Туристический рюкзак, или почему пиндосы не любят большие рюкзаки.

Осторожно, много букв!

1. Введение.

Всё, что написано в этой статье, не может являться руководством к действию и уж тем паче инструкцией по выбору рюкзака. Указанные мной степенные оценки материалам, конструкциям и существующим моделям изделий, равно как и фразы, похожие на советы, являются результатом личного опыта и написаны с предвзятым отношением.

При выборе рюкзака турист чаще всего в первую очередь оперирует такими параметрами, как вес и объём изделия. Также потенциальный покупатель может обратить внимание на материалы, использованные при пошиве; тут выбор невелик, но всё же есть. Безусловно, оказывает влияние громкое имя, степень доверия к производителю, качество пошива, цена. А вот геометрия и конструкция рюкзака часто даже не рассматривается, между тем, это важные факторы, влияющие на потребительские характеристики.

Что же, попробуем разобраться. 

Думаю, вы обращали внимание на огромные, шириной в три-пять сантиметров, молнии на некоторых городских рюкзаках. Также достойны упоминания и некоторые другие элементы фурнитуры – разнообразные кольца, петли, карабины непонятного назначения и зачастую вычурных форм. Часто такая фурнитура ставится на городские и школьные рюкзаки из эстетических соображений, иногда это выглядит оправданно, но может вызывать и недоумение. Однако мне встречались экспедиционные и даже альпинистские рюкзаки, выполненные с использованием неуместной в данном случае фурнитуры. 

Далее речь пойдёт в основном именно про туристические, экспедиционные и альпинистские рюкзаки. Деление на три вышеуказанные категории весьма условно, особенно это касается туристических и экспедиционных рюкзаков. Если не оговорено особо, то рассматриваются рюкзаки с клапаном и верхним доступом. На сегодняшний день производители выпускают, за редким исключением, универсальные модели, более-менее подходящие всем и для любых целей. Но универсальное – враг утилитарного. Так или иначе, рано или поздно, в арсенале активного туриста появляется несколько рюкзаков, и это неспроста.

Терминология

Будем считать туристическим рюкзак, предназначенный для продолжительных походов невысокой категории сложности в любых погодных условиях и на любой местности на большие расстояния с большим грузом.

Будем считать альпинистским рюкзак, предназначенный для непродолжительных походов и/или восхождений высокой категории сложности в трудных погодных условиях на небольшие расстояния.

Будем считать штурмовым рюкзак, предназначенный для непродолжительных восхождений высокой категории сложности в трудных погодных условиях в горной местности на небольшие расстояния с малым грузом.

Будем считать трёхдневным рюкзак, предназначенный для походов выходного дня на пересечённой местности в сложных погодных условиях, кроме зимних.

Будем считать водным рюкзак, предназначенный для непродолжительных походов высокой категории сложности в сложных погодных условиях (кроме зимних) на любой местности на небольшие расстояния с большим объёмом и массой груза. На маршруте грамотные водники рюкзак не используют. Чаще они используют гермомешки. Рюкзак используется только для подходов к маршруту, который, по сути, начинается со стапеля. В Беларуси существуют водники, которые с катамаранами делали горную пятёрку, чтобы подойти к стапелю, и я их знаю. Но это, скорее, исключение.

Спиной рюкзака будем называть ту сторону рюкзака, где крепится или должна крепится подвесная система.

Фасадом рюкзака будем называть противоположную спине внешнюю сторону рюкзака.

 

2. Геометрия и объём.

Человек без рюкзака стоит более-менее прямо, это его естественная поза, наиболее удобная и, в рассматриваемом контексте, наименее энергетически затратная. Рассмотрим систему «человек и рюкзак». Случай первый: рюкзак с грузом на плечах, и человек наклоняется чуть вперёд, - ведь центр тяжести системы не совпадает с центром тяжести человека. Случай второй: добавим в рюкзак груз, не изменяя габаритов рюкзака, и, чтобы сохранить устойчивость, человек ещё больше наклоняется вперёд. Происходит так потому, что проекция центра масс системы стремится покинуть пределы площади опоры, ограниченной ступнями, и человек наклоном спины возвращает его на место. Чем дальше центр масс системы от естественного, привычного центра массы человека, тем больше необходимо компенсировать равновесие наклоном, тем больше энергозатратность переноса рюкзака, тем больше рюкзак причиняет неудобств. Центр массы стоящего человека находится в нижней части живота, в зависимости от соматотипа может незначительно отклоняться по высоте, у мезоморфа – вверх, у эктоморфа – вниз. Со смещением центра масс системы «человек-рюкзак» относительно центра массы человека, казалось бы, всё более-менее прозрачно – чем меньше это смещение, тем лучше. В случае с выбором рюкзака малого объёма для небольших грузов геометрией рюкзака, и, следовательно, положением его центра массы чаще всего можно пренебречь. 

