдоль нее следы мои и лис
Между тем – вот и ЛЭП. Совсем новое сооружение. Я несколько лет всего назад снимал со стороны поселка еще только просеку под нее. Потом год наблюдал, как забивали сваи под опоры на макушке сопки. И вот оно, сооружение. А старая ЛЭП пересекала реку Ланковую, затем реку Олу. Это держало в напряжении пос. Клепку при каждом паводке.
Теперь мой путь – по приличной сухой дороге. Не сказал – все здесь покрыто снегом. Хорошо, что только корочкой. Не влияет на темп движения. Но вся поверхность на всем пути до макушки, точнее, до плато просто испещрена следами. Лисы или какой другой зверь? Несколько раз останавливался, вглядывался в речные дали. Отсюда просматриваются Ольские плесы, галечные поля. Там тоже все исхожено за долгие годы!
Восхожу на плато!
Как здесь хорошо! Какие просторы открываются! Синее небо, забеленная снегом поверхность полей и леса моей сопки. Правда, глыбовый материал торчит повсеместно. А как прекраснее было бы, если бы кому-то не пришла эта дикая идея – провести вот таким образом ЛЭП. С огромным пролетом с сопки через реку! Но, это безвозвратное изменение здешней природы!
Фото.12. Речные плесы с рыбаками снимал с максимальным увеличением
Мне идти по плато. Но я решил сделать небольшую дугу и попробовать найти ту выкладку камнями, которую случайно обнаружил уже лет 5 назад. На ровном поле глыбами выложено имя и год. Думал, легко и на этот раз выйду на кладку. Нет, не получилось. Сильно искать, конечно, не стал. Если бы челноком прошелся, нашел бы. Но – это потеря времени. Сейчас, когда пишу, думаю по-другому – надо было найти!
Делаю разворот и направляюсь в сторону леса, не сгоревшего в давние времена. Там моя основная База. Приходится идти прямо по глыбовому полю – курумнику. Есть среди беспорядочных нагромождений 2 монумента – вертикально стоящие плиты … Вот и про это подумал сейчас – надо было подойти к ним. Это особые визуальные точки. Вдруг там рядом какие-нибудь туры сложены? А ведь и я несу 2 пластинки, которые хочу заложить где-то здесь. Вот и надо было это сделать около одного из монументов!
Фото.13. БАЗА.
Фото.14. Здесь уже реки Ола и Ланковая слились
Мое «родное» место узнаваемо. Я здесь давно сложил старые поваленные стволы – для сидения. Кострище огородил глыбами. И даже дрова подготовлены. Все прикрыто совсем немного снегом. Не беда, руками расчистил. Готовлю костер. В качестве «пороха» использую обломанные сухие ветки от лиственниц, обросшие лишайником. Вспыхивают сразу.
Разогнав костер, в ожидании углей ухожу на склон сопки, чтобы поснимать стандартные для ситуации пейзажи. Дали Ольской долины, реку, плесы. И … рыбаков. Да, на моем любимом плесе торчит один, забредший в воду. Ниже его, на другом берегу, скорее всего, его машина. Прямо в устье Наледного. Клева нет. Иначе бы увидел, как пару лет назад видел – потаскивают по шуге. Как раз на этом плесе. Вот стоит он и никто ему не мешает. Наслаждается человек … и никогда не узнает, что вот в этот момент на него издалека-издалека кто-то смотри.
Издали машина рыбака чем-то напоминала Юрину машину. Звоню ему. Из разговора узнаю – он на моторке ушел выше слияния. Точнее, в районе Бараборки стоят. Уже 5 хариусов поймал.
Возвращаюсь к костру.
Я, кажется, сюда за много лет ни разу воду не приносил. Всегда пользовался снегом или водой из колдобин (тем же растаявшим снегом). А вот сегодня взял 1.5 литра. Первый раз! Если бы не было снега, то воды в углублениях точно не было бы. Остался бы без чая.
Сначала на костре прогреваю булку хлеба. К этому времени уже отличные угли. Потом ставлю котелок. Еда незамысловатая – хлеб, сыр, колбаса краковская, кофе, чай, конфеты. Как всегда – в малой кружке завариваю кофе, в большой – черный чай плюс мелисса. Отличный оттенок получается, наверное, не без участия дымка костра.
