автор Дмитров Александр
Долго будут помнить лесные жители Басковщины фестиваль Магадана, посвящённый семилетию Организации. Отгремели выстрелы, в прошлом весёлые песни и громкий смех. Но, как говориться, делу время, а потехе час. Что означает праздники – это хорошо, но надо физическую форму и необходимые навыки поддерживать на уровне. Именно поэтому 20 февраля произошло очередное заседание, а вернее сказать, забегание Добровольного Общества Любителей Бега, которое в простонародье именуется ДОЛБ. Хочу отметить, что подобные тренировки представителей Секты параллельно проходили в разных местах. И я попал в группу Глаза, а наш сбор получил лаконичное, и пугающее простого обывателя, название ДОЛБ-3.Теперь обо всём по порядку.
Менеджером был назначен Игорь Пузо. Было субботнее утро 20 февраля, стандартный последний вагон электрички, следующей в Осиповичском направлении. Наша небольшая группа из пяти человек (Пузатые опять соскочили) неторопливо ведёт разговоры про снарягу и предстоящие походы... Не скажу, что давно не ездил на электричках, но вот железнодорожных коммивояжёров давненько не встречал. За час езды наш вагон посетило сразу несколько. Экипированы они были по последнему слову техники. Пользуясь микрофонами, рекламировали свои мелкие товары, приписывали им чудодейственные свойства, а в конце применяли коронную фразу: «Цена дешевле, чем в магазине…» Вдобавок, уже перед нашим выходом один трубадур-гитарист исполнил красивым голосом: «Опять от меня сбежала последняя электрика…» Никто из нас не мог и подумать тогда, что эта песня может предвосхищать события и станет в этот день для нас роковой…
На станции Новое Село нас встретил Глаз с необходимым снаряжением, которое мы распихали по своим прогулочным рюкзакам. Долго раскачиваться не стали, сразу побежали. Замешкался один Пузо, принялся разводить Анатольевщину, мариновать ожиданием других, в отличии от всех остальных, переодевшихся заранее в электричке, стал это делать уже на перроне в том числе переобуваться на в свои доисторические кеды. Отбежав прилично, мы его немного подождали, а наш грозный командир сказал, что этот капуха его уже бесит. Но потом всё пошло по плану, никто сильно не отставал. Мне бежалось, относительно легко. Потому что я присутствовал на ДОЛБ-2, где в конце восьмикилометровой дистанции мне в голову лезли разные мысли, типа: «Зачем я одел такие тяжёлые берцы? Выкинуть или нет несчастный винтик, который случайно оказался в моём кармане? И когда же это кончится?» А я парень, можно сказать, очень спортивный!
Так вот, прошедшая по заснеженному лесу вылазка дала сильный толчок к возобновлению регулярных тренировок. Теперь у моего мозга, а он ещё тот лентяй, появилась сильная мотивация отправлять моё тело из тёплой квартиры на уличные пробежки, чтобы на треке чувствовать себя хорошо.
Наша группа бежала вдоль кромки поля, засеянном еще поздней осенью зеленеющей теперь без снега озимью. Было два градуса мороза. В неглубоких колеях лужи подернулись хрупким и ломким ледком. По правую руку за лесопосадкой было полотно железной дороги. Пробегая километр за километром, пейзаж сильно не менялся (поле было очень обширным). Разве что попались скирды золоченых тюков из соломы.
А еще чуть позднее встретилась нам мелиоративная канава, которую пришлось форсировать. При этом Глаз не стал дожидаться пока мы построим переправу из перегрызенных бобрами деревьев и решил её перепрыгнуть. Нога до берега допрыгнула, однако, край обвалился. Несчастный Глаз замок по колено одной ногой в воду.
Уже вскоре нам повстречались заброшенные промышленные сооружения бывшей торфоперегрузочной станции, рядом с которыми находилась такая же забытая трудовым людом вышка. Это был совершенно стандартный железнодорожный осветитель со снятым оборудованием. В визуальной близости таких было еще три или четыре. Для тренировок туристов-альпинистов объект очень подходящий.
