79B:Оболь. Продолжение. Велосипедный вариант. 22-23.7.2018

79B:Оболь. Продолжение. Велосипедный вариант. 22-23.7.2018

автор Павел Петров

Вот решил чуть-чуть написать о своей поездке, по принципу «каб було» - надеюсь, что Глаз присоединит мои записки к одному из отчётов о байдарочном сплаве 79В по среднему и нижнему течению Оболя.

Как-то так получается в этом году что веловыездов у Магадана немного. А крутануть хочется, лучше даже с ночёвкой. В качестве возможного приемлемого варианта мною была выбрана ночевка в ночь с 21.07.18 на 22.07.18 вместе с группой байдарочников, сплавляющихся по Оболю в месте впадения в него притока Ценица – в 7 километрах после моста в д. Мишневичи. От витебского вокзала выходило порядка 60 км. По приятным для велоезды дорогам. С руководителем ПВД моё возможное присутствие было оговорено, оставалось только дождаться выходных и хорошей погоды. Подскок, конечно, выходил длинноват Минск-Орша-Витебск, но Минск-Молодечно-Полоцк плюс всё те же 60 км велосипедом но от Полоцка по логистике были хуже.

Накануне выезда мировые синоптики наконец-то сошлись в общих чертах в своих предсказаниях – погода принципиально позволяла ехать. Суббота по предсказаниям выходила пасмурной, с небольшим кратковременным дождём в вечернее время, основательным дождём после полуночи и до утра и непрекращающимся ливнем после обеда в воскресение. Автоматический прогноз погоды на самом известном метеосайте Беларуси предсказывал в Витебске 49 мм. осадков после обеда и до вечера. В Полоцк теоретически непогода приходила чуть позже и в чуть более мягком режиме. Для меня эти осадки во второй половине воскресения уже не были недопустимыми – едучи в электичке/дизеле не важно, что за погода за окном. На крайняк оставался запасной вариант для дополнительного сегмента дизелем Шумилино-Витебск, сокращавший велосипедную часть выброски до 25-30 км.

Пасмурная почти сухая суббота и нежелание давать крюка через Витебск засадили опять меня за карты. Почти сразу вылез логичный маршрут: Толочин-Сенно-Бешенковичи-Шумилино-Мишневичи-Лагерь. В минуса маршрута входили встречный (С-СЗ) лёгкий ветер и огромное расстояние, однозначно не позволившее бы мне быть огурцом в месте ночёвки. В плюсах – пасмурный день, солнце за спиной, возможность езды в индивидуальном тепе движения с максимальной эффективностью, 90% асфальта на маршруте при малой загруженностью автотранспортом, магазины по пути, возможность укататься и насладиться пейзажами по-полной. Прикинул-нарисовал-сохранил себе ещё пару вариантов треков. Окончательное решение оставил на раннее утро, после проверки метеопрогнозов.

Утренние (середино ночные) прогнозы ничего нового не обещали, и на рассвете первой же электричкой я вместе с велосипедом уехал на встречу с магадановцами, которые в это время ставили свои байдарки на воду Оболя.

В Толочине выгрузился, проверил давление в шинах и двинул на север сквозь совсем жидкие остатки почти развеявшегося тумана в низинах. Пологие спуски чередовались некрутыми же подъёмами, через десяток километров после пересечения автомагистрали М1 попалось пара горок чуть посолиднее со знаками уклона то ли 5, то ли  6% - самые высокие точки моего сегодняшнего пути.  Я пересекал линию водораздела – за спиной все осадки стекали в сторону Чёрного моря, а передо мной открывались просторы с которых дождевую дань брало уже море Балтийское... Асфальт оказался в этот день почти везде наивысшего качества – ехать одно только удовольствие. Автомобили встречались редко – ну, в среднем, может раз в 10-15 минут, фур и большегрузов вообще не было. Встречный свежий вмордувинд, конечно, попридерживал чутка, шелестел в ушах, но при этом приятно прохлаждал. Небо было в сплошной облачности, но не слишком хмурое. Ехалось очень приятно, думалось чудесно, выбранная скорость движения вполне соответствовала ожидаемой и не была выматывающей – первую недолгую остановку сделал только часа через 3 после непрерывной езды. Ближе к полудню усталость начинала давать о себе знать, на небе появились просветы, температура воздуха поднялась, стало жарковато. В Бешенковичах я включил режим туриста – осмотрел полностью засохший лет 10 назад дуб, под которым по легенде когда-то стоял Наполеон (сколько у нас таких «наполеоновских» дубов по республике наберётся?). Кора с него уже везде полностью облезла, мелкие и средние ветви спилены – стоит себе бедняга у заднего забора школы, ждёт пока его до пня срубят, как в Несвижском парке… Совсем рядом, в городском парке развёрнута небольшая экспозиция военной техники под открытым небом. Немножко намешано в историческом плане, ничего не подписано – СУ-100 на входе в центральную аллею стоит напротив увешанного коробочками динамической защиты Т-80 (который я по незнанию принял за Т-64 и поэтому вообще не осматривал), в левом ряду ближе к концу стоит симпатичная БМД-1 с двунаклонной НЛД. Из-под многочисленных сколов и потёртостей краски задорно блестит нержавеющий металл (алюминиевая броня, как позже подсказал всезнающий интернет).  Коллекция б/у разнотипных якорей  на той же аллее чуть подальше, усадьба Хрептовичей – короче, населённый пункт оказался весьма приятным и колоритным.