Фото.15. БАЗА
Фото.16. На левой петле мы с Александром рыбачили в 2012м
Сижу, жую. Снимаю себя. Разговоры веду. Но, главное – вспоминаю и вспоминаю! Считаю гигантской потерей, что не описывал детально свое пребывание на реке. Вот в этих местах. Не описывал людей, с которыми встречался. Ушло безвозвратно и невосполнимо! А сколько было всяких интересных встреч!
Долго ли, коротко ли длятся такие кострования, но и этому подходит конец. Вспомнил, что хотел отметить сегодняшний день сжиганием вышедшего из строя фальшфейера – развалился на части вдоль и поперек от старости. Пластмасса треснула. Положил в костер. Долго лежал, собирался с силами. Потом как пыхнет ярчайшим красным пламенем. Горел бурно но не долго – потому, что загорелся сразу весь объем.
У меня было запланировано еще одно дело – где-то разместить пластинки с гравировкой. Одну повесил на суке недалеко от костра. Вторую (крышка от банки) поместил на высоком пне сгоревшей лиственницы. Подергал этот комель – крепко стоит. Может быть надежнее было бы поместить одну пластинку в каменный тур?
Фото.17. Пластинка на дереве
Фото.18. Крышечка на сухостое
Очень интересно – когда-то кто-то возьмет их еще в руки? Прочтет?
Еще раз, уже последний, снимаю себя на фоне реки, несущей свои воды далеко внизу. На фоне 23-го, 26-го километра Клепкинской трассы. На фоне далекой Клепки, где не раз бывали – либо проездом, проходом вдаль, либо отчаливали на лодках.
Все, отправляюсь в обратный путь.
До блестящих опор совсем недалеко. А вот подумалось – вижу опоры на другом краю плато – кажется, что расстояние совсем небольшое. Когда хаживал раньше, до опор, казалось, идешь и идешь. Да где же край!
Оглядываюсь в сторону Ланковой. В позапрошлом году я несколько раз проходил здесь по сопкам, потом спускался к реке, чтобы половить мальму. Описал и те маршруты, много фотографировал, снимал видео. А нынче как у меня будет с этим?
Фото.19. Мощно и красиво стоят
Фото.20. Прямо внизу – край дамбы
Недалеко от опор, но уже на склоне к дамбе увидел пару кострищ, обложенных камнями. Туристы? Машинисты-экстремалы? Вокруг мусора нет. Немного дальше есть мусор и хлам от буровиков, что ставили опоры. Провел съемки. Теперь – вниз.
Перешел на склон, обращенный к реке. Нашел здесь пирамиду карчей. Моя отметка места, откуда я постоянно снимал один залом. Он не менялся много лет. Огромный залом, а за ним узкой полосой держался лес. А вот теперь вижу – изменения. Лес на расстоянии метров 20 за заломом смыт. А залом – продолжает стоять дальше. Вот так, он и не знает, что за ним наблюдают уже более 10 лет!
Все ниже и ниже. Не стал уже искать окоп с бруствером, охотничий, наверное. Где-то за спиной оставлен и карч с пилой двуручной с огромными зубьями. Ее местоположение я зафиксировал ранее. А вот подкову древнюю, наверное, кто-то забрал! Я некоторое время назад думал, что в этом диком месте один прохаживаюсь. Нашел подкову, повесил ее на видном месте на карч. А потом, после ЛЭПовцев прошел по тому месту. Карч нашел. Подковы не было!
Дамба встретила меня индустриальным грохотом! Работал экскаватор и огромный самосвал. Большие глыбы грузились на самосвал за дамбой, а он перевозил их и сгружал на дамбе. Потом экскаватор уже здесь распределял сваленный материал. Грохотало это все жутко!
Фото.21. Внизу слева – угол новой дамбы
Фото.22. Лов осенней мальмы
Ниже дамбы на плесе стояло машины 4 рыбаков. Кто-то жег костры, кто-то закидывал удочку. Но – клева не было. Иначе все выглядело бы по-иному! Когда спускался уже недалеко от дамбы, увидел сплавщиков-рыбаков. И ведь они меня увидели, кажется. Проверил – помахал рукой. И они помахали. Потом еще один на мелкой лодке проплыл.
Фото.23. Новая дамба
Фото.24. На вершине той сопки моя База
Прошелся по дамбе. Три зуба выдаются в сторону реки. Когда сошел с нее в нижней части, увидел – фильтрует дамба! Это при малой меженной воде. При повышении уровня фильтрация пойдет в слоях выше. И начнутся проседания и вымывания! Долго может не простоять!
