от Константин Минкевич Дата 22.05.2016
Категория: Велосипеды /велотуризм

Культура, мистика и велосипеды

 

 

 

Преамбула:

Давным-давно захотелось мне, Константину Минкевичу, устроить велопоход. И вот, оформил я анонс предстоящего мероприятия и стал ждать. Пришлось мероприятие аккурат на пик активности: на майские праздники, которые являются именно тем временем, когда всё оживает и подмерзшие за зиму туристы, всё еще зябко поеживаясь, выползают погреться на весеннее солнышко. В общем, вышло так, что почти все, кто записался или мог бы записаться в велопоход, записались в альтернативные мероприятия, коих на те же первые майские дни в магадане пришлось немалое количество.

В результате начинался поход с двух человек (автора этих строк и Тани Лазовской), причем половина состава дебютировала в качестве организатора походов, вторая половина – дебютировала в качестве участников. Это давало надежду на то, что поход будет нескучным. Так и вышло.

 

Амбула.

5 мая. 6.00. Минск, вокзал, электричка; затем в 8.40 дизель до Лиды и ранним (по моему убеждению) утром в 11.40 мы оказались в стартовой точке нашего культурно-образовательного маршрута. Первым наспех посещенным объектов стал Лидский замок, которому откровенно не повезло. Во-первых, он был слишком близко от вокзала, во-вторых, за его посещение изнутри надо было платить 30 000 старых рублей, в-третьих, ноги чесались начать наконец-то ехать на велосипеде. Посему, удостоив замок бесплатным взглядом от входа (учитывая, что внутри ничего не сохранилось, такого взгляда почти достаточно), мы поспешили покинуть город Лиду, оказавшуюся, к тому же, весьма недружелюбной к велосипедистам: обилие тротуаров и высоченных бордюров утомляет очень быстро. На заправке на выезде из Лиды началась мистическая часть нашего похода (впрочем, мы еще об этом не знали). Первым проявлением мистики оказалась полная невозможность приобрести в Гродненской области ее карту при обилии карт любых других мест земного шара и прочей вселенной.

 

Второй мистической деталью поездки оказался ветер в спину в первые два дня. Любой, кто когда-нибудь ездил на веловипеде, знает: ветер дует в лицо (изредка в лицо и сбоку), а дорога ведет в гору. Но на трассе М6 всё было иначе: ветер дул в спину, катиться было не легко, а очень легко и так мы незаметно добрались до Мурованки, где тут же посетили местную церковь, один из 2 сохранившихся в Беларуси образцов оборонительных церквей.

Затем нас ждала ночевка на озере вблизи дер. Халечино. Прокладывая маршрут, я не рассчитывал ни на что особенное: озеро и деревья есть да и ладно. Однако именно в этом месте в полной мере проявиласть мистическая составляющая нашего похода. На месте стоянки обнаружилась заброшенная деревня, рядом – произведение бобрового искусства, ночью – говорящие деревья. Таня Лазовская, которая еще вечером сумела произвести неизгладимое впечатление своим местом обитания в походе (самодельный гамак), поселилась на деревьях, вздумавших ночью (без ветра) поочередно скрипеть, переговариваясь друг с другом. Первоначально родилась версия, что деревья и изгнали жителей деревни из домов, впоследствии появилось и второе объяснение: души жителей переселились в деревья.

 

6.05. Желудок предварялся деревней Фарный Конец, в которой имеется замечательный памятник природы – Фарноконецкий валун, с еще более замечательной высеченной на нем надписью.

Сам ЖелудОк (а также Заря Коммунизма) оказался действительно интересным местом, сохранившим не только панскую усадьбу (впрочем, достаточно новую), но и прилагавшиеся к ней постройки для челяди, одна из которых до сих пор частично заселена. В отличие от Лиды здесь за 20 000 (за двух человек с двумя велосипедами) нам открыли двери и провели экскурсию по вполне еще сохранному зданию, которое в разное время успели облюбовать военные (оставив после себя звезду на потолке), разномастные гости (оставив после себя настенные надписи и рисунки), кинематографисты (оставив после себя обгоревшие двери, снесенные колонны и кое-какие разрушения поскромнее) и ласточки (оставляющие после себя гнезда). С последними сейчас начинают конкурировать новые собственники здания, грозящиеся его отреставрировать.

 

От Желудка мы промчались с десяток километров и оказались перед Липичанской пущей. Чуть ранее, в деревне Орле мы познакомились с неприметным поначалу местным пенсионером (говорил он, вероятно, на местном же наречии, в котором половина слогов звучит как «бу»), однако, когда он, не будучи оснащенным транспортным средством, спустя небольшое время догнал нас километрах в 3 от места знакомства, стало понятно, что мистика проложается.

Посетив мост через Неман и собственно саму реку, мы въехали в пущу. Дорога приобрела отчетливо более живописный характер. Подгоняемые попутным ветром (!) мы стремились на встречу с директором заказника, который встретил нас лично и лично же препроводил до места стоянки на реке Щара (пользуясь случаем, хочу отметить уровень сервиса). На стоянке к нам присоединилась Аня, у которой не получился вело-, но получился автопоход.

