73: Башкирия 2017 22.04.-15.05.

73: Башкирия 2017 22.04.-15.05.

Сплав по рекам Сакмара-Большой Инзер-Малый Инзер 375км

Весенние сезонные сплавы мы практикуем ежегодно. На Урал ездить нравится. Выходит нескучно и бюджетно. Так было и в этот раз. Составил маршрут как обычно Глаз. Подобрал реки и примерную логистическую схему. Правда, еще подразумевался сплав по четвертой реке Лемезе – в техническом плане (но не в плане живописности) самой интересной. С Лемезой не вышло, но об этом позже. Было нас одиннадцать.

Катамаран четверка, верблюд-веретено «Рунтя»

Глаз 375293274016 – Руководитель проекта, ремонтник

Слава-Электрик 375296565197 – Электрик. Старший фотограф. Телефонист.

Желтый Палыч 375296135545– Логистический и противопожарный инспектор

Брат Саши Гетюка Витя 375296683050– Гидролог. Синоптик. Ответственный за березовый сок

 

Катамаран четверка, верблюд-веретено «Пузочес1»

Аександр Озеринский 375296727775– Ремонтник. Снабженец

Малышкина Анна 375297263312- Кореспондент

Пузочес Игорь 375297911528 – Казначей. Финансовый инспектор

Анатолий Калач 375291886973 –  Звукооператор

Катамаран двойка, верблюд-веретино «Виктор Коровкин»

Роговцов Виталий 375291867917 - Фотограф

Хайруллин Андрюша 3756836950 – Алкогольный инспектор

Байдарка типа «Щука»

Максим-Летчик-Пенсионер 375295970106 – Фотограф. Фелинолог. Участник по пенсионному удостоверению.

Котов на сей раз было два (!). Известный всем Вачек и кошка, моложе его и довольно невзрачная – черного цвета с прорыжинами и тщедушная на экстерьер.

Дорога вперед

Сборы проходили по заранее написанному сценарию. Более вялые и ленивые даже в сравнении с любым массированным ПВД. Всё было заранее оговорено на собрании, состоявшемся 22 января 2017г. Больше и не собирались. Как водится ехать на Урал лучше всего на каких-нибудь не новых, но еще живых авто. Был как обычно Максимов то есть, разумеется, бус-автодом, до кучи была к поездке приобщена Mazda 323 Виталия Роговцова. С дачи Глаза взяли долгий двухостный прицеп. Ну, конечно же, за год так и не удосужились заменить разбитый левый габарит!

Отъезд производился традиционно с пересечения улиц Одинцова и Лобанка возле рыбного магазина «Виталюр». Сбор назначен был на 22.00 22 апреля. Приглашены как обычно и провожающие. Злопыхатели предвосхищали провал проводов с приводом в милицию. Как несанкционированное собрание да еще с распитием спиртных напитков в общественном месте.

Провожающих и если приплюсовать к ним  нас одиннадцать, то человек было сильно за сорок. Среди них пять шесть совсем не знакомых бог откуда здесь взявшихся. Я отошел в сторонку. Орава вела себя хоть сдержано, но довольно шумно. Это на проводы еще походило, но далее всё более отдаленно. Хотя если разогреть их еще больше - впору и в участок забирать.

Выехали в ночь. Кто не водители в дороге (и особенно в бусе Максима) обычно предаются пьянству. Также само было и теперь. Производили ротацию. В Мазде ехать можно только сидя. Поэтому и менялись, чтобы полежать периодически горизонтально.

Дорога наша обыкновенно сопрягается с посещением достопримечательностей. Последние выискиваются заранее по интернету.

Летчик-Пенсионер на велосипеде

Теперь по каким-то причинам опустили сразу три не далеко друг от друга находящиеся объекта: Конь-Камень в Тульской области, Взорванная Церковь Михаила Архангела и Ишутинское Городицще.

Здесь по идее хотели засеять ковыль

На Куликовом Поле

Приехали на Куликово Поле. Оно за восемь лет изменилось тем, что добавилось каких-то музейных построек. Были пьяные, поэтому ходили и смотрели мало. Я не знаю даже, какое это время было, больше утро или уже вечер. Наверное, вечер. Куликово Поле хотели засеять, я слыхал, ковылем, придать ему так называемый первозданный вид. Но ковыля видно не было.

Много раз доводилось мне переезжать Волгу. Она всегда кажется ветреной и унылой. Сегодня вечерело. Мы выходили к виду на плотину Самарской ГЭС. Сдержано работали машины, создавая глухой, однако мощный утробный шум. От плотины плыла пена. Здесь я узнал, что по дороге потеряли кошку. Предположительно на одной из заправок в Пензенской области. Выбежала она на заправке в темноте, тем более что и цвет черный. Обратный путь ехать решили этой же дорогой, а собирались севернее.

