Слава позвонил обогнавшему нас автопоезду. Водитель поинтересовался, почему мы путешествуем по ночам. Он вот, например, собирается ночевать в Омске. На вопрос, экспедиция ли мы, сообщили, что да, экспедиция, только без каких-либо целей и задач, важен лишь только процесс.
На подступах к Омску вздымались в небо трубы электростанции. Сейчас было принято решение ехать через город, есть объездная дорога длинною километров в пятьдесят, но пацифистко-финский пассажир предложил указать нам дорогу через сам Омск.
Левобережная часть города – сугубо спальные районы, более старая и интересная часть – это правый берег. Перед мостом через реку, хотели остановиться, но на левой обочине возникло неподвижное изваяние человека в форме ГАИ. Поехали дальше.
По мосту были проложены трамвайные пути, трамвай по которым уже давно не ходит, после того, как на левой стороне, построили подземный переход; его свод не выдерживал вес трамвая. Есть в Омске и еще мост – Метромост. Метро начали строить здесь еще с советских времен, но оно находится и по сей день в рудиментарном состоянии.
Остановились в конце моста, и вышли на воздух в теплую ночь. По обоим берегам на большую площадь раскинулись огни крупного города. Легкий ветер рябил темную воду и шумел в береговых кустах. На реке стояли бакены судоходной навигации, один из которых подмигивал желто-белым глазом.
Нашему Батону исключительно повезло. Он в своей молодости возил деньги, у следующего хозяина на нем просто катались по бездорожью (назначение его в этот период достоверно неизвестно). А потом его убили. А потом ему поменяли сердце и еще некоторые механизмы. Так он получил билет в новую жизнь. А сейчас он пересек большую реку, начинающуюся в полупустыне Казахстана и здесь уже расширившуюся до приличных размеров, название которой Иртыш. «…Не доедет ваш батон до Урала…». Ущербные люди. Едят, спят, работают на унитаз, словом, небо коптят, и смеют при этом еще рассуждать. Пусть сосут.
Центральные районы Омска выглядели достаточно презентабельно. Город оказался неожиданно для нас чистым, ухоженным и не ограниченным пережитками советской эпохи.
С попутчиком Колей мы распрощались. Он посоветовал с ним связаться, когда будем возвращаться через Екатеринбург. Обещал там все организовать, как нам будет нужно.
Поездка для меня проходила тяжело. Автопробеги, пожалуй, не станут основным профилем нашей организации. Здесь не нужно было ничего нести, здесь не нужно было махать веслом или крутить педали, не нужно было ставить палатки и собирать дрова. Из-за отсутствия физической усталости самочувствие было хуже, сон не крепок. Благо еще нужно было чинить батон. Но, ни в коем случае наша поездка не была скучной. Новое занятие придумал Сашенька.
- А кто будет, если поймают, платить штраф?
- Саша, ну кто, если поймают, будет платить штраф?!
Сашенька придумал проехать по Омску на крыше батона.
- А кто у нас полезет на крышу?
- А вот ты, Саша, и полезешь.
- Тогда, если остановят, я буду убегать, а вы кричите, что это заяц.
И тогда Сашенька залез на крышу. Было уговорено постучать, когда нужно остановиться.
Слава потихонечку тронулся, и мы поехали по одной из центральных, освещенных фонарями, улиц Омска. И ничего в этом не было не обычного, только в батоне нас сидело четверо, будто и путешествует нас четверо, и сотрудникам ГАИ можно сказать, что нас четверо, пока снаружи не послышались истошные крики: «Мединститут говно!!!»
Этот призыв Сашеньке уже случалось скандировать во многих городах, в том числе Европы.
Раздался стук в потолок. Стучали снаружи. Не иначе, как Сашенька. Остановились и поехали дальше уже все внутри машины. С крыши движущегося батона был снят фильм. Существенный недостаток фильма, что в кадр не попадает багажник и элементы крыши. Сашенька успокоил нас, что городов впереди еще, слава богу, много, и можно повторить немало дублей. Во время остановок машину пытался покинуть Сергей, и его пришлось отговаривать «чинить» глушитель именно сейчас.