Однако при выборе рюкзака объёмного, предполагающего переноску тяжёлых грузов на значительные расстояния, необходимо выяснить оптимальную геометрию. Центр массы снаряжённого туристического рюкзака в любом случае будет смещать центр масс системы «человек-рюкзак» назад и вверх. Величина смещения определяется геометрией и неоднородностью заполнения рюкзака. Величину смещения по горизонтальной проекции можно регулировать укладкой содержимого рюкзака, размещая плотный груз ближе к спине; также она очевидно зависит от толщины рюкзака. С величиной смещения по вертикальной проекции всё не так просто. Исходя из устройства человека, простым распределением плотного груза в нижней части рюкзака мы не сможем добиться необходимого удобства. Казалось бы, при таком распределении груза центр массы системы имеет минимальное отклонение по вертикали от естественного положения центра массы человека, однако не будем забывать об устойчивости. Рассмотрим три случая: центр масс рюкзака находится вверху, центр масс рюкзака находится внизу, центр масс рюкзака занимает промежуточное положение. Во всех трёх случаях положение центра масс рюкзака по горизонтали одинаково. Рисунок очень схематичен (в некоторых случаях центр масс может располагаться вне тела, также при наклоне ноги человека сгибаются в суставах, отводя, скажем так, глютеус максимус назад), но общее представление, тем не менее, даёт верно.

В первом случае отклонение от естественной позы минимальное, однако при движении проекция центра масс системы в любом случае выходит за пределы площади опоры (это само свойство ходьбы), рычаг опрокидывающей силы максимален, следовательно, энергозатраты на поддержание такого положения тела также максимальны. Нельзя сказать, что такой способ совсем неприемлем – есть культуры, в которых перенос груза на голове является обыденностью, но турист, как правило, к ним не принадлежит и должным образом не тренирован, да и водится он обычно не на ровных дорогах. Также турист любит ходить быстро, а  в этом случае это связано с повышенной усталостью либо вовсе неудобно до невозможности.

Во втором случае центры масс человека и рюкзака максимально близки, но также максимален и угол, под которым необходимо согнуться для того, чтобы проекция центра масс системы не выходила за площадь опоры. Энергозатраты на перенос груза в этом случае даже выше, чем в первом.

Истина оказалась где-то посередине. Заметим, что зависимость угла, под которым сгибается человек, от высоты центра массы рюкзака нелинейная. Другими словами, в случае расположения центра массы рюкзака в его верхней половине, угол отклонения незначителен, при расположении же центра масс рюкзака в нижней половине, угол начинает резко возрастать с каждым сантиметром. Как показывает практика, оптимальным будет расположение центра массы рюкзака на уровне лопаток.

Чем тяжелее груз в рюкзаке, тем более ярко проявляются описанные эффекты.

Итак, удобный туристический рюкзак должен позволять укладку груза с тем расчётом, чтобы центр массы упакованного рюкзака располагался на уровне лопаток (вообще, учитывая наклон человека вперёд, можно сказать, что центр масс должен быть чуть выше лопаток, но величина тут крайне мала, мы ей пренебрежём). В общем случае это означает высоту рюкзака, равную удвоенному расстоянию от верха ягодиц до лопаток. Это, конечно, много, но работает в случае с совершенно однородным грузом. Мы же оперируем грузом неоднородным, и будем варьировать расположение центра массы путём грамотной укладки. Впрочем, если у вас есть удобный именно вам рюкзак промышленного производства, то с выдвинутым тубусом и наполненным клапаном с огромной вероятностью его высота будет равно вышеуказанной – производители в общем соблюдают принцип.

К высоте рюкзака вернёмся чуть позже, а сейчас определим ширину и толщину рюкзака. Центр массы рюкзака необходимо располагать ближе к спине, очевидно, такую возможность дают плоские рюкзаки. Однако, учитывая характер нашего туристического груза, до совсем малых величин толщину рюкзака сводить нельзя – нам всё-таки необходим объёмный рюкзак. Для получения максимального объёма при минимальной, но разумной, толщине будем использовать максимально широкий рюкзак. Ширина рюкзака будет ограничена для удобного использования шириной плеч, в таком случае рюкзак будет минимально цепляться за рельеф. Необходимо ещё снизить ширину рюкзака для возможности удобного использования рук. В итоге получается ширина рюкзака, равная ширине плеч за вычетом 5 сантиметров. Рюкзак при полной загрузке будет стремиться к сглаженной форме, насколько это возможно, следовательно, простейший рюкзак в плане должен представлять собой овал, однако ёмкость рюкзака не имеет жёстких стенок как минимум с трёх сторон, а вот с четвёртой стороны находится спина рюкзака, и тут необходимо обеспечить её прилегание к спине человека. Значит, практичный рюкзак будет представлять собой в плане овал, в котором одна из больших дуг заменена на прямую. На практике это означает толщину рюкзака равную половине ширины плеч. 

Вернёмся к высоте рюкзака. Заметим, что в общем случае пропорции человека поддаются систематизации и у большинства людей совпадают, поэтому для расчётов будем оперировать наиболее распространённым геометрическим параметром человека – его ростом. На практике это означает, что нам необходим рюкзак с высотой грузового мешка без учёта тубуса и клапана, меньшей роста человека в 2.5 раза. Производители габаритом высоты чаще всего указывают высоту с учётом клапана без учёта тубуса, значит, необходимо знать высоту тубуса и клапана. Высота тубуса очевидно находится в пределах от половины ширины рюкзака до полной его ширины, чаще всего это среднее значение. Высота клапана не будет превышать толщину рюкзака. Слишком много условностей, но мы выбираем рюкзак промышленного производства со многими неизвестными параметрами, и от условностей нам не избавиться.