В Пензе

Пенза

Смещаясь на восток мы все чаще встречали снег

Похоже на лесостепь

Нетрезвые Башкиры на дороге обычное дело

В степи

На третий день после обеда прибыли в Юлдыбаево. Была здесь неприветливая продуваемая ветром степь. По ней, полого поворачивая, протекала мутная Сакмара. Вода стояла высоко, но без больших, присущих паводку разливов. Весна сюда еще не пришла – ни единой зеленой травки. Предстояло отсюда, из Юлдыбаево, нам проделать путь на юг на встречу весне по руслу в 230 километров.

Сакмара 230 км Юлдыбаево-Кувандык

Мост через Сакмару был недалеко от Юлдыбаево. Место стапеля оказалось и удобным и неудобным одновременно. С хорошим удобным съездом к реке, совершенно не загаженное как большинство подобных мест, солнечное и просторное, но вместе с тем продуваемое всеми ветрами, открытое как непогоде так и постороннему взгляду. Пока водители ставили бус. Кто оставался в лагере решили заняться бивуачными хлопотами. Был вечер и к сборке судов приступить решили назавтра.

Юлдыбаево. На небе ни облачка

Бивуачные хлопоты и ужин неизбежно сопровождались употреблением спиртного. Это перетекло в довольно брутальную пьянку. Откуда то появилась машинка для стрижки волос.

- Наголо единодушно решила аудитория!

- Стриги, быстрее стреги!- Приговаривали зрители. 

Стрекотала машинка. Друзья на время забыли про поход и катамараны, были очень увлечены делом. Прически сохранили Андрюша Хайруллин и Витя Гетюк. Не столько по категорическому своему отказу, сколько по причине того что сели батарейки. Водители наши возили ставить машины в Кувандык и по приезду застали ошеломляющую картину. Стриженый под ноль личный состав, да еще и недееспособного уже на это день вида!

Благо в машинке села батарейка

Ледяная Сакмара

На следующий день собирали катамараны. Алкогольному Инспектору было поручено следить чтобы без его ведома участники не прикладывались к канистре. Но с его ведомом в принципе итак не было издержек. Долго ли, коротко, но суда собирались. В этой степной зоне добыли даже доски. Кто-то договорился и их просто за символическую цену в одном из дворов купили (там велось какое-то строительство). 

Вязка рамы. В прошлый раз порвалась резинка и у Глаза соскочила рука. Поэтому Желтый и в каске

Примерно в полдень нарисовался участковый. Группа была к тому времени уже не очень представительного вида - сдержанно развязная. Но катамараны и багаж выглядели очень убедительно, что мы всего лишь туристы. 

Мимоходом в лагерь забредал и крупный рогатый и не рогатый скот

Щука3 Максима-Летчика-Пенсионера снаряжается в путешествие по реке. Каркас усилен продольными трубами-жесткости. Есть и поперечные стабилизаторы

Катамаран-четверка быстро получил имя "Игорь"

Местные нерусские пьяницы лагерь обнаружили уже под вечер, ближе к выходу. Глаз строго настрого запретил с ними брататься и наливать в принципе. Чтобы ничего не украли, кажется их послали за кумысом. Кумыс Глаз тоже запретил пить:  "Вы от него с непривычки очень много срать будете!"

Выехали сильно под вечер. Глаз на удивление собрался первым. Вел себя очень экспрессивно. Экипажи приходилось выпихивать чуть ли не под жопу.

Катамаран Рунтя стал сразу же уходить вперед. Другие пока еще сгребались

Неширокая Сакмара сразу стала радовать упругим бодрым течением. В затененных местах на крутых берегах лежали еще кое-где лоскуты снега

Не заставили себя ждать и каменные утесы-срезы, круто ниспадающие к воде

 На фоне скалы Пятикантроп слева направо Витя Гетюк, Андрюша Хайруллин, Саша Озеринский и Пузочес Игорь.

В первый день череда порогов. Шивера - Ложный Яманташ. Ложный Яманташ это четырехкаскадный порог по большинству отчетов пишут как 2+, третьей категории. Мы, экипажем Рунти осмотрели только третью ступень, так как не был понятен маневр между торчащими камнями. Все остальное было пройдено с наплыва. К походу лучше всего подготовился Пузочес. Он не только распечатал подробные лоции, но и имел с собой графические схемы с пунктами страховки.

Катамаран Рунтя вид с анфаса

 Максим-Летчик-Пенсионер проходит одну из ступеней порога Яманташ. Конец апреля 2017

Игорь очень четко следует рекомендациям лоции

На переднем плане катамаран Виктор Коровкин

Рунтя

При осмотре одного из препятствий команду "Игоря" угостили рыбой. Много, но мелкая плотва и прозрачные пескари. Глаз их долго чистили на пару с Аней Малышкиной.

