от Глазков Леша Дата 06.09.2009
Категория: Минск-Магадан, 2009

15-ый день 5 сентября. «Корабль, Лишенный Управления»

Съезд на федеральную трассу Лена. Трасса в виде жесткого неширокого грейдера, проложенного на север в густом лесу. Едем на север. За рулем универсальный водитель. Всегда трезв. Едем потихонечку, на третьей передаче. После переизбытка событий экипаж астенизировался. Появились нотки раздражения. Субъективная оценка положения. Водитель едет в крутую горку. Темнота это скрашивает и уклон достоверно оценить нельзя. Толкования и предрассудки. Машина не тянет и нужно слить бензин (вернуться за новым можно только в Сковородку). Бензин разбавлен водой… Благо бензин не слили, хоть он тут и в самом деле не очень. Уж очень быстро засоряются топливные фильтры. А их мы уже ставим последовательно по два. Ночь прошла относительно спокойно. Если не считать, что по ходу движения самопроизвольно распахнулась задняя дверь. Водители, сменяя друг друга, вели Батон по жутко убитой грейдерной просеке, которую в России гордо именуют Федеральная трасса «Лена». Дорога постоянно виляла между сопок, порою взбираясь на них. Ландшафт постепенно менялся. Теперь сопки были покрыты невысокими зелеными лиственницами, с огненным оранжево-красным подлеском.

Река Холодникян. Прямо перед мостом – эстакада. Загнали Батон, чтобы проревизировать состояние под днищем. Сергей прочистил топливный отстойник, из которого полилась грязь с водой. Здесь я (Глаз) и проснулся.

Пасмурно, иногда выглядывает солнце. За рулем Глаз. На правой обочине стоит перекошенный КАМАЗ. Голосует женщина. Может, нужна помощь? Сто лет не нужны нам попутчики. Едем с таким перегрузом, какой встречал мало какой батон. На ладан дышим, но едем. - Ребята, подбросьте до Нерюнгри От неожиданности согласились. Женщина, лет пятидесяти, с восточными чертами лица, оказалась учительницей русского языка и литературы в школе. Профессиональная деформация отразилась на ее внешкольной жизни – она была очень говорлива, очень театрально рассказывала нам интересные и не очень моменты из жизни и быта в Якутии. Дорог была совершенно убитой. Педагог отвлекала. То расскажет про урановые рудники, или как вчера в лесу орал медведь. С попутчиком Слава был вынужден лежать в зимнем саду. Не тот у нас транспорт и не благотворительная у нас миссия. Но останавливались, чтобы помочь КамАЗу. Тайга и сопки. Ясно. Все просторно и глобально. Нет урбанизации. Потихонечку в полспидометра пересекли границу с Якутией. Есть тут шлагбаум и пост. Я ходил в будку. Проверяли документы. К нашей миссии отнеслись приветливо и пожали мне руку. Въезд в Якутию свалил на наши плечи еще проблему: оторвалась снова одна из лапок крепления заднего багажника. Вот напасть, опять ищи сварщика. Въехали в Нерюнгри. Сплавили тетю, которая порывалась в качестве гида поездить по городу. А на следующем перекрестке Батон встал. Жесть. Занимайте места в партере. Что же у них на этот раз сломалось. Ерунда какая. Все хорошо, но только не переключаются передачи. Нет, не ерунда. Наш корабль потерял управление. А какое нелепое место! Сразу за самым оживленным здесь перекрестком. Кто же у нас делал сцепление? А сцепление делали Глаз и Сережа с Глазовым тестем дядей Володей. И хорошо же сделали. Значит хорошо. Иначе бы 9000 не проехали. Глаз постелил коврик, взял ключ и полез под машину. Начал откручивать крышку. - Смотрите, чтобы батон только не покатился. Замасленная крышка, тяги и механизмы. Асфальт. Полоска света. Проезжают мимо машины. Четыре пары ног. Нет, пять пар. Еще подошел кто-то. Этот кто-то проезжал мимо и батон с логотипом «Охота В Беларуси» его заинтриговал, потому что этот человек сам был большой любитель охоты. Справился про особенности нашей охоты. И про нашу поломку. Пружинки выжимного подшипника на месте не было. Можно было просунуть палец и определить, что наружная обойма подшипника свободно болтается, словно жестянка. Наконец я вылез наружу. Незнакомец имел приятный, располагающий к компании, вид. Он деловито обещал сейчас «все наладить» и очень быстро «все наладил». Причем по своей инициативе и самым бескорыстным образом. Так обычно поступают благополучные и состоявшиеся люди, которые видят что-нибудь необычное и готовы при этом проявить участие. Батон из Минска с оригинальным дизайном и расцветкой здесь, в Якутском поселке Нерюнгри выглядел более, чем необычно. - Кто бы вы ни были. Но я вас, ребята, уважаю. Оказалось, что незнакомца звали Виктор, у него в Нерюнгри есть свой охотничий бизнес, пару машин и служебный гараж. Виктор быстро организовал нам помощь. Появился вызванный по телефону усатый среднестатистического вида дядька лет пятидесяти – Васильевич. Васильевич с виду был ушлый. Посоветовались, как лучше. Затем все, кроме Сашеньки и Славы, сели в его Жигули и поехали спереди, а батон с чудом включившейся первой передачей и не без перегазовок, следом. Впереди был светофор. Горел красный и расстояние сокращалось. Останавливаться Батону с неработающим сцеплением было нельзя. Он все приближался. Горел все еще красный. А останавливаться никак нельзя. Но нам везет. В последний момент включился зеленый. Все впятером и на двух машинах во главе с усатым и ушлым Васильевичем благополучно прибыли на территорию гаражного товарищества. Здесь была просторная площадка, росли сосны и лиственницы, с двух сторон возвышались примитивные пятиэтажки.