Но получается, что всё-таки можно посчитать для себя габариты, а следовательно, и объём подходящего туристического рюкзака. К примеру, мои параметры в зависимости от времени суток и физического состояния таковы - рост 180-182 см, плечи 48-50. Получается, что мой туристический рюкзак должен иметь габариты 95-96 см (высота без тубуса 72-73  см, высота клапана до 23 см ) х 43-45 см (ширина) х 24-25 см (глубина, она же толщина). Высота тубуса будет около 30-35 см,  соответственно, учитывая форму мешка, полный объём будет варьироваться в пределах 90-120 литров. При равномерной загрузке и использовании тубуса именно такая геометрия будет наиболее подходящая мне, если главная задача – наибольший объём при максимальном удобстве. Параметры мои сильно приближены к среднестатистическим, именно поэтому мне подойдёт огромное множество рюкзаков из представленных на рынке. В данном случае рассматривалась оптимальная геометрия рюкзака объёмного, предполагающего переноску тяжёлых грузов на значительные расстояния. Данными расчётами можно пользоваться при выборе только туристического рюкзака. Слепо следовать такому принципу не стоит, если на самом деле нужен рюкзак меньшего объёма. Действительно, туризм бывает и в рамках двух-трёх выходных, а то и вовсе гламурный – в таком случае нам надо выбирать трёхдневный рюкзак, а к нему требования гораздо толерантнее. В конце концов, летом в ПВД можно сходить с школьным ранцем. Верно и следующее – если вас рюкзак вполне устраивает, но как-то выбивается из предложенных здесь расчётов по одному из параметров, его вполне можно рекомендовать к приобретению.

В случае с альпинистским рюкзаком ширина и высота рюкзака меньше, толщина же, как правило, соответствует туристическому.

Рюкзаки, представленные на рынке, имеют различную форму. Большинство из них имеют толщину меньше ширины, а ширину меньше высоты. Однако существуют рюкзаки, имеющие различную ширину и/или толщину в верхней, средней и нижней частях. И если для рюкзаков малых объёмов сложная форма мешка некритична, а для спортивных и городских скорее всего оправдана даже вычурная форма, то для туристических рюкзаков форма мешка требует рассмотрения.

В последнее время всё чаще можно встретить рюкзаки, расширяющиеся кверху. Такая геометрия обуславливает простую загрузку и выгрузку. Чаще всего такие рюкзаки предлагаются туристам-водникам, а потому имеют немаленькие объёмы, чаще всего в них отсутствует нижний доступ. В самом деле, из всех рюкзаков с верхней загрузкой рюкзак именно такой формы позволит наиболее комфортно упаковать шкуры и баллоны. Так как водный туризм – явление советское, а всяческие пиндосы до сих пор не понимают прелестей байдарок, то и грамотные туристические рюкзаки для водников бывают только отечественного производства, чаще всего, российского. Для использования в пешеходном туризме такие рюкзаки, безусловно, годятся, однако есть решение более адекватное.

Рюкзак с мешком прямой формы, в котором ширина и толщина постоянны по всей его высоте, имеет наибольший объём при заданных габаритах; такие рюкзаки удобнее любых других укладываются при транспортировке. Также в таких рюкзаках проще управлять положением центра масс при укладке. Интуитивно понятно, где находятся длинномеры, притороченные по бокам. В общем и целом, наиболее приятная форма мешка.

Существуют рюкзаки с расширением внизу; размер подклапанного входа в таких рюкзаках может быть значительно меньше размера рюкзака в среднем и нижнем сечении. Совершенно непонятно, какая цель преследуется при разработке такой формы. Упаковка и распаковка рюкзака затруднена, никаких выгод для эргономики не видно. Центр тяжести сложно разместить где-либо не внизу. Возможно, такие рюкзаки шьются для расширения ассортимента, как правило, над их эстетикой работают чуть тщательней; такие рюкзаки обычно выглядят на неискушённый взгляд очень профессионально и как-то украшены иногда излишней и даже неуместной фурнитурой. Иногда производители понимают, что они творят, и дополняют неудобный вход фронтальным или боковым доступом.

Есть рюкзаки более сложных форм, например, с сужением в средней части или с горбом сверху. Такие рюкзаки шьются по сложным лекалам, отходов в производстве много, для придания пущей крутости и/или брутальности на изделие ставят дорогую ненужную фурнитуру и множество никогда не задействуемых точек крепления, снимается рекламный ролик и печатается макулатура. Изделие получается красивое, дорогое и неудобное.