 230 километров ледяной Сакмары пробежали на одном дыхании. Гранитно-степная Сакмара не щапресингована населенкой. Мы бежали по ней своей группой и были предоставлены сами себе. Нечасто попадались нам населенные пункты. да по берегам встречали иной раз мы местных рыбаков.В основном молчаливые и угрюмые и почти не разговаривающие по русски.

По неширокой акмаре ехать было очень занимтельно, постоянно приходилось маневрировать

Петруха ехал спереди справа

Катамаран "Виктор Коровкин" был вертким и уемистым. Недостатком выступало, что тихо шел против ветра 

Пузочес Игорь был душой компании и каждый вечер сопровождался авторской песней

В паводок в Сакмаре много рыбы. Но река быстро потом мелеет

 

 

 

 

Течет она постоянно в гранитных утесах. Такой её и запомнили. В отличие от Среднего Урала здесь камень исключительно серый

Фотографии, конечно, этого не отражают. Сакмара запомнилась ветренной рекой. На кадрах чаще штиль 

Хоть мы и неуклонно смещались на юг, однако долго еще встречали снег в затененых местах.

Для Вача поход был настоящим Эльдорадо. Находясь на довольствии у хозяина, он очень эффективно мышковал и на каждой стоянке имел добычу.

На одной из ветренных  левобережных стоянок Слава поднялся на утес и сделал несколько кадров

Довольно типичный поворот реки и гранитный отвес

Передышка в пути

Бивуачили по очереди парами

Катамаран "Рунтя" имел широкую базу

Видно, что уровень воды в Сакмаре падает

Ехать не скучно. Берега всегда были причудливыми

 

Экипаж катамарана "Игорь" отличался фотогеничностью

Остановка на обед

Ниже по течению в Сакмару справа влился какой-то водоносный  приток и воды в реке разительно добавилось

Мусульманский аналог нашей часовни

На Игоре периодически практиковали национальный флаг

Тихий ласковый вечер 31 апреля. До Кувандыка (конечная точка маршрута) осталось километров сорок. Тогда мы еще купались.

Полевой стан

Полевой стан

Гигантские тополя - постоянные спутники Сакмары и чем она ниже, тем их больше

Тот вечер 30 апреля выдался по истине оранжевым

Размеры тамошних тополей если не массивностью, то ростом превосходят припятские дубы

Чем ниже, тем топляка становится больше. Один раз даже из-за них образовался серьезный прижим

Окраины Кувандыка. Дзесь первая зелень

  Приехали, антистапель. Но это только первая река. Гранитно-степная ледяная Сакмара оказалась рекой совершенно не похожей ни на какую другую, по которым мне довелось ходить. Самые приятные впечатления и масса удовольствий. Но это была только первая река в этом стратегическом походе 73 по Башкирии.

Часть 2  Катастрофа "Въеду в Магадан"

Почти неделя ушла у нас на эту не самую приятную часть похода. Из-за этого нам не хватило времени, чтобы сплавиться по Лемезе. Но это уже история следующего 2018 года.

 

День и вечер были замечательные солнечные. 1мая. Мы ехали на реку Большой Инзер. Не помню сколько это. Километров 300, может, 400. Логистическими вопросами занимался Желтый. К делу он относился рьяно и ревностно. Даже в районе 21 часа довольно экспрессивно нас призывал ехать, выгоняя из шашлычной. При этом речь, способ изложения и ненормативные сочетания слов были заимствованы у Глаза.

 

Вечер был просто прекрасен. Дорога бежала по Башкирской степи. Семеро ехали в бусе. Четверо: Глаз, Пузочес, Роговцов и Хайруллин в Мазде. Андрюша был за рулем. Трое из четверых в шашлычной крепко врезали и находились в самом замечательном расположении духа. Тальков пел из аудиоплеера про «Страну не дураков, а ге-ениев…». С хрипотцой пел. Он мне не очень симпатичен, но теперь на эйфории заходило буквально всё. Ехать решили за более тихоходным бусом. Так было удобнее.

Пузо спал. Примерно 22-30. Мгновенное ослепление встречными фарами. Раздался страшный удар. Нас обдало брызгами стекла. Проняв, что произошло непоправимое, я группировался. Машина проехала метров семьдесят юзом. Андрюша не тормозил. Это тоже способствовало тому, что мы не съехали в кювет.

 Вышли, осмотрелись. Занесло нас к противоположной обочине. Левое переднее колесо неестественно вывернуто. От него на асфальте остался жирный трек. Вдоль левого крыла и дверей вмятина по касательной. Музыка продолжала нахально играть. Уже, правда не Тальков. Певцу выло совершенно все равно до нашей трагедии. Срочно сбросили клему с аккумулятора. Погасли фары, смолк исполнитель. Прямо перед нами возвышалась стела города. Город назывался Сибай.