Как территория самого товарищества, так и прилежащий лесок были обильно загажены разнообразным бытовым и промышленным мусором. Васильевич открыл пустой гараж, предоставил в распоряжение все нужные для работы приспособления, а их имелось здесь немало. Сам же периодически отъезжал на своих жигулях по делам, периодически появлялся, заглядывая под машину и давая конструктивные советы. Сам по себе выжимной подшипник – это говно. Однако его замена – это целый процесс. Как говориться – мал золотник, да дорог. Эмоциональный и азартный, требующий терпения и немало физических сил.

Идеолог матерился нещадно. Так жестко завернули болты на карданных валах, что не хватало силы из открутить. На помощь пришел Старший Механик. Он в свою очередь изобрел специальный упор из обрезка арматурного прутка. Обрезок прутка соскочил и звонко ударил Председателя Кооператива по переносице. В глазах появились зеленые звездочки.
-  Бл%-%-дь!! Пусть тот, кто это зажал, сам теперь и раскручивает! – в сердцах раскричался, утративший терпение, Председатель.


Но дело потихонечку двигалось. Двигалось бы быстрее, да под машиной не хватало всем места.
Мы отсоединили карданы, расшплинтовали тяги, подперли брусками массивное сочленение коробки и раздатки и отсоединили их от двигателя и крепежа рамы.
 - Ну что, все отсоединили? - Под машину заглядывал парень помоложе нас, вылитый Вовка Катушкин, только с российской манерой разговаривать (то, че), и несколько менее мордатый. Звали Алексей – сотрудник Виктора и по рекомендации он больше всех здесь понимает в УАЗах, потому что сам несколько собрал и разобрал.
Пока все, что нужно раскручивали и отсоединяли, Сережа под руководством Васильевича варил на паяльной лампе  в солидоле  новый выжимной подшипник. Чтобы смазать старый мы с батей развальцовывали и завальцовывали обратно. А теперь он развальцевался сам и распался на отдельные составляющие. Максим в это время го готовил обед – варил на мусорке суп. Ему помогали двое детей, но дети были бестолковые, и доверить им костер никак было нельзя. Бродячая собака погрызла колбасу. Слава с Васильевичем съездили за новой порцией продуктов.
Обедали на бетонной плите с канализационным люком по центру. Небо хмурилось. Как бы не было дождя.
Не вижу необходимости описывать, как мы ставили выжимной, но кто менял его в батоне, знает каково это. Сережа разнервничался, что попали валом и подсоединили коробку, но забыли одеть пружинку (как в тот раз). Отсоединяли, одевали пружинку и опять попадали валом
 Когда все было готово и даже зашплинтованы тяги, среди ясного небо разразился гром. Вместе с начинающимся дождем выяснилось, что у нас разбит диск сцепления. Алексей его проверил отверткой только сейчас. Диск  деформировался. Это значило то, что всю работу придется переделать заново и снимать еще и корзину сцепления. Темнело, моросило. Батон с багажником не мог вместиться по высоте в гараж. Переноски не было. Сделать эту работу при свете фонарика? Уже закрыты магазины и негде купить новый диск сцеплении я. Ситуация была совсем плохая.
Ситуация разрешилась. От аккумулятора запитали какую то лампочку, а Васильевич предоставил в распоряжение диск сцепления, правда б.у. и вал от коробки, по которому ставить.
За работу принялись с новыми силами. Наш диск оказался и, правда, разбитым. Что причина и что следствие, выжимной или диск, уж пускай рассудят корифеи. Но мы все это при свете лампочки и фонариков заменили. Это тяжелая коллективная работа и пусть будет это нам плюсовым бонусом.
Все наиболее ответственные этапы выполнял Алексей (который не я). Установление и регулировка лапки, фиксирование корзины сцепления. Но все делали сообща. Попадали, зашплинтовывали, завинчивали. При соединении заднего кардана Сережа разволновался: механизмы, болты, гаечки и прочее – все было обильно замаслено и выскальзывало из рук. Сами мы  измазались, как свиньи. В дополнение ко всей этой грязи накрапывал дождь.


Потом занимались регулировкой. Потом без кожуха на пышущего жаром двигателя ездили в магазин за водкой на Батоне. Потом просто пили в гараже с Алексеем (Васильевича уже давно не было, но он звонил и справлялся). Тезка произвел на меня самое благоприятное впечатление. Простой, спокойный и бескорыстный, не хвастливый и общительный молодой человек 23 лет. Ему давно уже звонила негодующая жена. А между тем уже была полночь и при холодном люминесцентном свете мы пили в гараже. Кожух от нашего мотора и служил нам столом.


Поддатые, кроме универсального водителя, отвезли домой Алексея, выпили на посошок возле подъезда и двинулись в дальнейший путь. На всякий случай проверили навигаторы, все ли правильно. Сомнений в выборе дорог не возникало. Да нам было и не до дорог. Шли жаркие дебаты. Предметом разговора были  оценка нашей деятельности и анализ того, где мы преуспели, а где обосрались, спорили также о технической подготовке к путешествию на шишиге.
Оглядываясь на прожитое, могу сказать, что за полгода мы совершили  сильнейший рывок. Однако, по неопытности, недооценили влияние состояния машины на успех автопробега. Но энтузиазмом, просто пахотой, слаженностью и просто неплохо подобравшимся коллективом мы быстро наберем недостаток опыта.
Ночная дорога бежала нам навстречу. Звездно-туристический автопробег продолжался.
Теперь пускай оценит читающий, каково это  печатать и одновременно передвигаться по  Федеральной Трассе Лена пол Якутском в ночи, когда трясет так, что не попадают пальцы на клавиши и от вибрации рябит в глазах.     
 

Создать комментарий