Радует то, что на постсоветский рынок в последнее время стали поступать рюкзаки больших объёмов от западных производителей. Ещё каких-то десять лет назад предельным для западного рюкзака был объём в 70 литров. Конечно, единичные исключения были, но абсолютное количество таких рюкзаков было ничтожно. В то же время постсоветская промышленность вполне себе уже отшивала рюкзаки объёмом до 130 литров. Связано это с тем, что только у нас возможен многодневный автономный туризм, и только наши люди способны добровольно им заниматься. Есть, как всегда, исключения. Как-то в Карпатах мы встретили чехов. Они были очень дружелюбные и весёлые, не знали русского языка, но один из них знал украинский. Так или иначе, общение шло активно, и мы задали вопрос, мол, почему вы выбрали Карпаты, у вас же рядом эвон какие Татры или, как их, Альпы. Оказалось, что там давно уже всё цивилизованно, костры не жгут, ходят по дорожкам (а иной раз – только по настилам!), под ёлкой дристать нельзя, спать позволяется только в оборудованных кемпингах, а тянет же таки к природе! В целом, туризм на Западе – это то, что у нас называется радиалкой или ПВД, в общем, красиво, но не душевно; всё, что сложнее – это у них уже экспедиция со всеми вытекающими; лыжный туризм отсутствует в принципе. А вот альпинизм на Западе развит очень серьезно. Получается, что массовый туристический рюкзак большого объёма у них никогда не был актуален. Альпинистские и штурмовые – да, спортивные и трёхдневные – ещё бы, туристические – нет. Первые (да и многие актуальные сегодня) западные туристические рюкзаки представляли (да и представляют) собой просто увеличенные альпинистские со всем их наследием. Часто они чересчур узкие и высокие, с излишними точками крепления, усилениями в неверных местах, со сложной подвесной системой, с несколькими отделениями, и очень тяжёлые. Будьте внимательны при выборе!

 

3. Конструкция.

 Есть элементы, свойственные всем рюкзакам в равной мере. Рюкзак любой конструкции может иметь дополнительные карманы, съёмный пояс, плавающий клапан или крышку на молнии, дополнительные доступы к содержимому. Хорошо, если туристический рюкзак позволяет использовать его на ночёвках как футляр для ног для дополнительного утепления, либо как дополнительную подстилку.

Все рюкзаки для активного отдыха, за исключением разве что трёхдневного и легкоходного, должны иметь по возможности замкнутые линии силового контура.

Туристический рюкзак должен быть крепким, это сомнений не вызывает. Можно рюкзак выполнить из добротной крепкой ткани, однако масса его неоправданно возрастёт. Кроме того, нагрузка на неизбежные швы всё равно останется прежней. Для распределения нагрузок и возможности использования лёгких тканей используются стропы, из них же формируется силовой каркас. В таком случае большинство нагрузок будет испытывать именно силовой каркас из строп, а рюкзак без потери надёжности можно сделать хоть пачворком. Стоит обратить внимание, на какие участки в рюкзаке будут приходится нагрузки от внешней навески; при наличии нижнего входа необходимо проследить, каким образом разгружается молния входа; также надо проследить за тем, чтобы в рюкзаке стропы были пришиты к стропам, а не вшиты просто в шов, что встречается нередко. В зависимости от геометрических параметров рюкзака силовой контур должен иметь как минимум два горизонтальных и два вертикальных кольца из строп. Вынужденные разрывы колец (нижний и верхние входы, боковая навеска) выполняются с помощью фастексов или самосбросов. При выборе рюкзака следует обратить внимание на спину рюкзака, в некоторых рюкзаках контур там прерывается и весь его смысл теряется. Но и это не всё – желательно, чтобы подвесная система рюкзака была включена в силовой контур. Иногда вся система формирования спины является частью силовой схемы, это лучший вариант. Следует сказать, что полностью замкнутый силовой контур реализован в очень немногих рюкзаках (из фабричных я видел только один, знаю о существовании ещё нескольких), поэтому повышенные нагрузки на ткань имеют место, тут следует обращать внимание на швы, закрепки и проблемные места.

Часто при выборе рюкзака нам попадается слово «анатомический». Анатомический поясной ремень, анатомические лямки, анатомическая спина. 

Анатомические лямки, они же лямки S-образной формы. В рюкзаке лямки пришиты обычно ближе к центру, это необходимость, в любом другом случае лямки на плече держаться не будут. Однако при переносе тяжёлого груза прямые лямки будут в любом случае перекручены, будут давить на плечо своим краем, либо давить на шею. Ситуацию спасают S-образные лямки, устроенные таким образом, что лямка-стропа распределяет нагрузку на должным образом профилированную прокладку. В случае с прокладкой нормальной жёсткости, позволительна обычная неширокая стропа. Лучше, если такая лямка лежит на плече совершенно прямо по ходу движения. Чаще всего на рюкзаках с такими лямками присутствуют противооткиды. Смысл в противооткидах, безусловно, есть – они в какой-то мере держат лямку в нужном положении на плече, а в плохих рюкзаках слегка нивелируют ошибки геометрии, позволяя фиксировать мешок в нужном положении. В очень хороших и подходящих вам рюкзаках, если рюкзак уложен адекватно, противооткидами можно не пользоваться, и потерь в эргономике не будет. В спортивных и трёхдневных рюкзаках S-образные лямки необязательны, но желательна широкая стропа.