Молодой 28 летний житель Сибая Артур Баимов поссорился с женой (в нетрезвом виде, разумеется) и решил суициднуть, якобы пошел умышленно на лобовое столкновение. К несчастью в ненужное время и в ненужном месте оказались мы, продолжающие 73-ий поход и переезжающие с одной реки на другую. Максим от столкновения увернулся. Мы не совсем. В (кювете левом от полосы башкира) стояла Лада 21099. Двигатель не работал, но горели задние фары. Повреждения машины были точно такие же, что и у нас. И деформирована она была еще и больше.

Приехала довольно вежливая бригада скорой, но травм ни у кого не было. Скорую отпустили. Приехала ГАИ из Сибая. Так как авария произошла до стелы, это не их территория, а соседнего района Баймакского, а не Сибайского. Ожидали машину из Баймака. Это 35 километров. За это время откуда ни возьмись приехал эвакуатор с лебедкой. Но такой оказался не подойдет. Заплатили за выезд. Приехал эвакуатор с краном. Этот подошел и был гораздо дороже предыдущего. Пришлось заплатить еще раз. Глаз с Виталиком Роговцовым сторожили виновника событий Артура. Чтобы не убежал. Убегать он и не собирался, но все время требовал телефон позвонить родственникам, которые «могут приехать и решить все вопросы».

Вопросы решались в машине ДПС. Глаз с Роговцовым пошли свидетелями. Прошло часа два на ночном холоде. У Баимова алкотестор выдал 0,9 промилле. Следователь с фотоаппаратом и рулеткой собирал материал. Кто-то или водители эвакуаторов или гаишники, не помню, посоветовали проехать весь Сибай. За городом есть водохранилище. Там в принципе можно остановиться. Случившееся обещало небыстрое и волокитное решение вопросов. 

2-6 мая

Дальше был не сплав, но приключения случались каждый день.

Притомившиеся мы легли спать. Лагерь разбили на берегу рекомендованного нам водохранилища. Проспавшийся на утро Логистический Инспектор был удивлен окружающими декорациями – не очень все было вокруг похоже на реку Большой Инзер! Не хвойный лес с высокими берегами, а дачи водохранилище и степь.

Потихоньку привыкая и входя в свое положение, начали обживаться и решать вопросы. Водохранилище было продолговатой формы и достаточно широко. В поле зрения две водокачки с нашей стороны. Противоположный берег был представлен зарослями кустов, дальше  - степь. У нас грейдерная дорога, тополя и кусты акации. Еще среди них какие-то очень гибкие деревья, когда с трудом можно сломать сухую ветку - так пружинит. Чуть за ними дачные массивы. Берег был засраный. Мы его прибрали почти до идеальной чистоты. Собрали в одно место стекло. Что горит, сожгли.

Глаз, Слава-Электрик и Виталя по утрам отправлялись как на работу в город на такси. Так было каждый день. Возвращались уже вечером, как будто с работы. Все начиналось с такси, поскольку ехать до Сибая нужно было километров семь. Приезжали неоднократно и знакомые уже нам водители. Мы собирались просить даже диспетчера, чтобы не присылали глухого дедушку со слуховым аппаратом на жигулях. Он нас привез даже было не на ту улицу. Требовалось Гоголя, а не Горького.

В ГАИ ехать пришлось в соседний Баймак. Водитель гнал с такой скоростью по стремной дороге, что после ДТП Глазу было на переднем сидении очень очково. В асфальте между Сибаем и Баймаком продавлены колеи. Машину на них колбасило с чудовищной амплитудой. Немолодой бичеватый таксист  включил навязчиво громко какой-то тошнотворный шансон.

Сперва сходили постоловаться. К одноэтажному невзрачному грязно-белому зданию ГАИ шли потом через унылое поле, не то свалку. Было не холодно и солнце в дымке. Помпезно дул ощутимый ветер. Горящий мусор на свалке придавал этой всей картине хоть и тоску, но и мрачную торжественность.

Виновник первомайской истории (могла закончится и трагедией) Артур был очень подавлен. Приехал он со старшим братом, который даже у кого-то одолжил служебную Волгу. Страховки у них не было. За битую машину сказали (Виталик), что хотим 120 тысяч. Документы по ДТП начальник ГАИ (молодой франтоватый и ценящий свое служебное положение) подготовил нам на удивление быстро.

С обоими братьями Баимовыми поехали на служебной волге в Сибай смотреть битую Мазду. Ее отвезли на один из рекомендованных нам автосервисов. Хозяина, кажется, звали Колей. Коля сказал, что порядка 300 долларов и машину можно поставить на ход, но в лучшем случае она доедет лишь до нашего дома. А у них её даже на запчасти не продашь. Кому они нужны. Такая есть в Сибае только одна.

Братьям Баимовым предложили отдать нам деньги налом, а им оставить битую Мазду и никаких там судов. Мы же заберем деньги и номера да просто уезжаем восвояси. Ответ сказали, что ожидаем в десять вечера.