Начинаю свое движение по руслу протоки. Именно в этом месте я на островке устраивал ночевку, когда:
Уплыл от кучки рыбаков на Тополях – больно шумная компания (на ютубе выложен фильм про рыбалки на Тополях);
Когда здесь на островке чайки боялись за свое гнездо и кладку яиц – временами атаковали меня;
Когда сделал великолепные видеокадры и вечером, и ранним утром;
Когда тяжеленным бревном хлопнул по ногтю пальца руки – почернел;
Когда в результате поймал здесь пару мелких мальмишек, и выпустил их.
Фот.25. Здесь все происходило
Вот сколько было событий именно в этой точке чуть ли не у края нынешней дамбы. Я иду по галечникам, а в прежние годы здесь все было заполнено водой протоки. И я ходил ранней весной по коренному берегу от дамбы вниз. Есть несколько фильмов об этом про прежние годы.
У меня есть одна замечательная старая фотография. Мы тогда еще ходили на природу, и вот сюда приезжали всей семьей. Подумалось – то было настоящее семейное счастье – общий интерес, вся семья в сборе и всем всё интересно … Снимок сделан совсем недалеко отсюда, там даже старая дамба просматривается. Мы находились на коренном берегу, под кронами высоких чезений. Прятали от ветра костёр за толстым поваленным стволом. Рыбалки не было. Мы варили что-то, скорее всего, с тушенкой. Юра баловался удочкой в луже, Аня сидела у костра, Люба кашеварила.
Иду по галечникам вниз. На галечниках плавника - просто море. Все сухое, прямо для костров. У меня от таких картинок душа наливается счастьем! Река-плавник-костер – вот три кита речной рыбалки!
Наверное, 2 года назад шел я здесь же. Но вместо галечников – по льду, под которым – протока с приличными ямами. Слева от ледяной корки – открытая вода, которую требуется как-то преодолеть. Просто с большим трудом нашел ледяную перемычку. Вот здесь это было (фот.26). Сейчас здесь малый ручеек – фильтруется из-под дамбы. Ледяными кристаллами оброс по бережкам. Ну, такую картину я не могу пропустить. Качественно снимаю. И в таких случаях всегда вспоминаю свою промашку, когда много лет назад поехал побродить по реке ранней весной. На 23-м км Клепкинской трассы это было. А в руках у меня тогда аналоговая камера была. Вода уже днем и к вечеру выходила местами из-подо льда, а ночью быстро падала. В некоторых местах просто фантастические сооружения возникали из пластин тонкого льда. Обнаружил такое. Отснял, разумеется, с рук, без штатива. Да еще довольно быстро водя камерой. Фантастическую картинку никуда и не вклеивал – плохого качества!
Фото.26.
Фото.27. Удивительный желоб!
Забрался на коренной берег. Здесь то тропа, то старая дорога. В последние паводки река так поработала, что идешь вроде по тропе – по оставшейся одной колее. Вторая уже смыта. Вскоре интересное местечко встретил. Его 2 года назад здесь не было. Ровный широкий и глубокий желоб (Фот.27). Здесь организовалась, видимо, мощная протока. Сейчас здесь сухо. И красиво. Прямо чувствуется, какая мощная сила это делала!
Наконец вышел на галечные косы, где летом работает Гадлинский лицензионный участок. Знаю, что отсюда – минут 20 до поселка. Всё, здесь буду ставить точку. На часах – почти ровно 16 часов. На остановке мне надо оказаться в 17:55. Т.е. у меня на кострование поболее часа.
Фот.28.
Нашел залом. Быстро разогнал костер. Вода – из реки на сей раз. Теперь можно и осмотреться, и поснимать. И костер, и галечные просторы. Вспомнить рыбацкие походы именно в эти места в далекие 70-е годы. Где-то здесь тогда стоял древний чезеневый лес. Высоченные деревья. Дорога рыбацкая обязательно проходила через него. Под ним – яма. Место так и называлось – Гадлинская яма. Есть удивительные кинокадры, как мы всей семьей, тогда еще втроем, Юре было всего лет 6, приехали сюда, прошли лес и остановились выше него. Для Юры сделали защиту от ветра. Сидели у костра, кашеварили. Какая жалость – нет бы провести панораму по тем местам, но – нет, голова в этом направлении еще не работала!