Анатомический поясной ремень. Вот тут я не вижу разницы в «анатомическом» ремне и обычной широкой стропе, разве что при переноске рюкзака на голом теле, и то только потому, что в «анатомическом» присутствует какая-никакая подушка. Доводилось ходить под рюкзаками самых разных конструкций, никаких плюсов ремня с подушкой я не ощутил ни разу. Вся анатомичность пояса обычно заключается в профилировании прокладки под конус, причём изделия с большим углом называют женскими. На самом деле, тут важна только высота крепления пояса и его ширина, остальное – реклама. В некоторых случаях «анатомический» пояс снабжают дополнительными стропами-регулировками угла наклона по вертикали. Эта функция может быть полезна, но крайне редко, и никогда - обязательно. При подходе к Казбеку мы шли длинные кулуары, и шли их рачмя. Пояс неудобств не доставлял, конечно, но всё же слегка, абсолютно некритично, давил краем. Я потратил меньше минуты на настройку рюкзака, и маленькое неудобство исчезло. Замечу, что не будь такой настройки в рюкзаке – ничего бы я не потерял. Скажу больше, на следующем кулуаре мне вообще было лень что-то настраивать, и я делать этого не стал. В общем, особой разницы между простым прямым широким поясом и «анатомическим» нет. Если рюкзак планируется использовать с большим грузом в жарком климате – желательна какая-то подушка, чтобы ремень не натирал через один слой одежды, но усердствовать в выборе толстой и крутой прокладки всё же не стоит. Обычно прокладка-подушка на поясе и на лямках в рюкзаке аналогичны. Чем толще пояс, тем толще подушка на спине рюкзака, тут необходима одинаковая их толщина, чтобы рюкзак сидел прямо. Чем толще подвесная система – тем дальше от спины человека центр тяжести рюкзака. Удобные жёсткие и полужёсткие рюкзаки с регулируемой подвесной системой вынужденно имеют подушки на спине (они скрывают узлы настройки от соприкосновения со спиной человека), и соответственно, подушки-прокладки на поясе. Бескаркасные рюкзаки могут иметь тонкую прокладку на поясе и соответствующую на лямках и спине. Чаще всего на рюкзаке с регулируемым подвесом поясной ремень делают съёмным. Следует сделать оговорку – смысл в съёмном поясном ремне в случае с туристическим рюкзаком можно найти  всегда, но производители пренебрегают возможностью расширения функционала рюкзака за счёт съёмного поясного ремня. К примеру, при должном уровне унификации, один поясной ремень можно было бы использовать для различных рюкзаков (хотя бы в рамках модельного ряда) и даже предлагать как опцию. Могли бы существовать пояса различной конфигурации. При должном внимании производителя также возможно было бы использование съёмного поясного ремня совместно со съёмным клапаном для создания поясной сумки для радиальных выходов. Данные возможности в полной мере иногда используют только производители тактических ранцев и рюкзаков, в которых широко используется принцип модульности. В конструировании тактических рюкзаков существуют общепризнанные стандарты, что и обеспечивает высокую степень унификации (к примеру, система MOLLE).

Анатомическая спина. Это спина рюкзака, система формирования которой имеет заданную производителем конфигурацию, которая, по рекламным заверениям, абсолютно идеально соответствует анатомии человека. Другими словами, производители тщательно изучили анатомию сферического человека и сделали под него идеальный рюкзак с «анатомической» спиной. Рюкзак с такой спиной нужен, по всей видимости, в следующей ситуации: сферический человек всё время под рюкзаком стоит, а если всё-таки идёт, то размеренно и выпрямившись в полный рост. Нам остаётся всего лишь выяснить параметры сферического человека и как-то модифицировать аппарат Елизарова, чтобы начать постепенно соответствовать идеальным параметрам. Тем не менее, один и тот же рюкзак с «анатомической» спиной имеет множество регулировок и подходит людям разного роста и комплекции. Как это происходит – ума не приложу. А уж какие механизмы задействуются в такой спине рюкзака при буреломинге или кулуаринге – и вовсе непонятно. Возможно, маркетинг и реклама? На самом деле, достаточно обычной плоской спины, всё остальное – от лукавого.

Отдельно отмечу так называемую грудную стяжку – производители ставят её практически на все модели (причём часто в несъёмном исполнении), и если в мультиспортивных рюкзаках она оправдана, и её назначение понятно, то в туристических рюкзаках она просто вредна. Если вы не можете обойтись без грудной стяжки на туристическом рюкзаке, это говорит о том, что вы неверно отрегулировали подвес, либо о том, что данный рюкзак вам не подходит. При правильном подвесе грудная стяжка не выполняет никакой функции, разве что лишняя точка крепления фотоаппарата, иногда может даже мешать.