Оба они были расстроены. По дороге мы выяснили, что работают вахтовым методом в Новом Уренгое сварщиками. Надеялись, выплатят.

В лагере возле водокачки друзья наши день (как впрочем и другие) провели в релаксации.

Палыч пребывал в состоянии алкогольного опьянения. Остальные тоже, но в меньшей степени. Бивуачили и заготовили даже определенный запас дров. Выяснилось, что Пузочес осуществил пешеходную вылазку за пивом. На это ушло несколько часов. Потом читал книжку, снарядил удочку и даже словил небольшого окунька. Не унывал в общем. Такой обязательно должен быть в компании. Веселый и сильно не тяготящийся складывающимися не так обстоятельствами. По вечерам всегда радовал нас репертуаром песен.

Вечером ответа мы так и не дождались. Утром брат Артура сказал, что денег у них нет. А взаймы давать никто не хочет.

Купили мы тогда местную газету. Довольно быстро увидели объявление «Автоюрист». Позвонили. Как обычно вызвали такси и поехали на нужный адрес.

Автоюрист выглядел очень уверенным в себе человеком лет сорока пяти. Ожидали мы его на улице. Подошел он к нам в белой рубашке с пузом, лысый, с небольшими заплывшими свиными глазками. Довольно быстро принял непринужденный фамильярный стиль поведения. Говорил негромко, но  значительно. Звали его особенно солидно - Радомир Марсович. Зримо довольный Радомир Марсович обрисовал нам довольно обширный алгоритм действий.

Первые неудобства, с чем пришлось столкнуться – это техпаспорт на беларускай мове. Короче, в Сибае официального переводчика-нотариуса не нашли. Те, которые имелись, были искренне возмущены, что, дескать, мы их тут со своим беларуским языком напрягаем. На следующий день была организована командировка в Магнитогорск, где такой переводчик нотариус должен быть. И нашли таки!

Артуру Баимову отправили на дом телеграмму с предписанием явиться на оценку повреждений машины. Хотели отправить телеграмму и Славе на дом, но шутка, оказалось, что будет стоить чрезвычайно дорого. Отказались от затеи. Кроме наториальной конторы в прочих служебных местах нам почему-то были рады нескрываемо (молодые луноликие девушки). Когда узнавали, что приехали из Беларуси (да еще и сплавляться по рекам), приходили в неописуемый восторг! От этого вопросы решались, если не быстрее, но приятнее.

По дороге домой купили много десятков яиц. Утром был разговор, что Петруха нам нажарит на  сковороде омлетов. К нашему приезду Петруха оказалось, что омлеты жарить, пожалуй, сегодня не будет, - напился и спит.

Зато они с Максимом ездили в город и заварили у какого-то вызвавшегося помочь частника глушитель.

По дороге назад к водокачке, Палыч попросил остановить возле кузовных грузовиков. Продавали навоз (весна, посевная на носу, сезон).

- А почем у вас купить машину говна?

- Три тысячи.

- Ну, если сорок километров повезешь, куплю.

- Нет, сорок далеко, не повезу.

Пока нас не было, случился костровой пал. Со стороны дач загорелась сухая трава. Ветер был в нашу сторону, и пал неуклонно надвигался на лагерь. Положение спасла вдруг появившаяся пожарная машина.

Время было уже сумеречное. Неожиданно Пузочес поймал на удочку пусть небольшой, но трофей – линь!

В сумерках сидели у костра. Послышались звуки, как будто душат женщину. Мы повскакивали. Пулей прибежал кот Вачек. Шерсть топорщилась дыбом. В два прыжка он оказался на крыше буса. Его преследовала лиса. Она долго еще потом бродила вокруг лагеря. В темноте зелеными огоньками горели глаза. Нас она совершенно не боялась и приходила тоже в другие дни.

- А ну кыш! Кыш отсюда!!

Она не убегала, а, пятясь, как бы отступала, вся преисполненная достоинства!

Судопроизводство оформляли несколько дней. Ездили к нотариусу в Магнитогорск. Переводили техпаспорт. Оценивать машину приехал довольно приятный сотрудник около сорока и в темной рубашке – Андрей.

- Похоже, «тотал» (бессмысленная для восстановления машина).  - Повреждений он написал огромный список, - все вечером посчитаю, завтра вам скажу, сколько это будет, - сообщил Андрей.

Оценка ущерба приближалась, кстати, к 120 тысячам. Ездили он и с Артуром, при нем все было еще раз оценено и им, Баимовым, подписано.

Прошел еще день.