Ну и конечно понтонная переправа через Западную Двину, которую ежегодно наводят весной и снимают осенью перед ледоставом. Грузоподъёмностью до 20 тонн, за порядком следят дежурные сторожа. При мне  задорно с перестукиванием между стыками через неё проехало пару легковых машин – значит, пользуется спросом. Мой путь тоже лежал по ней через реку – это была самая низкая точка моего маршрута в тот день. Заезд на берег оказался крутоват, в спину вовсю жарило июльское солнце – я на минутку перенёсся как бы на горные серпантины южного берега Крыма, пока катил велосипед по склону вверх. Можно было бы сесть и с трудом поехать вверх на самой низкой передаче, но тогда бы исчез весь этот кайф. Дорога после понтона превратилась в классический грейдер и углубилась в хвойный лес. Остатки туч на небе разволокло, ветер стих, и солнце вовсю начало испарять фитонциды из хвои. Я даже радовался отсутствию асфальта в это время и в этом месте – дополнительное тепло от него и его тяжёлый запах были совсем ни к чему. В Шумилино я въехал, когда апогей дневной жары окончился, но до вечерней прохлады было ещё очень далеко. По плану у меня была закупка в одном из двух местных «еврооптов». Выбрал тот, что поближе – он находился не на центральных улицах посёлка, а где-то на отшибе, в депрессивном районе обшарпанных полузаброшенных двухэтажных сталинок. Сам магазин относительно новый, но доделан он только до той степени, чтобы мог открыться и работать. Наружные работы и наведение порядка на прилегающей территории - под стать колориту локации. Вот так вот оно у нас всегда – показуха и прянишность на основных магистралях и подавленность и развал, стоит чуть отъехать в сторону. От Шумилина до Мишневич совсем немного было. В Мишневичах установлена ИСУ-152, которую должны были осмотреть водные туристы и находится, согласно сайту районной администрации аж целых 5 магазинов. Но по факту работал всего один – который выходил своим входом прямо на правый борт самоходки-памятника. Если магадановцы уже его осмотрели, то не зайти в магазин они бы не могли. Остановился и я купить себе мороженое, и справится о своих товарищах. Планировка магазина и обилие персонала меня в средних размеров (по сельским масштабам) зале меня несколько поразили – сразу справа от входа за конторским столом без компьютера, но с папками накладных сидела пожилая заведующая-товаровед, вторая продавец занималась выкладкой товара а третья стояла за кассой. Мороженного из Витебской области не было – только Брестское и Гомельское, пришлось довольствоваться тем, что есть. Водных туристов в магазине не видели, из чего я сделал вывод, что я, наверное, первый и поэтому решил съесть мороженное, сидя на мосте через Оболь – мало ли будут подплывать в то время мимо меня. Мост был метрах в 300 – Оболь оказался в это месте чуть уже, чем я ожидал – метров 15 в ширину и протекал он по дну каньона с крутыми сильно заросшими склонами. Место было неудобное для высадки на берег  может, поэтому-то магадановцы решили пропустить типичную в общем-то ИСУ-152 и грести сразу в лагерь? Оставалось несколько километров дороги и ещё пару километров пройти пешком до лагеря. Для удобства восприятия последующих событий я наложил трек с привязкой по времени на карту и указал основные события – см. картинку.