Закипает вода. Официант, как всегда, подает чай, кофе! После маршрута особенно приятен кофеек сладкий. Горячий, но не обжигающий. Есть еще сыр, хлеб, конфеты. Вот в таких ситуациях много раз обращал внимание – радуешься буквально простым вещам. Даже просто хлебу с чаем. Но, чтобы напиться! Утолить жажду.
Фото.29.
И опять – накрывают воспоминания, перекрываемые мыслью – может быть всё это – в последний раз в жизни. То, с чем жил более 40 лет уйдет навсегда в историю? … Кстати, я кое-что наговорил на камеру еще там, на сопке. А еще наговорил лет 6 назад, будучи на реке Танон. Интересные мысли. Вдруг получится …
Фото.30.
Между тем солнышко подошло к горизонту, а потом совершенно неожиданно и нырнуло туда. Смеркается. Последние кадры, последние мысли. Оглядываю окружающий мир. Прощаюсь. Костер, зало́м, плес уходят навсегда вдаль временну́ю.
Фото.31.
Фото.32.
Подошел к мужику, что торчал весь этот час на плесе метрах в 300-х от меня. Думал, рыбачил. Нет. Рядом с ним большая пластиковая лодка с мощным мотором. И одновременно со мной к нему подъехал УАЗ-булка с тележкой для лодки. (как оказалось позже, именно на этой лодке Юра плавал на Ланковую).
Фото.33. Рыбацкие дороги в пойме Олы
Галечная дорога среди чезеневого молодняка … ну как, молодняка? Лет 10-15 ему. Перед уходом в поселок мне надо посетить последнее памятное место. Много-много событий здесь было. Вспомню малость. Коренной берег. Недалеко – поселок. Именно здесь много лет заканчивали мы свои сплавы. Здесь причаливали, сдувались, шли к поселковой остановке. Но вот уже года 3 русло реки развернулось, протока сюда закрылась. Нам даже с Александром не повезло – проскочили место этой протоки. Причалили гораздо ниже. Потом тащить рюкзаки и лодку пришлось значительно дальше.
Фото.34. Много лет назад здесь шла сильная протока
Фото.35.
Вот оно, это место. Такой же крутой берег. Но дно протоки сухое. Да и стало зарастать. Однажды с Юрой здесь причаливали. Мыли и укладывали в рюкзаки крупную мальму. Нас, как и других, удивил местный – протарахтел на трицикле по кочкарю и даже пересек глубокий ручей. Тогда еще такие средства были в новь. А один раз причаливали здесь по весеннему половодью. Мутная вода. Паводок еще не прошел. Мы с каким-то малым уловом были, от этого и скручивались грустно. А местный, без лодки, с тощим рюкзачком перешел на другую сторону и ну таскать крупняка мальмы у нас на глазах. Душа просто разрывалась! Но у нас – автобус!
Поклонился я этим местам. Всё! Ушло!
Уже капитально стемнело, хотя – 17:30, на зимнем времени мы. Прошел по дамбе, через поле. Встал в последний раз перед поселком, вспомнил 2 мощных чезении, что стояли на входе.
Вошел в поселок, оглянулся, постоял. 40 лет активной жизни в этих местах остались там, в полях.
Тут и собаки попробовали накинуться. Но наклонился за камнем – отскочили, знают.
Вот это да-а-а-а-а! Вот это удивили! Утром я не обратил внимание еще на одну особенность обстановки на остановке! Все вокруг сверкало разными огнями: стоит несколько искусственных деревьев, обвешанных светодиодными гирляндами. Ну, красиво! Но как-то дико все выглядит! В таком … дырявом месте и такие красоты. Надолго ли? Походил, полюбовался. Народ местный подтянулся к автобусу, тоже фотают.
Фот.36. Игровой комплекс
Фот.37. Вечерняя Гадля
15 минут прошли быстро. Подошла маршрутка. Из нее выползла просто куча народа (где помещались?). Страдают, конечно, они от такого автобусного обслуживания, которое все отмирает и отмирает! Думал, и на Олу много народа будет – всё-таки последний воскресный рейс. Нет, человек 5 нас было.
Последний раз мелькнули огни поселка. Дальше почти ровно 10 км – темень за окном. Меня ждал Ольский автовокзал.
Не знаю, можно ли, но порекомендую здесь – ищите в ютубе мою станицу по имени буйскихсевер. Там – много моих фильмов о путешествиях, интересных рыбалках в Магаданской области