Малышкина нарыла по интернету, что тут как раз напротив места нашего ДТП второй по глубине карьер в мире (там раньше добывали медную руду), еще и есть какие-то водопады! Туда было решено организовать экскурсию. Все хотели ехать. Пришлось Глазу самоотверженно остаться в лагере.

http://magadan.by/tours/vtoroj-karer-v-mire

Заготовил дров. Приезжал хозяин автосервиса с веселым слесарем. Машину, говорю, что заберем после 10 числа. А сами еще попробуем пройти две реки. Хозяин сказал, что пару дней они собираются бухать, потому что поедут на рыбалку, но к 10 числу сделают все обязательно.

Приехали экскурсанты. Очень довольные. Глаз проводил следствие. Рассказывали дружно. Показания сличались.

Все вместе пошли купаться. Витя Гетюк плавал баттерфляем. Озеринский потерял крестик. Рядом совсем уже молодые девочки пробовали привлекать к себе внимание, но мы их игнорили.

Вечер выдался задушевный. Жарили омлеты.

Съехали только 7 мая утром.

К Сибаю и нашему лагерю между двумя водокачками успели привыкнуть.

Мы попали в беду. Но дело утрясали сами и сообща. Причем с юмором и оптимизмом. По дороге назад забрали Мазду.

11 мая переночевали еще раз на «нашем месте» между двумя водокачками. Мы его основательно прибрали, но местные за 9 мая засрали берег опять до изначального состояния, какое было до нашего пребывания.

- Видите, как хорошо нам машину вытянули и геометрию исправили, - обратил внимание на одной из заправок Глаз, - Даже резину не жрет. 

- Ты пойди с другой стороны посмотри.

- Ой, бля!

Мазду Виталик продал на запчасти. Судебное дело тянулось очень долго, почти год. Артур Баимов по итогу теперь выплачивает. А подробностей не знаю.

 Часть 3 Парад катамаранов

7 мая утром мы, наконец таки, выехали! По дороге коллектив перепился. Слава-Электрик и Палыч в особенности. Вели себя они, вопреки репутации, довольно таки деструктивно. Трезвый Глаз очень чувствительный к людской навязчивости. Эта поездка очень хотелось, чтобы быстрее закончилась. В бус тем более, что пришлось утрамбовывать 11 человек.

Когда приехали на мост через Большой Инзер, от излишне экспрессивных пассажиров мне уже было физически дурно.

Времени оставалось в распоряжении 73-его похода либо чтобы пройти Большой и Малый Инзер, либо чтобы пройти Малый Инзер и Лемезу. Из-за ДТП момент с высокой водой был уже упущен. Она неизменно падала.

Глаз вышел на воздух. Погода пасмурная и влажная. Сходить к реке было здесь с высокой насыпи крайне неудобно. Повстречавшийся лесник сообщил, что за последнюю неделю вода сошла более чем на метр. Визуально Большой Инзер, однако, еще оставался довольно пухлым, и сохранил приличную скорость течения. Мы вполне успевали, чтобы по нему спуститься. Вода вопреки Сакмаре не коричневая, а как бы бело-серая: совсем здесь не такая. Не так далеко мы отъехали от Сакмары, еще меньше от Сибая, но здесь уже было все по-другому. Не гранитно-степные берега, а с двух сторон лес. Резко поменялась природная зона.

- Здесь никто не стартует, - пояснил лесник, - Собираются там чуть ниже в деревне.

В автобусе снежным комом увеличивалась руссияновщина. А иные уже ревели.

- ГЛА-А-А-АЗ!!

- ГЛАААА-АААА-АААЗ!!! А куда мы пойдем!?

Решено было идти по Большому Инзеру. Интересный участок пути 112 километров до Усмангалы. Прикинули, что это два дня пути. Сегодня 7 мая, за завтра-послезатра зайдем. 9-ого вечером должны быть в Усмангалы. Там, кстати Большой Инзер сливается с Малым Инзером. На всем этом протяжении каких-либо вразумительных населенных пунктов на реке нет.

Съехали ниже в деревню. Рядом собирали еще несколько катамаранов. Место было почти общественное. Одна группа даже считай детская. Витя Гетюк развернул белорусский флаг. Показавшиеся из буса беларусы, начали нецензурно реветь! Флаг пришлось стремительно убрать. «Руссияновых» уложили спать. Катамараны собрали за три часа. Машину оставили под присмотр местных жителей здесь же. Снарядили и загрузили суда еще за час. Выехали на вечерней зорьке. Пьяные сколько-то к тому моменту протрезвели и уже не выли. Глаз под вечер накатил (днем в этом походе был самозапрет).  Уже не реагировал так остро на руссияновщину (руссияновщины теперь не было). Гребли дружно.

Пасмурно, сыро и временами накрапывал дождь. Инзер сразу же продемонстрировал свои сильные стороны. Неширокий, веселый и быстрый. Шлось по этой реке с удовольствием. Никаких технических сложностей, но динамично и душевно. Сил прилагаешь не много, но берега мчаться. Будто едешь на велосипеде.