 

Бескаркасная конструкция

Рюкзак такой конструкции чаще всего представляет собой грузовой мешок с лямками, пришитыми в трёх либо четырёх точках, и опционально – с грузовым ремнём. Объём может быть каким угодно. Как правило, большинство бескаркасных выпускаемых промышленно рюкзаков позиционируются как городские (малые объёмы, 12-40 л.), спортивные (3-20 л.), рыбацкие (30-50 л.) и охотничьи (40 – 120 л.). Расцветка и материал подбираются соответственно назначению. Понятно, что спортивный рюкзак должен быть ярким и блестящим, охотничий – спокойных тонов или даже камуфлированный, выполненный из нешуршащей прочной ткани.

Такие рюкзаки, как правило, не имеют регулируемой по высоте системы подвеса. Однако и цели использования не предполагают обязательного наличия таких настроек. Спортивный рюкзак нагрузить до неудобства можно только гантелями, а рыбацкий и охотничий рюкзаки вряд ли кто-то планирует использовать на многодневном длинном переходе. Бескаркасная конструкция имеет неоспоримое преимущество по массе. Явное преимущество имеется и по габаритам сложенного изделия. Существуют и туристические бескаркасные рюкзаки.

При определённых навыках укладки туристического рюкзака такой конструкции можно добиться большего удобства использования, чем с рюкзаком любой другой конструкции, так что на них определённо стоит обратить внимание. Конечно, многое зависит от характера груза. Другое дело, что из-за отсутствия регулировок такой рюкзак подойдёт не всем, и тут надо быть очень внимательным при выборе. При заброске на речку Збручь я нёс двухместную байдарку, переделанную из «Салюта». Байдарка полностью, со шкурой, вёслами, костями была упакована в бескаркасный рюкзак-конверт. Несмотря на кажущуюся монструозность и характер содержимого рюкзак не доставлял неудобств, за исключением обусловленных высотой и шириной  рюкзака (но в данном случае – ничего не поделаешь). К спине была уложена шкура байдарки – ровная и твёрдая плоская скрутка из ПВХ.

Рюкзаки бескаркасной конструкции требуют тщательной укладки. На самом деле каркас необходим любому туристическому рюкзаку, и в данном случае грамотно распределённое содержимое придаст нужную форму как рюкзаку в целом, так и его спине в частности, и будет служить каркасом. Я ещё не видел должным образом уложенного и затянутого рюкзака, который менял бы форму сколько-нибудь значимым образом. Это единственная конструкция рюкзака, которая предполагает оправданное использование туристического коврика-каремата, уложенного по кругу внутри грузового мешка, и даже больше – в таком рюкзаке позволительно уложить сложенный гармошкой коврик вдоль спины. При толщине коврика 8 мм толщина гармошки будет 40 мм (пять слоёв) или 48 мм (шесть слоёв), что сравнимо с толщиной регулируемой подвесной системы рюкзаков, имеющих каркас. Вполне можно экспериментировать и иметь составной коврик и располагать часть его вдоль спины, часть – вдоль фасада или снаружи. Грамотный турист-пешеход всё же предпочтёт спрятать всё внутрь мешка, и приобретёт рюкзак с учётом объёма, необходимого для коврика. Следует помнить, что при укладке коврика кругом объём грузового пространства уменьшается на величину, превосходящую объём коврика в два-четыре раза (меньше для прямых форм, в большей степени для сложных форм мешка). Практика показывает именно такие цифры, причём для рюкзаков всех типовых конструкций. Коврик размером 1800х600х8 имеет объём 8,5 литров. На Алтае перед выходом на маршрут наша группа закупила продукты, и упаковать свою часть продуктов в рюкзак я, конечно, смог, но при этом тубус рюкзака был выдвинут полностью, до такой степени, что не затягивался. Для того, чтобы застегнуть рюкзак, в этом случае пришлось бы раздавить хрупкие галеты-печенья. Сжимать продукты в труху не хотелось, поэтому я вынул коврик из рюкзака и подвесил его снаружи. В рюкзак без использования пространства тубуса поместилось всё. Итог – коврик отнимал у меня в рюкзаке объёма в два раза больше, чем занимает сам, несмотря на то, что сложен был гармошкой у фасада. При первой же возможности коврик я, конечно, вернул в рюкзак. Почему коврик занимает столько объёма, я догадываюсь только интуитивно.

Если коврик-каремат отсутствует, принцип укладки становится очень индивидуален и достаточно сложен. Необходимо добиться ровной поверхности спины рюкзака, особенно в области поясницы и лопаток, причём эта поверхность совсем необязательно должна быть мягкой. В Карпатах я две недели вполне комфортно на пояснице носил прямоугольную сковороду-противень. Впрочем, это было давно, я имел больший запас прочности и совершенно не страдал от отсутствия «анатомической» спинки у рюкзака.