Это и была наша промежуточная цель. Когда-то здесь перегружали торф из прибывающих с участков добычи узкоколейных вагонеток в стандартные железнодорожные вагоны. Глаз заинтриговал, что сегодня вступительной частью занятий будет осваивание козлового крана. К величайшему разочарованию и возмущению было обнаружено что кран находится в процессе демонтажных работ – его завалили на земь, и теперь это был лишь поверженный конгломерат массивных лапок, стоек, балок и перекрытий.
Нацепив альпинистское снаряжение, мы приступили к осваиванию маршрутов. И тут хочу отметить, что из вех присутствующих йа единственный не имел даже ознакомительного уровня в этом деле. Теоретическую часть упразднили до минимума. Учиться приходилось по ходу, и никто новичку много лекций не читал: показали – сразу делайсам. Быстро пришлось освоить пару узлов и разобраться, что такое «восьмёрка» и чем «кроль» отличается от «жюмара». Такой вот КМБ - курс молодого бойца-альпиниста. Чем-то мне это напомнило армию, и это очень символично, с учётом того, что эти слова я пишу 23 февраля. И просто обязан немного отклониться от повествования и поздравить защитников Отечества с этим праздником!
Условия путешествия были далеки от санаторных. Два градуса мороз не большой. Но едва поднимаешься метров на десять от земли, ветер начинает нещадно пронизывать своими всепроникающими щупальце! Небо сегодня было сплошь не то серым, не то лиловым. Сквозь однообразную и моногамную облачную ширму просвечивал круглый диск солнца, но было сумрачно и пасмурно. Даже иногда ветер сыпал на нас скупое снежное крошево.
Дмитрий Прокопенко вызвался лезть первым с нижней страховкой. Поднялись на вышку. Причем без использования лестницы, а снаружи по перекрытиям, что уже физически непросто. Скорость передвижения Глаз снизу императивно стимулировал не дозволенным для публикации лексиконом.
А там, в корзине осветительной мачты, ветер еще пуще. Он упруго находил порывами, весьма значительно раскачивал этого тридцатиметрового ржавого жирафа. Ощущение, что ты на зыбкой палубе корабля. Эта палуба к тому же еще и обледенела. Он, ветер, превратил уже нам привычные на земле -2°, наверное, в -7°.
Тут же стали подмерзать руки, ноги и открытые участки лица. Наши замёрзшие сопли только порадовали нашего сурового предводителя. Он даже с радостным злорадством отметил, что обстановка приближена к «боевой», в горах надо уметь действовать в любую погоду.
Но заниматься снаряжением лучше именно на собачьем холоде и ветру. После начали отрабатывать спуск по закрепленной сверху верёвке типа дюльфер. Малоопытных первый раз подстраховывали, выдавая (протравливая через тормозное устройство) сверху другую веревку.
Подойдя к краю платформы надо преодолеть страх, так сказать, задушить в себе инстинкт самосохранения, который тебе просто кричит: «Хозяин, ты что обалдел? Зачем тебе это нужно?..» Но ты берёшь себя в руки и шагаешь в эту бездну, показывая этим, кто здесь главный. Адреналин и радость от первого спуска, накрывает моментально! Это было похоже на состояние после прыжка с парашютом. Может потому что, вися на верёвке и не имея кроме неё прочих точек опоры, понимаешь, как мал ты в этом огромном мире, и что не над всем ты властен, а самое дорогое, что у тебя сейчас есть, твоя жизнь зависит от прочности этой верёвки…
Потом это было уже не так. Хотя был спуск где меня Андрей Бай нестандартно прицепил за страховочный ус, после чего на верёвке я понял, что в прошлый раз что-то было не так. И чувство беспомощности и паники начали собирается в наступление на мой разум, но я собрался и быстро приструнил их.
И отработал, как я думаю, для новичка неплохо. В общей сложности с разными методами страховки я спустился три раза. После тренировки индивидуальных спусков группа пару раз отработала спуск «пострадавшего». Пассивно подвешивали пушечное мясо и сдавали уже сверху.