На край дороги, наиболее близкой к лагерю я прибыл около 18:15 – переоделся в плотную одежду, обработался от комаров и двинулся в сторону лагеря – пройти мне оставалось около 1 км по полю и около 1 км по лесу. Поле оказалось слабоокультуренным всё в рытвинах, буграх, заросшее сорняками и жесткими травами, малосъедобными даже для скота – местное сельхозпредриятие давно на него положило болт. По его краю вдоль кромки леса год или два назад был выкопан противопожарный ров, глубиной сантиметров 40, также изрядно заросший и совершенно неудобный для толкания велосипеда. Идти было тяжело, но медленно – трава цеплялась за колёса велосипеда, приходилось буквально его проталкивать. Дыхание сразу сбилось, пульс вырос, стало жарко. Останавливаться особо нельзя было: сразу налетали комары, мухи и какие-то с лёта грызущие насекомые, похожие на ос, только раза в два меньше размером. Было как раз то летнее вечернее время и та пасмурная погода, когда вся эта живность ведёт себя особенно беспардонно. Граница леса была чёткой, монолитной – молодые ольхово-осииные стволы настолько плотно стояли друг к другу, что и самому зайти в лес без топора не представлялось возможным, не то что протолкать велосипед со средней ширины рулём. При подготовке маршрута в лесу со спутника были видны несколько то ли вырубок, то ли полян, максимально использовав которые, можно было бы пробраться поближе к стоянке, не ломясь через гущу. Кроме того на спутнике читались несколько участков хвойного леса – там на границе их соприкосновения могли бы быть хоть какие-то разрывы или просветы – всё это было учтено мною при прокладке последнего километра трека – оставалось только на практике следовать линии на навигаторе. Достигнув точки планируемого входа в лес меня ждало разочарование – то что на спутнике казалось поляной, вклинивающейся в лес, вышло заросшим осокой болотом – лезть в воду с велосипедом не ну никак не хотелось! Пришлось смещаться вдоль края леса ближе к реке – болото явно стекает туда и там должно быть посуше. Я толкал велосипед вдоль кромки леса -  лагеря оставалось 900 метров по прямой и цифра не менялась. Чуть только появлялся просвет между деревьями, как он оказывался заросшим малинником мне по плечи – таранить его велосипедом было ну совсем неразумно. Я добрался по краю поля уже почти до реки, но густота леса не сильно уменьшилась. Уже довольно сильно подуставший я принял решение оставить велосипед на краю поля и пройти через лес к лагерю насквозь налегке. Взял только в руки навигатор, рюкзачок оставил на велосипеде. За временем я особо не следил – видел, что у меня есть достаточный запас до захода. В лесу налегке без вещей стало продираться как-то полегче – расстояние до лагеря начало уменьшаться то на несколько метров, то даже на десяток. Чем ближе я подходил, тем больше был уверен, что в лагере кто-то есть. Цепкий малинник, кусты, изредка молодые ёлки, какие-то коряги – продавливался как мог, каждую минут по несколько раз сверяясь с навигатором. Вот уже пройдено больше половины пути - захотелось пить, стало жаль, что не захватил даже телефон на непредвиденный случай. Решил всё равно идти до точки лагеря.  Изрядно донимали комары. Последний рывок – и разочарование: я один на поляне – никого не видно, никто не отзывается. Да и сам вид поляны не порадовал – приятной мягкой травы нету – всё заросло бурьянами, Ценица пересохла, с дровами в этом лесу швах, кровососущие насекомые совсем озверели. Ломится сюда с велосипедом нету, - никакого смысла – раза в два медленнее выйдет добраться. Глазу бы позвонить – не случилось ли там чего, да телефон у меня на краю леса остался, да и у Глаза, скорее всего телефон в герме. Даже если сюда и перенести сюда часть вещей для ночёвки, оставив велосипед на краю леса, то с утра придётся выбираться обратно через мокрый лес и поле. Короче, пошёл я обратно, к велосипеду, попутно обдумывая варианты. А тут ещё и гроза начала собираться – начало погромыхивать издалека. Долго и нудно по навигатору продирался через лес обратно – уже через силу. Хотелось остановиться передохнуть хоть пять минуток, но не давали комары. Край леса, велосипед – и залпом выпивается литр кваса. Под начинающемся дождём и приближающимся громыханиям набираю Глаза – абонент не абонент. В первый (и пока в последний же) раз в жизни сожалею, что я не в магадановской группе в вайбере – сейчас крайнее время принимать решения по продолжению похода и информация о местонахождении группы была бы очень не лишней. Ну, не любитель я соцсетей – принимаю решение уходить с поля и ночевать на окраине дороги в том месте, где она близко подходит к Оболю – такое тут совсем недалеко. Если кто и будет плыть вечером – заметит меня и мою палатку, да и мне на завтра на утро на час-полтора меньше выбираться выйдет, и не надо будет по утреннему мокрому лесу шастать – мокнуть зазря. До нового места ночёвки добрался быстро, под всё усиливающемся дождём! Оставив велосипед на дороге, несколько раз подходил к берегу – искал наилучшее место для стоянки – чтобы и от дождя было укрыться, и вид на реку был, и трава, а не бурьяны – ничего удобного не находилось. При одном из таких выходов на повороте реки заметил пару байдарок. Поздоровался, и - экипаж первой не сказал бы чтобы сильно меня был рад видеть! Слава Богу, что вот на второй ехал Миша Миндибеков.