Возле опор когда-то здесь бывшего моста особенно резкий поворот вправо. На таком течении ещё и с прижимом! Там в профиль быстротока попал выворотень с острыми корнями. Они выступали против течения, будто пики. Обошли мы его с большим трудом, матом и яростным нажимом на весло. Здесь уже полоскались на течении обрывки чьих-то баллонов. Вскоре из воды были выловлены и трофеи. Большая овальная крышка от пластмассового стола и катамаранное весло цвета блевотины. Весло прижилось и ходило потом в походы после (отчет пишется ретроспективно). Позднее из сети мы узнали, что распоролось в тот день на этом месте много катамаранов.

Чалились в ранних сумерках. Ночевали в сыром от погоды, но довольно уютном хвойном лесу на левом берегу. Уют создавали мы всегда сами. Дружно и довольно быстро. И сегодня тоже было уютно и душевно.

8 мая

Погода в основном пасмурная. С рекой не ошиблись. Большой Инзер необычайно красив. Быстр и постоянен по чередованию впечатлений. Он неширокой упругой лентой мчался в высоких лесных берегах и утесах. Но попали мы по времени исключительно не удачно. Выходные, сезон, да еще и праздник 9 мая! Сколько здесь было катамаранов!

Да что там катамаранов, лодок, рафтов,байдарок. С моторами и без. Ультрасовременные и олдскульные.

Один ортодоксальный дедушка сделал катамаран из двух надувных лодок и насадил туда таких же бабушек. Но все-таки парад здесь был именно катамаранов!  

     

Наша группа была, наверное, самая трезвая сегодня, да и на следующий день, на этой реке. В одной из групп был дедушка, который ехал и, что не свойственно его возрасту, голосил. Примерно, как раньше Руся (уволен в конце 16-ого). Ветра не было. Река протекает в высоких берегах, а иной раз и в скальных мешках. От этого вопли казались еще более шумны и гулки!

- Ты, что, яйца прищемил?! – интересовались у него компаньоны по экипажу.

Шли мы быстрее других (если Рунтя не перегружен, он довольно мореходен).  Однако, не успевали мы отделаться от общества одних, неизменно проходили мимо других, и догоняли третьих. Это был ко дню победы. Парад катамаранов! Убрать если эти разноцветные катамараны, да и еще с нетрезвыми экипажами, Большой Инзер был бы хорош абсолютно всем.

Шивера Сарышта на спадающей воде, - ничего собой выдающегося не представляет, только надо смотреть, чтобы ничего не зацепить. До камней запас уже оставался не более 30см. Шивера когда то была одноименным порогом. По Большому Инзеру когда-то сплавляли лес и порог взорвали. Лет пятьдесят назад или более…

9 мая

9 мая

Ласковая солнечная погода. Наша флотилия. - Рунтя, Пузочес, Виктор Коровкин и Летчик-Пенсионер как угорелые мчались вниз по течению.

112 км мы пролетели за два ходовых дня. Большой ошибкой был снаряженный беларуский флаг. Глаз всячески его пытался снять, но Витя Гетюк был непреклонен, - всегда настаивал, что флаг непременно должен быть! Ничего против самого флага не имею (слава Богу Паленый со своим украинским здесь не оказался).

В трезвом виде я тяжело переношу избыточное внимание. Здесь, сначала оно сильно не напрягало, но после не одного десятка раз, внимание к беларусам просто ОСТОЕБЕНИЛО! Хотелось всем говорить, как в анекдоте, где мужик на лодке греб ложками. Популярность Батьки в России, да еще и на реке, к тому же где нет трезвых сплавщиков, выше всяких мыслимых пределов!!

 Большой Инзер, если вне праздников 9 мая, а несколько раньше – река выше всяких похвал. Да что писать, времени прошло сколько. По фотографиям сами посудите!

          

Большой Инзер, если вне праздников 9 мая, а несколько раньше – река выше всяких похвал. Да что писать, времени прошло сколько. По фотографиям сами посудите!

 Часть 4 Инзер Малый. По спадающей воде

9 мая

В Усмангалы были ближе к вечеру.

Здесь на лужайках ниже автодорожного моста разбирали катамараны не такие мы одни. Времени как раз оставалось, чтобы пройти еще одну реку. Это Малый Инзер. 40 километровый участок сплошного быстротока и шивер. Но апогей сплава по этой реке, разумеется, что порог Айгир.

Порог раньше был третьей категории трудности. В этом году мы встретились с катамаранщиками, которые проходили его в большую воду. Порог оказался что теперь тянет на четверку. Летом, чтобы не размывало, укрепили насыпь железной дороги. Насыпали щебня и скрепили его сеткой. После этого Айгир сделался агрессивнее, образовался прижим с косой бочкой в конце насыпи. Бочку окрестили Моргоша.