С крыши Сашенька слез очень вовремя. Проехали мы совсем немного, как дорогу преградил полосатый жезл. Как оперативно работают. Стоило чуть-чуть пошалить, а они уже в курсе. Нет, не в курсе. Как-то обладатель жезла приветлив. Проверили документы.
- Страховочка есть?
- Есть (подтверждает несколько голосов с видимым удовольствием).
- Все у вас нормально?
- Все нормально.
- За рулем трезвые ездите?
- Ну, конечно, трезвые.
- Вы еще не видели, как мы на крыше умеем ездить (сказано Сашенькой в полголоса).
- Да тише ты. Услышит.
Из города выехали по GPS-навигатору без труда. Федеральная трасса «Байкал» бежала на Восток. Особенностью поездки было обилие желающих поводить. Так и сейчас – каждый готов был ехать, а кто был еще не совсем трезв – то подменить, когда будет нужно и можно…
В итоге разлеглись. Остались мы с Сашей. Дорога почти прямая и в темноте монотонная. Двигались со скоростью 65-70 километров в час. В батоне скорость воспринимается значительно быстрее, чем в легковой иномарке.
Видели страшную аварию. Две фуры столкнулись в лоб, но столкновение было краевое. Машина справа осталась на обочине и устояла на колесах. Левую, почти полностью сгоревшую, занесло далеко за пределы дороги и опрокинуло.
Постепенно начало светать. Точно также как и вчера, из-за горизонта вылез багровый солнечный диск. Сочувствующие были не довольны, что мало фотографий с природой. Останавливались и фотографировали рассвет. А поднявшись, солнце начало уже слепить.
200 километров проехал Менеджер и 90 Идеолог. Стало сказываться отсутствие сна. Разбудили другую бригаду ¬ Инженера и Электрика. Сами полезли спать. На трех смежных сидениях спал Максим (пеняя на клаустрофобию, редко залазил в «зимний сад»). Вибрация и гул от дощатого настила «зимнего сада» отдавала в ухо. Пришлось подложить куртку. За окном мчались березы, растущие пачками – несколько стволов из одного места. За желтой шторкой неторопливо переговаривались водитель и «механик».
В преддверии Новосибирска повстречали Славиного двойника. Он поджидал нас заранее в условленном месте. Познакомился с двойником Слава через сайт Одноклассники. Слава-2 не отличался от нашего ни фамилией, ни именем, да и внешне они были, если и не совсем одинаковые и пусть не совсем двойники, то, по крайней мере, любой сторонний бы сказал, что это родственники. Похожий на Славу дядька был только лет на двадцать его старше. Слава-2 сообщил, в Новосибирске всегда рады гостям, а двойникам, тем более путешествующим на батоне, и подавно.
План действий обсудили быстро. Выходило гладко. Оба Славы поехали впереди на серебристой и вместительной тайоте с правосторонним расположением руля, мы - следом. Сначала была многополосная магистраль с плотным движением транспорта разнообразного тоннажа. Далее мы были вовлечены в глубину города. Максим маневрировал на батоне по незнакомым улицам совершенно уверенно. Подавляющее большинство машин здесь – это японки с правосторонним расположением руля.
Остановились на небольшой улице. По одну сторону нежилые деревянные дома, с еще крепкими срубами, готовящиеся под снос, или под реставрацию. Сережа сообщил, что останется с батоном, с нами не поедет и тотчас вооружился крупной отверткой с рифленой зеленой рукояткой. Против машины находилось здание административного значения, относящееся к сфере просвещения, или сфере здоровья. Из здания вышла женщина бальзаковского возраста, элегантно скроенная и особенно улыбчивая. Наш УАЗ с передом, густо облепленным трупами мотыльков, на фоне ее стильной дорогой иномарки выглядел особенно контрастно и сильно ее заинтриговал.
- Вы, и правда в Магадан из Минска едете? -- - Да, правда.