С ним минутку-две переговорили, позадавали вопросы интересующие. Тезисно: Шли они где-то в середине группы, первым должен был быть Саша Смирнов. До лагеря по прямой 2 км. Следующий мост через Оболь находится километрах в 12 ниже по течению. Я на место их лагеря уже возвращаться не буду – мне там не понравилось, времени вернуться обратно в лагерь у меня займёт 1,5 часа, включая получасовой отдых, а я очень сильно устал. Чтобы Миша передал от меня приветы в лагере. Попрощались.

Места хорошего на берегу с видом на реку я так и не нашёл – решил ночевать рядом с заброшенной тупиковым ответвлением дороги. Выбрал поровнее, с травой пониже и помягче и под кустом установил палатку, занёс скарб в неё, пристегнул велосипед. Только закончился раскладываться – пошёл сильный дождь. Он то ещё раз подтвердил, что решение не возвращаться в лагерь было самым разумным в той непростой ситуации! Лег спать рано, практически сразу же – горячее не хотелось готовить, сказывалась  накопленная за день усталость. Ночью шёл дождь, под утро почти притих.

23 июля

Утром меня разбудили труженики-муравьи – их дом был где-то рядом, даже возможно и под моей палаткой – повстречав нечто новое, они начали его исследовать. Пришлось сдвинуть чуть свои вещи, освободив им угол, в котором их было больше всего. Это были Абсолютно Дружелюбные Муравьи – ни один так и не укусил меня за всё время нашего соседства. Доспав пару часиков я принялся собираться – хотелось обед уже встретить, возвращаясь на дизеле домой и не вымокнув до последней нитки. Заканчивающийся моросящий дождь просушиться особо не давал. Возвращался я обратно через Мишневичи.  Было очевидно, что надо будет написать отчётик – чтобы не подумали обо мне чёрти знает что! Требовался фотоматериал. Решил сделать селфи на фоне ИСУ-152. Но #селфиделатьнеумею.

Вот лучше держите сиротинский офис МТС.

Посёлок не захолустный – тут располагается контора колхоза (или как они там сейчас называются). Ряд серых силикатных однотипных зданий – и тут такое яркое рекламное пятно.

Витебск по подготовленности для велодвижения отстаёт от              Минска года на 4 – везде конские бордюры при пересечении тротуаров с проезжей частью. Пользуясь небольшим запасом времени перед дизелем на Оршу, я проехался по центру Витебска – он всё такой же великолепный.

Накануне был одномоментный массовый вылет мотыльков-однодневок и поэтому все горизонтальные поверхности рядом с Западной Двиной были выстланы их мёртвыми тельцами.

Местами ветер собирал их в закутках более толстым слоем – до 3-4 сантиметров. Они уже начинали потихоньку разлагаться и свежий ветер был прямо-таки с морским запахом. Дизелем Витебск-Орша и электричкой Орша-Минск я добрался домой – дождливые запердоны как раз удачно совпали с переездом в вагонах.

Я не профессионал велоспорта, и даже не любитель велосипедов, а просто увлекающийся велопокатушками человек со средними, или чуть выше средних, возможностями в этой области, которому периодически хочется выехать и развеяться. Выбрав маршрут на грани собственных возможностей я осознанно поставил пункт программы «добиралово» выше по ценности в этой поездке для меня, чем непосредственная ночёвка в лагере с магадановцами. Разгульный вечер я поменял на чуть влажный велопамперс и горстку мотыльков-однодневок. Не жалею.  И благодарен Magadan.by – без вас я бы точно не поехал так далеко один.

Оцените этот материал:
1июля 2018
Рыбчанка-ВМВС 23-24.6.2018г.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Так не впервые, смотрю я,
    Теряемся среди реки.
    И получается хуйня,
    Как будто, пиздюки!

    Старайся ты или плошай,
    Всегда оно было.
    Всем правит Царь-СлучАй,
    Возьмите, Ватерлоо!

    Как дополнительный раздел,
    Включить этот рассказ
    В отчет водный хотел,
    Но передумал в раз!

    Петров - тут постарался он!
    (Пишет же креатив)
    Отдельный вышел фельетон,
    Иль, может, детектив.

    0 Короткий URL:
  • http://magadan.by/tours/rafting/11-pokhod-srednyaya-sukhona
    Вот тут замечательное эссе, под конец как раз достаточно красочно описывается как мы попали в тучу поденок. Я такого ни до, ни после больше не видел.

    0 Короткий URL:

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором. Чтобы избежать этого - зарегистрируйтесь.
правилами и условиями.