 

Жёсткая (полужёсткая) конструкция

Отличается от бескаркасного рюкзака повышенной жёсткостью спины. Добиваются этого разными путями. Самый простой путь – введение в конструкцию спины рюкзака одной или нескольких пластин (лат) жёсткого материала, чаще всего пластика и/или вспенённого полимера. Так получают полужёсткие рюкзаки. Чуть сложнее конструкция с использованием металлического профиля (чаще полос) или труб. Эти рюкзаки назовём жёсткими. Такая конструкция даёт возможность использования регулируемых подвесных систем, чем и пользуются производители. Большинство туристических рюкзаков на рынке имеют именно такую конструкцию. Обычно регулировки сводятся к возможности изменения высоты точки крепления лямок. Реже можно встретить возможность изменения угла наклона пояса. Системы подвеса у различных производителей часто называются по-разному, могут иметь названием аббревиатуры или сложносоставные слова с использованием таких приставок, как, например, «active», «super», «ultra». Некоторые производители утверждают, что данная система подвеса лучшая на свете, инновационная и вообще технологии завтрашнего дня (обычно присутствует картинка, доходчиво объясняющая все блага), а некоторые туристы им верят. Однако всё это многообразие можно разделить на две категории.

Категория первая – подвес с плавной регулировкой - используется в основном на рюкзаках с жёсткими латами или профилем. Высота точки крепления лямок к рюкзаку регулируется изменением длины стропы, которой она присоединена к латам или профилю. Могут быть раздельные регулировки для каждой из лямок. Такая система позволяет плавно настроить высоту крепления лямок, но требовательна к качеству лат. Также часто в этом случае не получится при необходимости из жёсткого рюкзака сделать мягкий.

Категория вторая – подвес с дискретной регулировкой. В основном используется в полужёстких рюкзаках, к жёсткости системы формирования спины совершенно лояльны, так как от наличия лат не зависит вообще. Лямки крепятся с помощью застёжки Velcro внахлёст на горизонтальных стропах.

Подавляющее большинство регулируемых подвесных систем относятся к одной из этих категорий. Все отличия между системами в рамках одной категории сводятся к наличию дополнительных подушек, их конфигурации и форме. Реже добавляется определённым образом профилированная спина. Подвесы с плавной регулировкой в большинстве толще подвесов с дискретной регулировкой. Большее распространение получили дискретные подвесы, несмотря на это, поломок такой системы я не встречал ни разу, в отличие от системы с плавной регулировкой.

В теории регулируемый подвес излишен и не нужен, если вы собираетесь пользоваться рюкзаком единолично. Однако производители, за редким исключением, не дают нам выбора. В итоге, приобретая рюкзак, мы более-менее настраиваем его под себя и уже не возвращаемся к настройкам. Если рюкзаки приобретаются для нужд клуба или какой-либо иной организации, или, к примеру, муж жене приобретает рюкзак, но собирается и сам им пользоваться, тогда регулируемый подвес полностью оправдывает своё назначение. 

Повторюсь, есть исключения, в основном на североамериканском рынке, где лямки одной и той же модели рюкзака шьются по широкой размерной линейке, то есть, существуют рюкзаки размеров S, M, L и промежуточных (или, по крайней мере, присутствуют размеры small и regular) для людей различной комплекции. Европейские, российские и азиатские производители предпочитают выпускать рюкзаки с регулировками подвеса. Конечно, причины такого явления прозрачны и понятны, производитель имеет меньше рисков с продажами. Но на сегодняшний день, интерполируя ситуацию с рюкзаками на, к примеру, одежду, мы бы получили знатный нелепый анорак с множеством регулируемых застёжек, петлей, строп, подходящий подавляющему количеству людей. Но та же ситуация с рюкзаками никого не удивляет – другого мы не знаем.

Рюкзак с пластиной можно использовать на ночёвках как дополнительный коврик. В некоторых условиях можно отказаться от полноценного коврика и пользоваться обрезанным карематом либо укороченным самонадувающимся ковриком, подкладывая под ноги пустой рюкзак. В некоторых моделях предусмотрено использование самой пластины как дополнительной подстилки; в таких моделях обеспечено её лёгкое снятие и установка.

Основная функция пластины – снивелировать неоднородность груза в мешке и распределить напряжённость в точке на большую площадь. Рюкзаки жёсткой конструкции в большинстве своём лояльны к беспорядочной загрузке. Однако, помня о центре масс системы «человек-рюкзак», мы будем поступать грамотно.

Самый удобный рюкзак, который я носил, был полужёсткой конструкции без регулировок подвесной системы. Это был простой прямой мешок с несъёмной пластиной из вспенённого полимера в спине, со средней жёсткости лямками. Несъёмный пояс был крайне удобен. Просто этот рюкзак мне подошёл. Около двух лет я достаточно активно его использовал, затем мне пришлось с ним расстаться. Ничего более удобного мне носить не доводилось. Эстетика рюкзака была не на высоте, чего не скажешь об эргономике. Марку рюкзака не знаю, может, китайского производства, может, белорусского; он был очень  лёгкий, прочный,  удобный и некрасивый.

 

Натянутая сетка

Частный случай жесткого рюкзака, однако по ряду признаков такие рюкзаки можно отнести в отдельную категорию.

 

Станок 

 

4. Вес рюкзака. 

Понятно, что при рассмотрении только одной этой характеристики, чем меньше – тем лучше. Однако существует определённый предел снижения веса, обусловленный, в первую очередь, материалами и конструкцией рюкзака, во вторую – целью использования, в третью - ценой. 