Глаз самоотрядился искать транспорт, кто бы нас забросил на место стапеля. Сперва проводить взялись местные школьницы. В большой деревне как раз было в обилии нужных бортовых грузовиков. Я обошел с добрый десяток потенциальных водителей. Особенно привлекательно выглядела заброска на ГАЗе 66 или ЗИЛе 157. У всех как один или были какие-то дела или не было документов (а, как оказалось, ехать нужно по асфальту). Пришлось вернуться к нашим.

Интернет большое дело. Быстро мы залезли в нужные объявления. Нашелся подходящий ЗИЛ-бычок бортовой. 11 участников с полуразобранными катамаранами и багажом влезли, конечно, сильно впритык. Багаж пришлось очень обильно крепить веревкой. Цена заброски вышла весьма демократичной, а водитель свойский.

Ехали эти сорок километров в состоянии небывалой эйфории. Бросили жребий, кому двоим достанутся места в кабине. Ехать там никому не хотелось.

Предварительно посмотрели видео от первого лица прохождение порога Айгир примерно неделю назад. Видео произвело неслыханное впечатление. Набегающие мутные желто-зеленые пенистые валы выглядели очень хардкорно. ЗИЛ обильно нас обдавал запахами сгоревшей солярки. Мы, спрятавшись от ветра за кабиной, предавались небывалым забавам. Поднимали вертикально флаг, взаимоприветствовались с каждой обгоняющей нас машиной.

Экзальтированное состояние подкреплялось и усиливалось крепкими алкогольными напитками.

Приехали в весьма необычное место, которое еще и относится к территории Южноуральского природо-ланшафтного заповетника. Погода паспурная, но приветливая и мягкая. Железнодорожный мост, полуразобранные рельсы, контактная сеть и опоры линии электропередачи шли в разрез со впечатлениями о заповетности территории. Под пасмурную погоду окрестные сопки и шелестящий быстро бегущий Малый Инзер вызывали сильные ощущения.

Поднялись на железнодорожный мост. Ступеньки лестничного марша, плиты крошились от незначительного воздействия. Цемент, очевидно, когда-то ушел налево, с песком смешали, сколько осталось.

Лагерь разбили на плоских площадках среди кустов и строительного боя. Дров вокруг было много.

10 мая

Сорок километров ехать до Усмангалы.

Малый Инзер подхватил наши суда, мы стремительно побежали вниз по течению. Через два часа уже осматривали порог.

Вода сильно упала. Для Глаза он не казался чем-то особенным (на катамаране). Но аудитория переговаривалась вполголоса, притихше. Осматривали с насыпи железной дороги. Мимо прошло несколько поездов. Витя махал им белорусским флагом.

Впечатления того дня 10 мая стерлись, но они были самые приятные. Порог прошли по очереди. Намокли все равно по живот, не смотря на то, что вода к тому времени спала. Сперва, ехали вдоль прижима. Как сейчас помню несущуюся мимо левого плеча насыпь, скрепленную железной сеткой и промчавшуюся мимо уха проволоку.

Потом делились впечатлениями, выливали из сапог воду. Глаз пошел выше по течению. Там был обнаружен не управляемый Максим-Летчик-Пенсионер. Его Щуку залило водой заподлицо, что нельзя было даже вытащить на берег. Вместе вычерпали воду. Кот Вачек порог не проходил. Его обнесли в корзине.

Дальше Инзер был все также быстр. Беспечные и счастливые мы неслись вниз.

 Вид на Марьин Утес

- Вон, смотрите, это Марьин Утес. Здесь снимали фильм «Тени исчезают в полдень». Берега понизились.

Русло побежало мимо насыпи железной дороги, вздыхали и подвывали электровозы. Частенько река соседствовала с дорогой. Мы поднимали весла. Машины приветствовали нас.

В Усмангалы зачлили в сумерках. Замерзли под холодный вечер как цуцэки. Закончилась наша таким образом наша водная часть. В качестве дров насобирали топляка. Ночной костер был ярким и преданным. В трехстах метрах от нас были дома деревни. За рекой своей жизнью жила большая железнодорожная станция, освещенная прожекторами. Здесь же возле нас был железнодорожный мост. За ним сразу сливаются Большой и Малый Инзер!

11 мая

Огранизованно, собрав суда и вещи, отправились в неблизкий путь через Сибай (забирать Мазду) обратно домой.

В Сибае пришлось переночевать еще раз на том же пресловутом водоханилище. Машина была еще не готова.

Поход заканчивался через посещение на обратном пути Глазовой дачи. Домой разъезжаться не торопились. Это был прекрасный и неповторимый сплав, или поход номер 73, оставивший на долгие годы найприятные и ничем не заменимые впечатления!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените этот материал:
36 билетов в Новую жизнь, или велопоход имени Жанн...
74:Эсса-Улла 106км 10-12.06.17
  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором. Чтобы избежать этого - зарегистрируйтесь.
правилами и условиями.