После вышки мы расслабились и начали снимать обвязки, как Глаз придумал нам новую развлекуху. Мы поделились на две тройки. Требовалось идти этими тройками ажно до железной дороги. Но представить, что это не плоскость, а сложный рельеф. В качестве точек страховки и промежуточных точек опоры можно было использовать деревья, кусты, антропогенные предметы, но не чистое поле.
Для этого, выпуская лидера связки, требовалось распланировать его движение в пределах веревки. Последнюю выдавать и выбирать с учетом возможности срыва. Всё было по-взрослому: первый проходя дистанцию веревки должен был создать две промежуточные ИТО. Мы страховали друг друга, иногда кто-нибудь без предупреждения резко дёргал верёвку, проверяя как страхующий справляется со своими обязанностями.
Так же я познакомился с основными командами и сигналами при подобных переходах, и усвоил, что нельзя наступать на верёвку, потому что на моих ногах виртуально находились «кошки». Ах! Как отвратительно, если петли веревки укладываются небрежно и она закусывается. Или когда не за что застраховаться. Возмущению моему не было предела. Так получилось, что один раз страховаться пришлось за бетонный столбик. прямо на мусорке!
Железная дорога хоть медленно, но приближалась. С легким шуршанием за деревьями пробегала бывало голубая кишка электрички, или жужжа электромоторами тянул очередной лязгающий товарный состав электровоз ВЛ-80. Наша тройка немного замешкалась, т. к. нам досталась чуть меньшая по длине (на целых десять метров!) верёвка, что сказалась на скорости группы.
Но достигнув железки, мы распихали снарягу по рюкзакам и вернулись к старому доброму бегу. Следуя за нашим Глазом, мы преодолели еще километров семь. В условиях отсутствия воды и гипогликемии. Пересекли Руденск, устремились вдоль все той же железной дороги, и, пропетляв по дачным массивам, мы наконец очутились у крыльца легендарной Глазовской дачи, как раз начинало только-только темнеть.
Именно после такого насыщенного и трудного дня начинаешь ценить простые вещи. Переодевшись в сухую одежду и присев на стул, я ощутил, как устали мои ноги. После чего я взял пожевать со стола жаренную курицу – это просто блаженство! Дело в том, что на даче находились хорошо знакомые нам Паша и Ярик. Мы в долгу не остались, быстро скинулись и пополнили стол различной снедью.
Перекусив, начали разбирать снарягу. Тут же Глаз ознакомил меня со снаряжением необходимым мне в первую очередь. Так же он, стоя за трибуной, прочёл небольшую лекцию для всех, смысл, которой для меня свёлся к подведению итогов прошедшего тренировочного дня и громогласному: «БЫТЬ ДОЛБ-4!»
И мы бы вскоре разъехались, если бы Дима Прокопенко не вспомнил про анонсированный на сайте Магадана сюрприз от кружка «Прометей». За дело взялся Паша и вскоре ночную тишину нарушили взрывы шестилитровых бутылей. Которые при помощи нехитрого устройства для подачи искры и нескольких пшыков мужского дезодоранта показали нам, как при сгорании газа повышается давление и к чему оно может привести… В общем, все кто хотел взорвали свой бутыль, чем и остались довольны.
После продолжились душевные разговоры на различные темы от банальных до высших материй. Так хорошо засиделись, что пришлось быстрым шагом топать на электричку, которая, как ты дорогой читатель, уже догадался была последней на сегодня, и на которую мы на пару минут опоздали. Дело в том, что Глаз руководствовался расписанием на воскресенье (23.45), а родня, не поправила его: по субботам электричка идет в 23.34
И получилось, как в той песне: «Опять от меня сбежала последняя электричка…» Но мы по шпалам шагать не захотели, а по привычке вызвонили через Пашу его знакомого с бусом, который и развёз нас всех практически по домам.
Так завершился ДОЛБ 3. Побежали мы кстати больше, нежели в прошлые разы 11880 метров.