- А у нас тут массаж делают…
Омск я полагал, что будет что-то в виде города «Красного Пояса». Совсем нет. А сегодня Дядя Слава нас возил по Новосибирску. Получили мы не то, чего ожидали. Не было мусора, состояние дорог было компенсировано. Хватало озеленения. Все в порядке с архитектурой. Вместо сплошных металлургических комбинатов и конвейеров обогатительных фабрик, тут были фонтаны и отмытые пылесосом тротуары. Башенные краны, стройки и реставрации – значит, в городе есть деньги. А нам через одного говорили, что за Уралом жизни нет. Жизнь здесь кипит, и у города есть свой шарм.
- Эта часовня и есть географический центр России. Это оперный театр. Это цирк, - объяснял нам Слава-2.
Останавливались. Решали вопросы с телефонной связью и интернетом. Меняли какие-то деньги. Поехали затем на набережную Оби. Не так давно здесь построили новый железнодорожный мост. Один пролет старого оставили в виде монумента. Несколько свадеб. На парапете набережной многочисленные навесные замки новобрачных.
Даже здесь в южной своей части Обь выглядела глобально. Хороший обзор вдаль вверх по течению. Несколько островов, речные суда. Кроме того погода способствовала обзору панорамных видов. Но мы ехали в Магадан и были поставлены в жесткие временные рамки. На подробные экскурсионные туры просто не хватало времени. Решили ехать быстрее за Сережей, пока он не разобрал генератор.
Батон стоял на своем месте. Из открытой двери торчала нижняя половина Сергея, разбирающего проводку. Дальше поехали в райцентр Н. Я оглядывался. Наш Батон смотрелся очень оригинально в городском потоке. А Максим за рулем и с бычком выглядел, как бирюк. Терялись, созванивались, находились.
Двойник Славы был человеком много работающим и энергичным. Умел себя преподнести и аккуратно похвастаться. Сообщал различные биографические сведения. Сначала мы заехали к шлагбауму военной базы. Сюда с его сыном Димой планировалось подъехать завтра утром на батоне. Пришел и сын Дима. Это был Андрюша Щемелев, но только с челочкой, в военной форме и говорил с характерным российским акцентом. Все остальное сходилось (у меня слишком много знакомых и любому я подберу аналога или похожего человека).
Прошло еще некоторое время. Мы вместе со своим батоном находились на территории гаражного товарищества. Появился мангал, уголь, бутылка, помидорчики. Следом шашлык и купаты (у нас просто колбаски). Смеркалось. Было безветренно и тихо. Угольный дым смешался с кулинарными ароматами и разносился далеко за пределы ближайших гаражей. Сначала слетелись комары, но они как-то потом поутихли. Подвыпили. Было душевно. Пришла жена «Андрюши Щемелева» с детьми – два маленьких мальчика. Детей, чтобы организовать досуг, закрыли в машине и поставили концерт ДДТ. ДДТ детям нравилось, и они не капризничали.
После гаражного товарищества ходили мыться. Мы с Максимом к Диме, а остальные к Славе. Потом собрались у Двойника Славы дома. Еще присутствовали и хозяйка – жена Славы и весьма похожая на нее дочка 27 лет – невысокая и сильного сложения блондинка, общительная и любящая животных. Были тут и две кошки небольших размеров. Одна молодая (год отроду), другая совсем старая – 17 лет – привезенная из Молдавии. Первая была общительно навязчивая, вторая замкнутая и скрытная. Даже пробовала шипеть. Снова был стол. Окружены мы были гиперопекой с некоторыми нотками сочувствия. Предлагали постирать вещи в стиральной машине. Но вещей у нас было валом и грязных и чистых и на все сезоны. Да если бы мы в этом нуждались!? Все это у нас есть. Мы от благ, напротив, бежим, на самом деле, чтобы отдохнуть от привычного уклада жизни.
Но западную Сибирь мы для себя, я вам скажу, по-новому открыли. Я представлял, что все будет более уныло и запущено. - Поддатый Слава с жаром рассказывал, как опасно ездить на плохих рессорах. Красноватый Механик Сережа внимательно слушал и поддакивал. По телевизору показывали очередной бандитский говносериал. Так я уснул.