Ночь, само собой, не обошлась без мистики: в сумерках неподалеку обнаружился звук, который напоминал заблудившуюся козу, застрявшую в пакете муху и птицу (мнения присутствоваших разошлись) и, повторяясь многократно, не менялся.

7.05. Утро субботы предвещало существенное пополнение рядов: в ночь паровозом из Минска выехали Миша с Жанной, обещавшие быть в лагере к 7 утра, чуть позже навстречу нам из Слонима выезжали прибывшие туда машиной Сергей с Аленой. Рассудив, что новоприбывшие разбудят, будильник я не ставил. В 8.30 солнце засветило в палатку, выгнав меня на природу. Никаких признаком Миши или Жанны не наблюдалось. По телефону Миша поведал, что они благополучно прибыли в Мосты, но, пораженные красотой природы, двигаются со всеми остановками и прибыть в расположение лагеря не успели.

К их прибытию был подан завтрак. Затем мы выехали на маршрут, впервые заправились святой водой (в дальнейшем мы почти все время пили только святую воду) из кринички на берегу Щары, и двинулись по дороге до Деречина, где и произошла радостная встреча с Климовичами.

 

К Сынковичам (где находится вторая в Беларуси оборонительная церковь), преодолев почти 80 км пути и многие радости встречи, мы добрались уже вечером.

По церкви ходил невеселый поп, который обсуждал подробности ограбления (случившегося за неделю до нашего приезда) вверенной ему церкви с некими людьми в штатском, а затем печально лузгал семечки на церковный двор. Церковь однако оставила о себе самые благоприятные впечатления.

На ночь расположились в первом попавшемся лесном массиве у дороги. Это была самая массовая ночевка за весь поход – 7 человек. К сожалению, вышло так, что гитары не было, пришлось обойтись страшными рассказами о походах, что нисколько не умаляло веселого и бодрого духа присутствовавших.

8.05. Достаточно длинный перегон по Р99, на которой было непривычно много машин, и Жировичи, где девушки были приодеты в соответствии с местной модой (см. картинку), а народу было вообще очень много с нашей одичалой точки зрения. Мое мнение: Жировичи, как и Лидский замок, были необходимы «для галочки», но произвели наименьшее впечатление.

В деревне Партизановка удобно расположились на обед, который скрасили местные дети, в полном соответствии с названием населенного пункта игравшие в партизанскую войну. Играли явно на публику, поскольку ушли вместе с нами.

 

Через три километра мы с сожалением расстались с Мишей и Жанной, которых дела не отпустили из Минска больше, чем на 2 дня.

На пути в Ружаны мы решили искать не легкие, а живописные пути, пару раз едва не заехав не пойми куда.

Всё же в итоге удалось выбраться ко дворцу, который даже сейчас впечатляет. Впечатлила (в очередной раз) Таня. Все участники похода готовили сообщения о посещаемых объектах культурно-исторического наследия. Само собой, кто-то подготовился лучше, кто-то (в частности, к своему стыду, руководитель похода) – как-нибудь. Таня подготовила свиток с подробным изложением материала.

Заночевали на берегу оз. Паперня, отличавшегося плотным заселением берега и исключительно интенсивно пахнущей водой.

 

9.05. Праздник! Участники похода приняли скромное участие в параде в Ружанах, приобщившись, таким образом, к празднованию, а затем двинулись в сторону Коссова. Ехали, как и накануне, по дорогам более живописным, чем хорошим.

В Коссове (после пятой, кажется, церемонии прощания) Аня всё же отправилась домой. Первый раз она собралась уехать еще из Жировичей, но всякий раз удавалось ее убедить, что дальше будет еще интереснее.

Обедали пафосно: в ресторане с официанткой, бричкой и холодным пивом.

Ночевали в г. Белоозерске, который запомнился тремя озерами (нашли только одно), изобилием празднующей публики и комаров на озере и полноценной велодорожкой, отделенной и от проезжей части, и от тротуара (правда, длина ее менее километра, и начинается и заканчивается она, как и минская велодорога – ничем). Тихо и скромно отметили праздник и последнюю ночевку.

10.05. Расстались с Климовичами, которые отправились в Слоним за автомобилем (таким образом, за три дня они преодолели около 250 км) и опять вдвоем двинулись в направлении Березы. Единственным нереализованным пунктом программы стало посещение монастыря в Березе: пришлось выбирать между ним и прямой электричкой до Минска. Победила электричка, поскольку следующая была только через 6 часов. Зато остался повод вернуться.

 Резюме:

Велопоходам быть! Считаю, что все заявленные цели были достигнуты, выполнены и перевыполнены: мы отлично размялись (проехали 347 км), посетили массу интересных мест и, самое главное, отлично провели время в отличной компании. 

 Оставайтесь с нами!

Создать комментарий