Понятно, что более прочная ткань тяжелее менее прочной ткани того же вида. Также существуют технологии, значительно повышающие пользовательские характеристики ткани при незначительном увеличении веса, к примеру, пропитывание ткани специальными веществами, напыление плёнок, вплетение в структуру ткани усиливающего корда.

Рюкзак может представлять собой мешок или баул с лямками. Рюкзак может иметь жёсткий каркас, сложную универсальную подвесную систему, множество вспомогательных точек крепления груза, дополнительные карманы, питьевую систему, разводку проводов для рации/плейера и даже встроенный стул. Понятно, что чем проще конструкция рюкзака, тем меньше вес.

Нельзя сказать однозначно, не зная целей использования рюкзака, какое сочетание материалов и конструкции будет оптимально с учётом требования минимального веса. Спелеологи вполне удовлетворены крепким баулом из тяжёлой, но прочной и водонепроницаемой ткани. Легкоходы могут обойтись вещмешком, выполненным из по возможности наиболее лёгких, и, как следствие, непрочных материалов. Людям, переносящим негабаритные грузы, подходят только станковые рюкзаки с возможностью отсоединения основного мешка, - такие рюкзаки-станки, как правило, довольно тяжелы. А ведь есть ещё функциональные рюкзаки (рюкзаки-кофры, рюкзаки-холодильники, рюкзаки для переноски детей), и в таких рюкзаках экономить вес просто не на чем, и даже больше – зачастую именно более тяжёлый рюкзак будет удобнее в эксплуатации, и будет лучше выполнять целевую функцию. Для примера приведу терморюкзак – при прочих равных лучше держать температуру будет тот, в котором использовано большее, но разумное количество термоизоляции.

Есть описания высокотехнологичных рюкзаков, созданных с использованием передовых и даже экспериментальных материалов; такие рюкзаки могут также иметь непривычную геометрию. Как правило, такие изделия имеют очень хорошие показатели по массе, но весьма дороги и труднодоступны. Обычно русскоязычный пользователь увидеть такую продукцию не имеет возможности.

Не будем забывать, что сам по себе вес рюкзака – величина хоть и абсолютная, но не дающая нам представления о том, насколько такой рюкзак будет удобнее и менее энергозатратен при использовании, и актуальность данного утверждения возрастает с увеличением массы переносимого груза. Другими словами, вполне возможно, что человек с рюкзаком массой 2 кг и грузом массой 20 кг устанет на маршруте меньше, чем с рюкзаком иной конструкции и массой 1 кг с тем же грузом в тех же условиях. При выборе трёхдневного рюкзака, подразумевая максимальный вес груза в 7-10 кг, имеет смысл приоритетом иметь массу изделия, и выбрать из ряда лёгких более подходящий конструктивно; при выборе туристического рюкзака необходимо обращать внимание в первую очередь на конструкцию, и выбрать из подходящих конструктивно более лёгкий.

Тенденция снижения массы рюкзака должна существовать лишь до тех пор, пока она не противоречит основной функции. Эксперименты в этой области полностью оправданы только для думающих легкоходов и людей с ограниченными возможностями; замечу, что часто вторые становятся первыми. 

 

5. Дополнительные точки крепления.

 

6. Материалы.

 

7. Фурнитура.

 

8. Технологии.

 

9. Заключение.

Лучший рюкзак – рюкзак, сделанный под индивидуальные параметры. Верно и обратное - из огромного числа выпускаемых промышленностью рюкзаков может найтись такой, который совпадёт с вашими параметрами и требованиями.

Если вам нужен рюкзак, чтобы носить в спортзал кеды, майку и трусы – берите красивый.

К пиндосским туристическим рюкзакам надо относится критически, они красивые и дорогие, среди них большинство нам не подходят, но также есть экземпляры, которые можно просто брать за эталон.

А я, как человек «made in USSR», буду носить за плечами отечественного монстра. Прощаюсь с вами, мне пора идти пить vodka из samovar.

До встречи на тропе!

День космонавтики на планете Magadan.by
№ 54А. Статья для тех, кто не ходил в поход, но же...
  1. Комментарии (2)

  2. Добавить свои

Комментарии (2)

This comment was minimized by the moderator on the site

Думаю обзавестись не совсем пиндосским рюкзаком, а германским Deuter Futura vario 50+10. Как универсальным для невысоких пару-торойкудневных восхождений налегке, так и для долгих походов с грузом. Но смущает в нем 2 вещи касательно сетчатой...

Думаю обзавестись не совсем пиндосским рюкзаком, а германским Deuter Futura vario 50+10. Как универсальным для невысоких пару-торойкудневных восхождений налегке, так и для долгих походов с грузом. Но смущает в нем 2 вещи касательно сетчатой спины. 1 - будет ли там сильно ощущаться смещение центр масс при весе 15-17 кг? 2 - будет ли комфорт от жесткой сетчатой спинки без поролоновых вставок?

Подробнее
Guest
This comment was minimized by the moderator on the site

http://beitelhouta.com/wp-content/uploads/2019/08/cheap-web-site-hosting-service-65127.jpg

Guest
Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением